grandov.ru страница 1
скачать файл
Автор: Щербакова Светлана Петровна

Полное название образовательного учреждения: Республика Хакасия, город Абакан

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях.

Цель урока: закрепление умения решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях.

Задачи урока:

- закрепить и систематизировать знания связи между величинами скорость, время, расстояние; учить применять их в нестандартной ситуации;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать логическое мышление, память, наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять;

- формирование творческой фантазии и воображения;

- содействовать повышению интереса к математике через игру, воспитывать трудолюбие, чувство ответственности и взаимовыручки.

Тип урока: урок закрепления знаний по изученным темам.

Форма урока: урок – игра «Путешествие по морю математики»

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение: М.И. Моро, М.А. Бантова, учебник «Математика» 4 класс. – М. Просвещение, 2011

Время реализации урока: 45 минут

Авторский медиапродукт:

1. редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.



2. вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: конверты с заданиями по количеству групп, сигнальные флажки, фишки.
План проведения урока:


Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент:

  • Вступительное слово учителя

1 мин

  1. Мотивационный этап

1 мин

  1. Постановка учебной цели. Актуализация опорных знаний:

  • Повторение изученного материала в игровой форме.

12 мин

  1. Физминутка.

2 мин

  1. Практическая работа. Решение задач.

15 мин

  1. Отчет групп о проделанной работе по плану.

8 мин

  1. Самостоятельная работа.

3мин

  1. Рефлексия.

2 мин

  1. Домашнее задание

1 мин


Ход урока:

  1. Организационный момент. (Слайд №1)

- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Петровна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Но сначала давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу. С радостным настроением мы начинаем наш урок.


  1. Мотивационный этап.

- А начать его я бы хотела со слов известного математика Дьёрдь Пойа:

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Слайд №2)


  1. Постановка учебной цели. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня я приглашаю вас в морское путешествие по морю математики. (Слайд № 3) А с какой целью мы с вами отправляемся в путь, вы узнаете, если правильно выполните 1 задание (Слайд № 4):
Назовите «лишние» единицы измерения. Объясните свой выбор:


расстояние

время

скорость
дм, км, мм, км/ч, см

ч, мин, с, т, год, сут.

м/мин, км/ч, ч, км/с, м/с

- Кто догадался, чем нам предстоит заняться на уроке? Какие задачи будем решать?

- А еще проверим, сможем ли мы использовать наши знания и умения в непривычных, сложных ситуациях.

- Поплывем мы с вами вот на этом корабле, который поведет опытный капитан.



( Слайды № 5) Но отправиться в путь мы сможем, если дадим название нашему кораблю. Ведь, как говорил капитан Врунгель: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

А для этого нужно выполнить 2 задание (карточка №1).



Для 1 группы:

Расположите единицы в порядке возрастания и сопоставьте им соответствующие буквы:


1сут.15ч

5ч2с

24ч

49ч



4ч4с

Б

У

Ж

А

Д

Р



Для 2 группы:

Расположите единицы в порядке убывания и сопоставьте им соответствующие буквы:


20ч10мин



15ч

8мин2с

15мин

2сут.

Р

А

У

Б

Ж

Д


Для 3 группы:

Расположите единицы в порядке возрастания и сопоставьте им соответствующие буквы:

3км75м

375м

1545м

37км50м

6см

61мм

Б

У

Ж

А

Д

Р


Для 4 группы:

Расположите единицы в порядке убывания и сопоставьте им соответствующие буквы:

23км40см

3см4мм

180м

34см

1м80см

23км40м

Р

А

У

Б

Ж

Д

- Ребята, давайте хором скажем, как называется наш корабль? (Дружба)

- Значит, какой должна быть наша команда? (Дружной, сплоченной, внимательной друг к другу)
Повторение правила нахождения величин.

- Итак, отправляемся в путь. А направляемся мы с вами к острову для того, чтобы познакомиться с его обитателями и способами их передвижения.

- Ребята, к нам на корабль поступила радиограмма (Слайд6):

= … х t



V = … : …

= S : …

- Как вы думаете, что в ней может быть зашифровано? (Это, наверное, правила)

- С каждой группы мы отправляем по одному радисту, которые будут расшифровывать это сообщение.

