grandov.ru страница 1
скачать файл
Корохова Екатерина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №1» г. Бийска

Дискуссия «Неофашизм и национализм: за или против»

Направление: гражданское

Возраст участников: старшие подростки (9 класс)

Цель: развитие правовой, политической, социокультурной компетентности у подростков в современном обществе.

Задачи: 1) познакомить учащихся с такими общественными течениями, как неофашизм и национализм;

2) рассказать об опасности, которую таят эти течения;

3) развивать в подростке социокультурную толерантность, гуманизм;

4) совершенствовать культуру монологической речи учащихся.



Работа в группах

Опережающее задание:

1) узнать особенности таких общественных течений, как неофашизм и национализм;

2) познакомиться с историей возникновения этих течений.

Ход мероприятия

Класс делится на три группы по 8 человек. Каждая группа методом жеребьевки определяет позицию, которую сегодня она будет отстаивать.

Социальные роли:

1) неофашисты и националисты;

2) оппоненты;

3) общественное мнение.

В ходе мероприятия допустима ротация ролей. В качестве ведущего выступает учитель, который координирует действия групп и следит за ходом дискуссии.

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить две субкультуры, представители которых в последнее время сведут активную деятельность на территории России и Украины. Зачастую поведение представителей этих течений носит антиобщественный характер, однако подростки активно пополняют их ряды. Безопасны ли эти течения для окружающих? Чтобы ответить на вопрос, постараемся взглянуть на неофашистов и националистов с разных позиций.

Но для начала давайте вспомним правила дискуссии.



Учащиеся называют правила дискуссии:

  1. Всегда помнить о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.

  2. С уважением относиться к мнению другого человека.

  3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

  4. Нужно уважать мнение любого человека.

  5. Придерживаться дружелюбного тона.

  6. Не спорить ради спора!

  7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.

Теперь мы можем приступить к нашей дискуссии.



Вопрос 1

Кто такие неофашисты и националисты?


Группа 1 (представители субкультур).

Неофашист – сторонник неофашизма. Неофашизм - термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны.

Основная идея: ориентация на национальность, на нацию как основную движущую силу развития человеческого общества; активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей.

Националист – приверженец националистических взглядов. Национализм - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Основная идея: верность и преданность своей нации, политическая независимость и работа на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей; опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.
Группа 2 (оппоненты).

Неофашисты – это люди, которые проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

Национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости.
Группа 3 (общественное мнение)

Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику (свастика, чёрная униформа) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.).

Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.

  • Суверенное право нации на самоопределение. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими.

  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.

  • Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы.

  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.

  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.

  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости.

Вопрос 2.

Чем могут заинтересовать подростка эти течения?



Группа 1 (представители субкультур).

Идея собственной уникальности, сплочение на фоне основной идеи (любовь к нации), пропаганда здорового образа жизни,


Группа 2 (оппоненты).

Неформальные стихийные группы молодежи формируются под влиянием лидера. Лидерство среди современной молодежи зависит, к сожалению, не от культурного развития, а от опыта асоциального общения. Чаще всего лидерами этих групп становятся молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, колледже, вузе, трудовом коллективе, обладающие организационными, управленческими навыками. Как правило, лидер имеет сильную волю, твердый, решительный характер, богатый жизненный опыт, довольно часто подвержен восприятию деформированных черт сознания и поведения.



Группа 3 (общественное мнение)

Юношеский максимализм, внутренний протест обществу, национальная нетерпимость.



Вопрос 3.

Какую опасность они таят в себе?



Группа 1 (представители субкультур).

Опасности нет.



Группа 2 (оппоненты).

Неофашисты выявляют на практике свою идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций - это крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы. Сюда же плюсуем применение насильственных, террористических методов политической борьбы.



Группа 3 (общественное мнение)

Участие в экстремистских группировках, разжигающих национальную вражду и расовую нетерпимость, ломает человеческие жизни и оказывает отрицательное воздействие на личность не меньше, чем алкоголь и наркотики.



Каждая группа получает карточку с проблемной ситуацией и дает свой аргументированный вариант решения, опираясь на предписанную «социальную роль» и на собственную точку зрения.

Анализ ситуации 1

Степану Бандере было присвоено звание "героя Украины" в январе 2009 года. Соответствующий декрет подписал бывший президент Виктор Ющенко, который, дабы подчеркнуть независимость Украины от России, решил предъявить общественности  национальных героев повстанцев, таких как Бандера, Мазепа и Роман Шухевич.



Является ли этот факт выражением национального самосознания?

Анализ ситуации 2

К деятельности неофашистов относят ряд убийств на политической почве известных антифашистов (ученого Николая Гиренко, музыканта Тимура Качаравы, антифашиста Александра Рюхина и многих людей не-русской этнической принадлежности). Некоторые из этих убийств были записаны и распространены в Интернете.



Имеют ли неофашисты право лишать жизни людей, которые имеют диаметрально противоположную точку зрения?

Анализ ситуации 3

В 2009 году один из ведущих американских центров изучения общественного мнения Pew Research Center провел социологическое исследование, приуроченное к 20-летию падения Берлинской стены. Одним из вопросов для россиян был об отношении к лозунгу: «Россия - для русских». Как сообщается, согласились с ним до 54 % опрошенных.



А как бы ответили вы?

Ведущий: Подведем итоги нашей дискуссии. Можно ли назвать неофашизм и национализм «безобидными» общественными течениями?

Учащиеся отходят от своих ролей и высказывают свою точку зрения.



В конце дискуссии обязательно проводится рефлексия. Школьники делятся мнениями, эмоциями. Обсуждают удачные аргументы. Называют самого активного участника дискуссии.

Дополнительные интернет-источники:

Материалы Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki
скачать файл



Смотрите также:
Развитие правовой, политической, социокультурной компетентности у подростков в современном обществе
79.36kb.
«Развитие политической мысли на Руси и в России»
334.92kb.
1. 3 Средства формирования икт-компетентности и общие принципы формирования икт-компетентности
1756.57kb.
Возможности формирования профессиональной компетентности будущих педагогов
63.68kb.
Аналогичный подход сохраняется научной правовой доктриной и в настоящее время. Так, М. И. Байтин отмечает: Конституцией и законами России судебный прецедент не указывается в числе источников права
170.14kb.
Нравственное самоопределение старшеклассников в удод как условие их эффективной социализации в современном обществе
74.79kb.
Бочарникова ирина станиславовна народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе
384.97kb.
Цели: формирование нравственных знаний; этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; воспитывать вежливость
118.96kb.
Программа фундаментальных исследований Президиума ран
207.92kb.
В. Г. Горохов Инженерия и наука: образование, исследования, инновации
95.88kb.
Современная гуманитарная академия
469.03kb.
Кобжицкий валерий Владимирович общественные отношения в современном российском обществе в контексте негативных адаптационных практик
394.01kb.