grandov.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл
Регулирование информационных отношений - обзор проблематики

«Кто владеет информацией - тот правит миром»

Руперт Мердок, медиамагнат.


Введение 2

Что такое информационное регулирование? 3

Правовое регулирование информационных отношений 3



Теория информации 6

Определения информации 6

Информация и носитель 10

Ценность информации 11



Правовые режимы информации 12

Режим общедоступной информации 13

Режим тайны 14

Резюме 18



О двухуровневой модели регулирования 19

Идеология информационного регулирования 20

О необходимости правовой идеологии 20

Принципы информационного регулирования 22

Информационные права 22

Принцип классификации (категоризации) данных 23

Принцип доступности государственных данных 24

Принцип публичности данных о гражданах и организациях 25

Принцип результативности 25

Принцип свободной защиты информации 26

Принцип безопасного доступа к информации 26

Принцип невозможности депубликации общедоступных данных 27

Принцип недопустимости создания информационного «замкнутого круга» 28

Принцип минимизации специфического регулирования 28

Заключение 28

Примечания 30



Введение


Сейчас уже редко кто вспоминает об этом, но в середине 80-х годов реформы в СССР начались со слов «перестройка», «демократия» и «гласность». Представляется, что это далеко не случайно – то, что наряду к экономическим и политическим переустройством тогдашнее руководство страны приняло решение заняться переустройством информационным. И сейчас уже можно с уверенностью утверждать, что именно с информационного переустройства тогда начался путь нашей страны к демократии и рыночной экономике.

Дело в том, что слово «гласность» на тот момент означало в первую очередь информационную открытость органов власти, информирование общественности о том, какие действия совершаются государственными служащими – в интересах общества и граждан. Сами граждане на тот момент рассматривались как пассивные получатели информации, которую органы власти доносили до них через СМИ. Апофеозом такого понимания «гласности» стали ежедневные телетрансляции заседаний Верховного Совета. Постепенно стало очевидным, что при сохранении государственной монополии на средства массовой информации добиться подлинной гласности невозможно. Именно с этого момента можно говорить о том, что в нашей стране появилась свобода печатного и эфирного слова, а вместе с ней - рынок СМИ, за ним – рынок рекламы... и так далее.

Сегодня уже очевидно, что существование развитой рыночной экономики немыслимо без существования развитого рынка информации. Информация жизненно необходима рынку для продвижения бизнес-идей, нахождения контрагентов, оценки рисков и так далее.

Технологический рост 20-го века коренным образом поменял структуру экономики большинства развитых стран, произошел сдвиг от физического производства к производству интеллектуальному, информационному. Сегодня большинство развитых стран производят не конкретные телефоны, компьютеры или мебель. Скорее, они заняты технологической разработкой, дизайном и созданием брэндов, деятельностью намного более прибыльной и экологически чистой. Международная конкуренция постепенно переходит от конкуренции за производство в конкуренцию за разработку. Пост-индустриальный мир постепенно двигается к новой экономике, экономике информации. Доклад Мирового банка за 1999 год [1] утверждал, что «для стран, которые находятся в авангарде мировой экономики баланс между знаниями и ресурсами сместился в сторону первых. Знания стали, возможно, наиболее значимым фактором, определяющим стандарты жизни – более значимым, чем земля, инструменты или труд. Сегодня наиболее технологически продвинутые экономики действительно основаны на знаниях.»

Все это вряд ли можно назвать новостью. Информационная революция (кстати, уже четвертая по счету1 произошла еще в 70-90-х годах прошлого века, когда массовое распространение персональных компьютеров и появление интернета революционизировало деятельность компаний по всему миру. Однако, как заметил еще в 1998 году Питер Дракер [2], один из известнейших теоретиков менеджмента, все это время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развивались с акцентом на букве «Т» - технологии.

Информационная революция прошлого века была сосредоточена на данных – на их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Следующая же информационная революция задает иной вопрос: «Каков СМЫСЛ информации, и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?» Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, а затем – и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи.

ИКТ 20-го века совершили революцию в учете, то есть там, где прежде всего нужны средства обработки готовой информации. Однако, вскоре стало очевидно, что учет – это не управленческая задача. Это операционная задача. Разбазаривание активов, конечно, может уничтожить компанию и даже государство, однако сейчас успех в управлении страной определяется не успехами в управлении государственной собственностью, а успехами в управлении макроэкономикой, успехами к управлении экономическим, инвестиционным климатом. То есть не тем, что находится внутри государственного аппарата, а тем, что находится снаружи.

