grandov.ru страница 1страница 2
скачать файл


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ




Т.В. Семеновских

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов специальности 030301.65 Психология

заочная форма обучения

Тюменский государственный университет

2008


Т.В. Семеновских. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 Психология заочной формы обучения – Тюмень, 2008. – 27 с.

рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология развития и возрастная психология [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии.

Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Доценко Е.Л., доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© Семеновских Т.В., 2008.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс включает: тематический план курса; тезисное изложение основного материала, задания к семинарским занятиям; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к экзамену.

В рамках изучения дисциплины освещаются основные проблемы психологии развития и возрастной психологии, характеризуется её предмет и задачи, исторические вехи развития, методы исследования; даётся представление о знаниях в области психологии развития человека на каждой из стадий онтогенеза: описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития и возрастная психология» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений.

Выписка из ГОС: Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст; ранний возраст; дошкольный возраст; младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» изучается на II курсе в течение 4 семестра. Базисом для изучения данной дисциплины служат предметы, освоенные студентами на I курсе: «Возрастная анатомия и физиология», «Основы педагогики», «Введение в психолого-педагогическую деятельность» и «Основы общей психологии». Предполагается, что студенты II курса должны иметь четкие представления об основных видах деятельности психолога, о таких психических процессах как ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, а также о психологии личности.


Цель и задачи дисциплины:

Цель – формирование профессиональных знаний и умений будущих специалистов в области акмеологии и возрастной психологии.

Задачи дисциплины:

  • задать общетеоретические координаты психологии развития, в которых возможно осмысленное действие психолога по отношению к любым развивающимся системам;

  • формировать общетеоретические представления об условиях, факторах, закономерностях и теориях психического развития в процессе онтогенеза;

  • дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека.


Формы контроля:

  • промежуточный контроль - тестирование текущих знаний, написание контрольных работ;

  • итоговый контроль – экзамен.


Трудоемкость дисциплины:

Курс рассчитан на 178 часов, из них: аудиторных занятий (6 ч. – лекции, 4 ч. – семинарские занятия) – 10 часов; 168 ч. – самостоятельная работа. В конце изучения студентам предстоит сдать экзамен (IV семестр).



2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (час)



п/п

Название темы


Лекции,

час


Семинарские занятия, час

Самостоятельная работа,

час

Итого часов по теме

1

Возрастная психология как отрасль психологической науки

1

-

10

11

2

История развития возрастной психологии

-

-

10

10

3

Основные категории возрастной психологии: развитие, возраст и детство

1

-

10

11

4

Зарубежные теории психического развития

2

-

10

12

5

Отечественные теории психического развития. Проблема периодизации психического развития

2

-

10

12

6

Психологические особенности периода новорожденности и младенческого возраста

-

1

15

16

7

Раннее детство

-

-

15

15

8

Развитие психики в дошкольном возрасте

-

1

15

16

9

Психическое развитие в младшем школьном возрасте

-

-

15

15

10

Психологические особенности подростка

-

1

15

16

11

Психология юношеского возраста

-

1

15

16

12

Психология взрослых возрастов

-

-

14

14

13

Психология старения и старости

-

-

14

14

Итого

6

4

168

178



Планирование самостоятельной работы студентов (СРС)




Виды СРС

Объем

часов

обязательные

(аудиторные)

Дополнительные

(внеаудиторные)

1

Проверка интерпретаций рисунков.


Заполнить таблицу: «Психология развития и возрастная психология как наука».

Приведите конкретные примеры использования различных методов в исследовании психики ребенка.

Письменно проинтерпретируйте детские рисунки (метод анализа продуктов деятельности).


10

2

Обзор интернет-сайтов, статей.

Проверка таблиц.



Составьте таблицу: «История развития возрастной психологии от Античности до наших дней».

Напишите, какие проблемы решает возрастная психология в настоящее время.



10

3

Ответы на вопросы.