А все остальные члены команды на время становятся сигнальщиками. Я буду называть математические высказывания. Если вы с ними согласны – поднимаете зеленый флажок, если нет – красный.

Игра «Да - нет»:

В 3 км – 300м (нет)

В 2 ч – 120с (да)

Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени. (да)

2сут. больше, чем 48ч (нет)

Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость (да)

Если чайка летит со скоростью 20м/мин, значит, за 2ч она пролетит 20м. (нет)

Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время. (да)

- Давайте, посмотрим, удалось ли нашим радистам прочитать сообщение.

- Как вы думаете, зачем нам отправили эту радиограмму? Где она нам может пригодиться? (При решении задач)


Решение задач на установление связи между величинами.

- Но тут подул сильный ветер, набежали тучи, начался шторм.

Чтобы вывести корабль из шторма, надо выполнить 3 задание, а для этого вы все становитесь лоцманами – помощниками капитана.
Карточка №3

Найдите подходящие друг к другу условия и вопросы, образуйте задачи.


Условия

Вопросы

1. Чайка за 12ч пролетела 60 км

1. Чему равно расстояние между берегами?

2. Кот Матроскин плыл на яхте 4ч со скоростью 18км/ч

2. Сколько времени он был в пути?

3. Расстояние 180 км теплоход прошел со скоростью 20км/ч

3.С какой скоростью она летела?

4. Путь от одного берега до другого моторная лодка преодолевает за 2ч, двигаясь со скоростью 16км/ч

4. Какой путь он преодолел?


Решите задачу, номер которой соответствует номеру вашей группы.


Скорость

Время

Расстояние










Решение:

- Какие знания помогли нам выйти из шторма? (Знания правила)

-Но вот долгожданный берег. Мы высаживаемся на остров. После утомительного плавания нам надо хорошо отдохнуть.


  1. Физминутка (Слайд 7)

- Вспомните, для чего мы прибыли на этот остров. (Мы должны познакомиться с обитателями острова и способами их передвижения)

– При исследовании острова могут возникнуть ситуации, в которых, два объекта могут совершать одновременное движение в разных направлениях. Предположите, как могут двигаться эти объекты.



(1. Два объекта могут двигаться одновременно навстречу друг другу.

2. Два объекта могут двигаться одновременно в противоположных направлениях.

3. Два объекта могут двигаться одновременно в одном направлении).

(Слайд 8)

- Вспомните, как называется расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени? (Скорость сближения – Vсбл.).

- Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? (Скорость удаления – Vуд).

- При каком направлении движения скорость сближения и скорость удаления находятся суммой скоростей движущихся объектов? ( При движении в разных направлениях).


  1. Практическая работа. Решение задач на одновременное движение в разных направлениях.

- Итак, вперед за открытиями. В конце вашего путешествия по острову вы должны будете рассказать нам о своих наблюдениях, а помогут вам задания, которые находятся в конвертах. (Слайд 9)

1. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы увидели?

2.Определите, в каком направлении они двигаются?

3. Составьте задачу по схеме. Решите ее.



4.Расскажите о своих наблюдениях по плану.
Конверт №1 (Слайд 10)

80км/ч 75 км/ч

310км
t-?

Решение:

Ответ:


Конверт №2 (Слайд 11)

9дм/ч 5 дм/ч

ч
? дм
ерез 2ч


Решение:

Ответ:


Конверт №3 (Слайд 12)

21км/ч 38км/ч


? км
через 3 ч

Решение:

Ответ:


Конверт №4 (Слайд 13)

200 м/мин 500 м/мин


1400 м
t -? ч

Решение:

Ответ:




  1. Отчет групп о проделанной работе по плану.

- Что вы узнали о передвижении обитателей острова?

  1. Самостоятельная работа.

- Вы замечательно справились с заданием. И теперь мы отправляемся в обратный путь. Наш корабль движется со скоростью 25км/ч, а навстречу нам движется другой корабль со скоростью 30км/ч. Ребята, посмотрите, чей же это корабль? (Слайд 14)

-Что же нам делать? Сможем ли мы избежать нападения или вступим в бой?