Таким образом, на первый план государственной политики в 21-м веке выходит информационное регулирование – государственная политика не только в области технологий, но и в области самой информации и знаний; политики, направленной на регулирование информационной открытости и закрытости, разграничением прав собственности на информацию, стимулированием (или, как минимум, не препятствованием) роста «новой экономики», экономики идей, экономики знаний.


Что такое информационное регулирование?


На первый взгляд кажется, что предметом государственного информационного регулирования является информация. По сути, именно так обстояли дела в СССР, когда информационное регулирование сводилось к производству на государственных мощностях информации определенного качества («идеологически верной») и последующей трансляцией этого информационного продукта на советских граждан, а также, по возможности, на граждан других стран. Оборотной стороной такого информационного регулирования была борьба с «вражеской» информацией, которую для этого случая называли «дезинформацией». Сюда входили запреты на ввоз «идеологически вредной» литературы, глушение западных радиостанций, недоступность телевизоров, способных принимать сигнал во «вражеской» системе PAL и так далее. До сих пор многие воспринимают информационное регулирование как государственную политику в области пропаганды и контрпропаганды. Такой подход не то чтобы неверен – он просто несколько ограничен.

С потерей монополии на распространение информации через СМИ такой подход перестал отражать всю суть возникающих отношений, точно так же, как органы государственной власти потеряли способность напрямую указывать независимым СМИ содержание вещания. Более того, существенный обмен информацией перестал быть монополией СМИ. Граждане все активнее взаимодействуют между собой без посредников в виде государства или специальных организаций. Рождаются также совершенно новые отношения по поводу информации между гражданами, государством и негосударственными организациями. В связи с этим, информационное регулирование превращается в государственное2 правовое регулирование отношений в связи с оборотом информации.

Именно в этом смысле мы и будем использовать термин «информационное регулирование» далее:

Информационное регулирование – это регулирование отношений, возникающих между гражданами, организациями и органами государственной власти в связи с оборотом информации.

Для целей данной работы мы дополняем классический треугольник «государство-общество-граждане» четвертой стороной – «бизнесом», деловым сообществом. Как будет видно в дальнейшем, деловое сообщество, являясь, вне сомнения, и частью «общества» и частью «граждан», имеет совершенно отдельные и достаточно специфические интересы в том, что касается регулирования информационных отношений.

Под «оборотом информации» мы будем понимать полный цикл «жизни» информации – ее создание, передачу, сбор, накопление, хранение, анализ, искажение и, наконец, уничтожение. Более подробно мы остановимся на этом в главе, посвященной природе информации.

Правовое регулирование информационных отношений


В последние 15-20 лет, сначала на Западе, а потом и России стали говорить о рождении новой отрасли права – информационного права. В отличие от классических отраслей права, таких как уголовное или гражданское, информационное право является комплексным, то есть его нормы разбросаны по отдельным, классическим отраслям и объединены только общим объектом – отношениями в связи с оборотом информации.

Как заметил А. Румянцев в своей статье «Информационное право»:



Изучающим российское информационное право повезло - по ряду причин, степень объективности которых не вполне понятна, мы оказались среди стран-лидеров по объему информационного законодательства. […] Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде. Обусловлено это, скорее всего, теми субъективными причинами, которые влияют на законодательный процесс в нашей стране (кто пишет законы, на чьи деньги и т.д.) [3]

Действительно, в 1995 году в РФ был принят федеральный закон №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который положил начало правовому регулированию информационных отношений как выделенной области. Несмотря на множество недостатков, закон сыграл позитивную роль по приведению в порядок информационно-правового мышления граждан и государственных служащих. В связи с описанными выше тенденциями по выделению информации в отдельную экономическую сущность, подход по выделению информационного права в отдельную правовую область также представляется достаточно перспективным. Закон №24-ФЗ вполне справедливо можно считать отправной точкой, критерием качества, с которым будут сравниваться все дальнейший правовые акты общего характера. Помимо закона №24-ФЗ к специальным информационным правовым актам можно отнести, пожалуй, только закон «Об участии в международном информационном обмене». Остальные нормы информационного регулирования «раскиданы» по специальным областям.

В частности, нормы информационного права содержат:


  • Гражданский Кодекс РФ, статьи 128, 139 и др.

  • Уголовный Кодекс РФ, статья 137 и др.

  • Закон РФ «О государственной тайне»

  • Закон РФ «О средствах массовой информации»

  • Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О рекламе»

  • Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

  • Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

  • Федеральный закон «О связи»

  • И множество других нормативных актов.