Проверка письменных работ.



Письменно приведите примеры из окружающей действительности на каждую закономерность, движущую силу и механизм психического развития.

Составьте ребусы, головоломки, задействовав в них основные понятия категории развития.



12

4

Обзор интернет-сайтов, статей.

Интерпретация фильма.



Посмотрите фильм И. Бергмана «Земляничная поляна» проанализируйте жизнь доктора Борга с позиции разных концепций.

Познакомьтесь с критическим анализом взглядов Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.



10

5

Обзор интернет-сайтов, статей.

Проверка таблиц.



Составьте таблицу: «Ученые, внесшие вклад в разработку вопросов возрастной психологии».


10

6

Ответы на вопросы.

Проверка таблиц, сочинений.




Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.

Опираясь на изученный материал (положения Л.С. Выготского), напишите сочинение-рассуждение на тему: «Мой психологический возраст».

Составьте и заполните таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития».


10

7

Обсуждение решений задач, проблемных ситуаций.

«Мозговой штурм» проблемных ситуаций.

Решение практических задач.



10

8

Проверка конспектов.


Конспектирование первоисточников: Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту.

Конспектирование первоисточников: Лысюк Л.Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания.

Решение практических задач.


10

9

Проверка конспектов.

Обсуждение решений задач.



Конспектирование первоисточников: Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника

Решение практических задач



10

10

Проверка конспектов.

Обсуждение решений задач.

Анализ проблемных ситуаций.


Подготовьте конспект двух методик (на выбор студента) по изучению психической готовности к школьному обучению.

Дайте психологический комментарий высказываниям: «Когда меня вызывают к доске. Я чувствую, что щеки пылают, руки трясутся. Мне кажется, что все в классе смеются надо мной, и мне становиться еще хуже. Самое обидное, что я готовился и знаю урок. Что делать?»

Выделите основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками в период адаптации к школе.

Познакомьтесь с рекомендациями для родителей первоклассников, сформулировать оптимальную позицию родителей по построению отношений с ребенком в период адаптации к школе.

Конспектирование первоисточников: Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка

Решение практических задач.



10

11

Обсуждение решений задач.

Проверка конспектов.




Сравните различные теоретические подходы к решению проблемы детерминации (обусловленности) подросткового кризиса.

Охарактеризуйте сущность подросткового кризиса с позиции отечественной психологии, указать фазы, пути протекания кризиса.

Раскройте позитивный смысл кризиса подросткового возраста. Решение практических задач.


10

12

Обсуждение решений задач.

Прочитайте главу 3 повести Л.Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста в концепции Э. Эриксона.

Решение практических задач.



10

13

Обсуждение решений задач.

«Мозговой штурм» проблемных ситуаций.

Решение практических задач.



10

14

Интерпретация фильма.

Просмотр и обсуждение фильма «Шахматистка».

Решение практических задач.



10

15

Обсуждение решений задач.

«Мозговой штурм» проблемных ситуаций.

Решение практических задач.



10

16




Подготовка к тестированию.

16

Итого

168


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки

Определение возрастной психологии, ее предмет. Эволюционные, революционные и ситуационные изменения, происходящие в психике и поведении людей при переходе из одной возрастной группы в другую. Задачи возрастной психологии.

Принципы исследования в возрастной психологии. Методы возрастной психологии.
Тема 2. История развития возрастной психологии

Проблема воспитания ребенка в психологических учениях от Античности до Нового времени. Демокрит о формировании психики ребенка.

Исследование психологического развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.).

Развитие возрастной психологии в ХХ веке. Педология – комплексная наука о ребенке. Концепция Ст. Холла.

Развитие возрастной психологии в России.
Тема 3. Основные категории возрастной психологии: развитие, возраст и детство

Психическое развитие, его виды. Основные линии психического развития. Предпосылки, движущие силы и факторы развития. Закономерности психического развития. Механизмы психического развития.