Карточка №4 (Закрыть фишками правильные ответы)

«Морской бой» (Слайд 15):


1 группа

24

3

7

6

1

2

9

63

22

14

8

5

2 группа

5

6

2

1

7

3

24

8

22

9

14

63

3 группа

7

3

8

14

63

24

1

22

9

2

6

5

4 группа

8

3

2

6

14

22

9

5

7

1

63

24



  1. Разделить 120 на 60

  2. Найти сумму 17 и 5

  3. Разность 57 и 50

  4. Частное 180 и 30

  5. Произведение 7 и 9

  6. Во сколько раз 40 больше 5?

  7. На сколько 12 меньше 36?

  8. Муха летела 7с со скоростью 2м/с. Сколько метров пролетела муха?

  9. Таня пробежала 60м за 10с. С какой скоростью она бежала?

- Какие числа остались не закрытыми? (1, 3, 5)

- Молодцы, ребята! Мы одержали победу и теперь продолжаем путь к родным берегам А расстояние до нашего порта это самое наибольшее число из оставшихся чисел. Назовите его. (5)




  1. Рефлексия (Слайд 16).

- Наше путешествие подошло к концу. И перед тем, как высадиться на берег, давайте подведем итог.

- Чему был посвящен урок?

- Удалось ли вам использовать свои знания и умения во время путешествия? В каких ситуациях?

- Ребята, а какие чувства испытывает человек, который возвращается домой?



- Передайте свои чувства морячкам, которые лежат у вас на столе. Покажите их мне. Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Мне тоже было приятно с вами работать.


  1. Домашнее задание.

  1. Девочкам найти информацию о самых медленных животных. Используя эти данные, придумать задачу на движение для своих друзей.

  2. Мальчикам найти информацию о самых быстрых животных. Используя эти данные, придумать задачу на движение для своих друзей.


Список использованной литературы:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, учебник «Математика» 4 класс, 2 часть. – М. Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсов:

  • Дьердь Пойа (портрет)

http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%94%D1%8C%D1%91%D1%80%D0%B4%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%B9%D0%B0

  • Виды задач в начальной школе. http://vechnostb.narod.ru/Animashki.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

  • Движение в противоположных направлениях. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad38aae7-5db5-40be-9b31-8f54b00e640e/%5BNS-MATH_4-60-115%5D_%5BMA_078%5D.swf

  • Фотография корабля. http://go.mail.ru/frame.html?&imgurl=http%3A%2F%2Fwww.labtour.ru%2Ftour_img%2FRussia%2Fural-river-01.jpg&pageurl=http%3A%2F%2Fwww.labtour.ru%2Ftour%2FRussia%2FUral-river.html&id=70865892&iid=7&imgwidth=240&imgheight=320&imgsize=21666

  • Капитан Врунгель (картинка).

  • http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.onmultiki.ru/_bd/4/424.jpg&imgrefurl=http://www.onmultiki.ru/board/multfilmy_onlajn/prikljuchenija_kapitana_vrungelja_1976/1-1-0-424&h=359&w=250&sz=37&tbnid=SckE9-7XZKHGSM:&tbnh=90&tbnw=63&zoom=1&usg=__abeKxbMdRvD5qs_H1_Exg9dLQNk=&docid=gjDaaGTo0fDsQM&sa=X&ei=TJiRUJSWH8Ti4QT91YDwBA&ved=0CCMQ9QEwAA&dur=15033

  • Рисованные картинки животных.

http://www.solnushki.ru/creative/clip00291
скачать файл



Смотрите также:
Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях
132.27kb.
Урока: Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломление света. Решение задач
197.35kb.
Групповой портрет в интерьере
110.97kb.
Лекция 9 Составное движение точки
88.53kb.
Дорожное движение
359.84kb.
Обучающая: обобщить знания о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; совершенствовать умения распознавать изученные части речи; орфограмму Буквы е, и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения
65.74kb.
Решение генетических задач в старших классах
81.84kb.
Дорожное движение
80.14kb.
6. демократическое движение в римской республике во II веке до н. Э. Реформы братьев гракхов
244.03kb.
1. алашеев с. Профсоюзное движение: солидарный или бюрократический путь развития
813.72kb.
Дорожное движение
88.87kb.
№ Гражданская Испания. Война в 20-30 годы
116.44kb.