Хороший обзор информационного права как зарождающейся отрасли приведен в работе Ф. Боташевой «Информационное право: иллюзия или реальность?» [4]. Отмечая существенные разногласия в определении сферы действия информационного права среди российских правоведов, Боташева констатирует:

Строго говоря, практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если мы придерживаемся расширенной версии, оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства. Например, информационно правовой характер носят нормы УПК о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д.

И далее:



Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и важную, но вспомогательную роль, то есть является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (раскрытие преступления и наказание виновных, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью, то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.

В различной литературе неоднократно делались попытки ограничить область правового регулирования информационных отношений путем перечисления конкретных содержательных областей. Зачастую, при этом, под информационным правом понималось лишь информационно-компьютерное право, правовая информатика. В рамках данной работы, однако, речь идет о несколько более широком понятии.

Ю.А. Тихомиров в монографии «Публичное право»[5], рассуждая об информационном праве делает вывод о том, что во-первых:

Можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли.

А во-вторых, что:



... [И]нформационные отношения как предмет правового регулирования [- это ] субъекты информационно-правовых отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

В данной работе мы приводим собственный открытый список областей, не претендуя на полноту:



  1. Защита государственной и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации

    1. Охрана государственной тайны

    2. Охрана тайны следствия и судопроизводства

    3. Охрана служебных тайн органов государственной власти

    4. Запрет на антиконституционную политическую агитацию, призывы к насильственному свержению конституционного строя

    5. Запрет на разжигание межнациональной розни

    6. Ограничения (в т.ч. лицензирование) на использование определенных технологий передачи информации (в частности, технологий шифрования, теле- и радиовещания, проводной и беспроводной связи и т.д.)

  2. Обеспечение общественной поддержки государственной политики

    1. Государственные СМИ

    2. Медиа-кампании

    3. Госпорталы (пока в небольшой степени)

  3. Информационное обеспечение фискальных и регулирующих функций

    1. Обязательная отчетность (налоговая, статистическая)

    2. Обязательное архивирование, государственная архивная политика

  4. Защита общественной морали и нравственности путем ограничения на содержание публикаций в СМИ и рекламе:

    1. Рекламы табачных и алкогольных изделий

    2. Информации о наркотических и психотропных средствах

    3. Информации, оскорбляющей чувства граждан

  5. Защита экономических интересов граждан и организаций:

    1. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг

    2. Охрана коммерческой тайны

    3. Охрана коммерческой репутации и доброго имени

    4. Охрана торговых марок

    5. Охрана авторских и смежных прав

    6. Охрана патентных прав

    7. Защита потребителей от недостоверной и манипулятивной рекламы

    8. Защита рынка от недобросовестной конкуренции через рекламу

    9. Запрет на несанкционированный доступ к программам, базам данных и компьютерным сетям

  6. Защита неэкономических интересов граждан

    1. Защита неприкосновенности частной жизни, персональных данных

    2. Ограничения на распространение сведений, связанных с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.)

    3. Ограничения свободы слова, связанные с нанесением морального ущерба, защитой чести и достоинства граждан

  7. Создание и распространение информации и знаний, носящих научную и практическую ценность в государственных исследовательских и образовательных организациях, стимулирование создания ценной информации и знаний в частном секторе.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Регулирование информационных отношений обзор проблематики
705.68kb.
Т. бактемирова юридико-технические аспекты презумпции виновности в гражданском праве
50.11kb.
Секретные технологии
56.19kb.
Контрольная работа Предмет : «Регулирование в сфере межэтнических отношений» Тема: любую тему из предложенных
59.53kb.
Градостроительство и рынок информации
245.99kb.
Язык описания форм ProxForms как инструмент в задаче интеграции информационных ресурсов
38.97kb.
Бурное развитие информационных технологий повлекло за собой создание множестваискусственных языков, ориентированных на решение проблемы общения человека с компьютером
284kb.
Postscript, до разметки документов средствами языков sgml
583.57kb.
Проблема прав человека в деятельности ООН в 90-е годы ХХ века
393.8kb.
Первая основная идея «Народного капитализма» развитие капиталистических отношений без эксплуатации человека человеком – наиболее справедливых общественных отношений
179.4kb.
Обзор рынка нерудных строительных материалов
277.23kb.
Семинары нет Зачет Vсеместр лабораторные занятия нет Самостоятельная работа 2 часа в неделю
45.99kb.