Психическое развитие и обучение, их соотношение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Обучение и освоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Понятия «уровень актуального» и «зона ближайшего развития».

Понятие возраста в психологии. Виды возрастов. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития.

Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности.


Тема 4. Зарубежные теории психического развития

Биогенетическая концепция развития в работах Гетчинсона, А. Гезелла, К. Бюлера, В. Штерна и др.

Социогенетическая концепция развития в трудах Э. Дюркгейма, П. Жане, В. Штерна (теория конвергенции двух факторов).

Бихевиоризм и теория социального научения (Э. Торндайк, Р. Сирс).

Психоаналитические теории развития (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.


Тема 5. Отечественные теории психического развития

Проблема периодизации психического развития

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

А.Н. Леонтьев о психическом развитии. Теория Д.Б. Эльконина.

Теория Л.И. Божович.

Понятие возрастной периодизации, значение разработки проблемы возрастной периодизации. Проблема возрастной периодизации детей и взрослых.

Тема 6. Психологические особенности периода новорожденности и младенческого возраста

Новорожденность. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

Младенчество. Основные достижения: чувство доверия к человеку - вхождение в мир человеческих отношений; прямохождение; начало понимания речи.

Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Развитие движений и действий. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире.

Восприятие как ведущая функция.
Тема 7. Раннее детство

Ранний возраст. Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.

Общение ребенка раннего возраста. Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как механизмов общения. Возникновение стремления к самостоятельности.

Познание в раннем возрасте. Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и памяти.

Предпосылки формирования личности. Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание отражения в зеркале.

Внешний образ. Овладение телом. Прямохождение. Телесные удовольствия.

Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами.

Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа. Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.



Предметная деятельность. Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности.
Тема 8. Развитие психики в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст. Основные достижения: развитие рефлексии; развитие знаковой функции сознания; развитие представлений об относительности мира постоянных вещей.

Особенности общения. Место дошкольника в семье. Речевое и эмоциональное общение. Стили общения, предлагаемые взрослыми. Потребность в любви и одобрении. Страх перед угрозой одиночества. Развитие механизмов идентификации и обособления. Идентификация в форме сочувствия. Отчуждение в форме гнева, страха. Эмоциональное сочувствие ребенка в группе сверстников. Общение и готовность ребенка к школе.

Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи. Развитие словаря и грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Осознание словесного состава речи. Развитие функций речи. Коммуникативная функция. Планирующая функция. Знаковая функция. Экспрессивная функция.

Сенсорное развитие. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками. Развитие ориентировки в пространстве и времени. Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени. Восприятие рисунка.

Общая характеристика развития мышления. Проблемные ситуации. Установление причинно-следственных связей. Значение усвоения знаний. Развитие мыслительных действий. Развитие образного мышления. Овладение моделями. Усвоение логических форм мышления. Предпосылки развития логических форм мышления. Логическое мышление и умственное развитие.

Особенности развития внимания, памяти и воображения.



Игра и другие виды деятельности. Общая характеристика игровой деятельности. Игровые отношения детей. Реальные отношения детей в ситуации игры. Влияние игры на развитие функций речи. Игрушка как средство психического развития ребенка.
Тема 9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психологического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники.

Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребенка в школу.



Особенности общения. Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей.

Общение и речь в школе.

Социальная жизнь младшего школьника. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Роль классного воспитателя в формировании у младших школьников общественной позиции. Общение мальчиков и девочек в классе.

Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.

Особенности общения со сверстниками.

Умственное развитие. Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Содержание обучения как источник умственного развития в школьном возрасте.

Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности воображения и внимания.



Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Общая характеристика учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям.

Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема отметки и оценки.

Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.
Тема 10. Психологические особенности подростка

Достижения возраста: сенситивность к социальным явлениям; рефлексия на себя и других; потребность к идентификации со сверстниками и кумиром; потребность в обособлении.



Условие и образ жизни в отрочестве. Социальная ситуация в жизни отрока. Подросток в семье, школе и среди сверстников. Возрастные периоды отрочества.

Учебная и другие виды деятельности в подростковом возрасте. Стимулы и мотивы учения. Формирование учебных мотивов, их устойчивость.

Развитие моральных норм и правил поведения. Отношение к обязанностям школьника.

Изменения отношения к учебе на протяжении подросткового возраста.

Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте. Игры в отрочестве.



Особенности общения. Общение в отрочестве.

Особенности общения подростков с родителями и другими взрослыми. Общение с учителями в школе. Потребность в доверительном общении со взрослым. Общение со сверстниками. Дружба. Совместное отчуждение от взрослых.

Потребность в развитии речи как средстве общения. Мир чтения подростков. Автономная речь в подростковых группах.

Общение со сверстниками. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Особенности времяпрепровождения. Поиск друга.

Общение и половая идентификация. Психология сексуальных взаимодействий подростков. Психологические стрессы по поводу подростковой беременности. Первая любовь.

Вхождение в реальность знаковых систем языка. Верхний уровень речевой культуры. Школа, язык и индивидуализация. Подростковая языковая субкультура. Сленг. Значение жестов в общении подростков.

внимания, памяти, воображения. Между реальностью и воображением.



Личность отрока. Особенности идентификации с собственным “Я”. Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.

Самосознание в отрочестве. Притязания на признание у подростков. Обострение потребности в признании. Особая значимость в притязании на признание своей уникальности. Специфика половой идентификации в подростковом возрасте. Особенности отношения подростка к своему прошлому, настоящему и будущему. Страх смерти. Подростковая суицидальность.

Социальное пространство личности отрока. Отношение подростка к правам и обязанностям. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства – необходимое условие становления личности.


Тема 11. Психология юношеского возраста

Достижения возраста. Ориентация на жизненные перспективы.



Условия и образ жизни в юности. Социальная ситуация жизни в юности. Профессиональные ориентации. Жизнь в родительской семье. Создание своей семьи. Возрастные периоды юности.

Учебная деятельность в юношеском возрасте. Понимание необходимости учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Роль учения в формировании личности.

Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте.

Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства. Негативные тенденции.

Трудовая деятельность в юношеском возрасте. Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте. Ответственное отношение к своему будущему и обществу при выборе профессии. Понимание необходимости трудовой деятельности. Роль труда в формировании личности.

Особенности общения. Общение в юности. Проблема отцов и детей. Потребность в общении с кумиром и референтной группой.

Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте.

Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении.

Общение со сверстниками противоположного пола. Особенности и времяпрепровождения. Дружба в юности.

Общение и половая идентификация. Любовь в юности. Ранний брак.

Кризис личности в юности.

Тема 12. Психология взрослых возрастов

Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Профессиональная и общественная деятельность. Семья.

Периоды взрослости.

Личность взрослого человека. Особенности идентификации с собственным "Я". Социальная активность взрослого человека. Значение активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Притязание на признание в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Притязание на признание в семье. Стабилизация половой идентификации взрослых. Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновенной жизни. Отношение к правам и обязанностям у взрослых.

Значение ценностных ориентаций и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Жизненные позиции и самостоятельность взрослого человека.

Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни.


Тема 13. Психология старения и старости

Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Участие в профессиональной и общественной деятельности. Место в семье. Одинокая старость. Периодизация позднего возраста. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения.



Деятельность в пожилом и старческом возрасте. Творчество в пожилом возрасте. Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни.

Общение в старости. Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трех-четырех поколений. Психология отношения пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов.

Личность в пожилом и старческом возрасте. Значение социальной активности в позднем возрасте.

Кризис идентификации со своей внешностью и физическим "Я" в позднем возрасте.

Притязание и формы участия в общественной жизни.

Кризис предпенсионного и послепенсионного периода.

Психологическая готовность к старости. Психологические новообразования пожилого человека. Личностные проблемы у пожилых.

Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте.


3.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1 (семинарское).

Тема: Психическое развитие ребенка периода новорожденности и

младенчества

План:


  1. Характеристика периода новорожденности.

  2. Специфические особенности младенческого возраста.

  3. Характеристика кризиса первого года жизни.

Глоссарий: кризис новорожденности, «комплекс оживления», непосредственное эмоциональное общение, госпитализм, «автономная речь».


Вопросы для самопроверки студентов:

  1. В чем сущность кризиса новорожденности?

  2. Каково значение «комплекса оживления»?

  3. Влияние общения на психическое развитие ребенка в младенчестве.

  4. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым?

  5. В какие периоды младенческого и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие – память?

  6. В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? Проиллюстрируйте это положение примерами.

  7. Каковы основные проявления и значение кризиса одного года?

  8. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов дошкольного детства необходимо учитывать, по мнению А.В. Запорожца, для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период?


Занятие 2 (семинарское).

Тема: Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

План:


  1. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте.

  2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

  3. Значение игры для психического развития ребенка.

  4. Роль других видов деятельности в развитии познавательных процессов и личности ребенка.

Глоссарий: игра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.


Вопросы для самопроверки студентов:

  1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

  2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

  3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?

  4. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?


Занятие 3 (семинарское).

Тема: Психологические особенности подростка

План:


  1. Общая характеристика возраста.

  2. Физиологические особенности подросткового периода.

  3. Интимно-личностное общение со сверстниками – ведущий вид деятельности подросткового возраста.

  4. «Чувство взрослости» – основное новообразование подросткового возраста.

  5. Учебная деятельность подростка.

  6. Умственное развитие подростка.

  7. Развитие самосознания подростка.

  8. Общение подростка со взрослыми и сверстниками.

Глоссарий: интимно-личностное общение, мотив самоутверждения, «чувство взрослости».


Вопросы для самопроверки студентов:

  1. Какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте?

  2. Дайте характеристику подросткового кризиса.

  3. Назовите основные поведенческие реакции подростков.

  4. Каковы особенности личностного развития подростка?

  5. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

  6. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

  7. Назовите четыре статуса идентичности.


Занятие 4 (семинарское).

Тема: Психология юношеского возраста

План:


  1. Психологическая характеристика юношеского возраста.

  2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте.

  3. Развитие личности.

  4. Профессиональное самоопределение как основное новообразование юношеского возраста.

  5. Общение в юности.

Глоссарий: личностное самоопределение, любовь, независимость в моральных суждениях, профессиональное самоопределение, самообеспечение, самообслуживание.


Вопросы для самопроверки студентов:

  1. Как происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте?

  2. В чем выражается осознание противоречий в жизни юношами и девушками?

  3. Какова сущность профессионального самоопределения?

  4. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в юношеском возрасте?

  5. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?

  6. В чем проявляется проблема личностного самоопределения и развития самосознания в юности?

3.3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ




  1. Выберите правильный вариант ответа:

Возрастная психология изучает...

а) факты и закономерности развития психики человека;

б) общие законы развития и формирования психики;

в) проявления психики людей;

г) детей дошкольного и школьного возраста;

д) возрастной период от семи лет и до старости.




  1. Выберите и вставьте правильный ответ:

… – это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

а) наблюдение;

б) опрос;

в) тестирование;

г) эксперимент;

д) анкетирование.




  1. Вставьте правильный ответ:

Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.

  1. Установите соответствие между авторами и теориями:

а) Эпигенетическая теория развития личности.
б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка.
в) Теория развития высших психических функций.

1) Э. Эриксон
2) Ж. Пиаже
3) Л.С. Выготский

5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:

а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения;

б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами;

в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;


  1. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно. Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?

  2. Выберите правильный ответ:

Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются...

а) уровнем актуального развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) зоной перспективного развития.




  1. Выберите и вставьте правильный ответ:

Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С. Выготским.

а) закономерности;

б) функции;

в) характеристики;

г) механизмы;

д) новообразования.




  1. Вставьте пропущенное слово:

… – это первая социальная потребность человека.

10. Установите соответствие:



а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.

б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.

в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.

г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.




1) Конструирование
2) Сюжетно-ролевая игра

3) Труд


4) Учебная деятельность

11. В своей периодизации З. Фрейд прослеживает линию психосексуального развития. Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:

а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни);

б) фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослому);

в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым);

г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).




  1. Кто автор этой теории?

Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ:

Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают...

а) условные рефлексы;

б) безусловные рефлексы;

в) слуховые анализаторы.

14. Вставьте правильный ответ:

… – простейшая первичная форма самосознания.

а) узнавание себя;

б) самооценка;

в) автономная речь.


15. Вставьте правильный ответ:

… – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.


16. Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:

а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.

б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.

в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами .


1) Наглядно-действенное
2) Наглядно-образное

3) Словесно-логическое


17. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому:

а) формируются в совместной деятельности;

б) переходят во внутренний план;

в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.

18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?

Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
19. Выберите правильный ответ:

Кризис 7 лет – это:

а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;

б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;

в) тревожность, демонстративность, вербализм.

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.
20. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

а) учебные действия;

б) манера поведения учителя;

в) действия осознанности.
21. Вставьте правильный ответ:

В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.


22. Установите соответствие:

Новообразования:

а) Возникновение цельного детского

мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.

б) Развитие произвольности

психических процессов и поведения, компетентность.

в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи.



Возраст:

1) младший

школьный;
2) ранний возраст;
3) дошкольный.

23. Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядке возрастания:

а) интерес подростка к собственной личности – эгоцентрическая доминанта;

б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) – доминанта дали;

в) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтика.
24. Укажите возрастной период, которому соответствуют Антон и его друзья.

Учившийся на одни 5-ки Антон вдруг начал терять интерес к учебе. У него появились какие-то дела, новые друзья. Они постоянно встречались, слушали музыку, о чем-то говорили.


25. Выберите правильный ответ:

Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:

а) притязание на признание среди подростков:

б) похвала родителей;

в) желание получить хорошую оценку.

26. Выберите и вставьте правильный ответ:

Сленг в подростковом возрасте придает эффект усиления чувства … тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы:

а) дружбы;

б) сплоченности;

в) доверия.




  1. Вставьте правильный ответ:

Старшеклассники – «люди, обращенные в …, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности» ( Л.И. Божович).

28. Установите соответствие:



Преобладающий мотив учения:

а) Практический мотив (связь с профессией).

б) Чтобы быть не хуже других.

в) Мотив получения хорошей оценки.



Возраст:

1) Младший школьник.

2) Подросток.

3) Старший школьник.


29. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):

а) самоопределение;

б) чувство взрослости;

в) произвольность.


  1. Основными ценностями какого возраста становятся выбор спутника жизни и профессиональная деятельность?

31. Выберите правильный ответ:

Основное новообразование старости:

а) мудрость;

б) эгоистическая стагнация;

в) генеративность.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая учебная программа для студентов специальности 030301. 65 Психология заочная форма обучения
392.39kb.
Рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология. Форма обучения заочная
411.74kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301
212kb.
Рабочая программа для аспирантов специальности 02. 00. 04 Физическая химия Форма обучения очная и заочная «подготовлено к изданию»
313.46kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» очная форма обучения
276.39kb.
Рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» (очная, заочная формы обучения), специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»
900.47kb.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 010503. 65 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
219.17kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности «Финансы и кредит» Тюменского государственного университета
299.86kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
124.59kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности 080101 «Прикладная информатика в экономике»
172.14kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 010800 «Механика и математическое моделирование» очная форма обучения
612.38kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 040200
309.54kb.