grandov.ru страница 1
скачать файл
Русский либерализм -- одна из значимых тенденций общественной мысли в России.

Истоки отечественного либерализма восходят к событиям 16--18вв. В идейной борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные либеральные идеи и устремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном церковным расколом, которые объективно порождали стремление к утверждению свободы совести.

История сложилась так, что либеральные тенденции были подавлены утверждающимся абсолютизмом. Либеральная идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в стране в конце 18 -- начале 19 вв. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов просвещения, внедрением идеи общественного договора и т.д. В истории русского либерализма существенна роль масонства, которое в конце 18 начале 19 вв. пронизывает собой достаточно тонкий слой европейски образованных людей. Либеральное мироощущение проникает в Россию в формах религиозно-нравственной проповеди, вместе с общим идейным климатом масонского движения.

Формирование более или менее целостного либерального сознания попадает на 10--30 гг. 19 столетия. Утверждаясь в России, либерализм порождает целый спектр личностных проявлений. Это и такой кабинетный мыслитель, как Чаадаев, и один из виднейших политических мыслителей и государственных деятелей России- Сперанский, и наконец, ряд людей, совершивших беспрецедентный для того времени шаг -- смену вероисповедания и своей жизнью утвердивших одно из фундаментальных прав: право на свободу совести -- Лунин, Гагарин и др.

В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное направление. Наряду с этим, влияние либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России "направления" -- западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением.

Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни создает поле для практической реализации либеральных идей. Прибежищем либерализма становятся освобожденные от жесткой цензурной опеки печать, относительно свободные университеты и земства. В развитие русского либерализма особенно значима роль земского движения. Земское самоуправление стало полем практической реализации либеральных принципов. Земства были средой, к которой тяготела либеральная публицистика и либерально ориентированная университетская наука. В земствах и вокруг земств формируются многие из будущих лидеров либеральных политических партий России.

В то же время -- во второй пол. 19 -- начале 20 вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а так же философский дискурс либерального сознания. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Наряду с этим, целый ряд мыслителей разрабатывали различные философские аспекты либеральной парадигмы. Так в работах Соловьева отечественная философская традиция освобождалась от антилиберальных тенденций, Струве утверждал концепцию неотъемлемых прав личности, Чичерин вписывал русское либеральное сознание в контекст развития современной философской мысли.

Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией -- кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Из аморфного "направления" российский либерализм превратился в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905--1917) ознаменовался с одной стороны -- идейным и организационным вызреванием русского либерализма, с другой -- породил кризис, который разрешился утверждением большевистской идеократии.

Последующее развитие событий нельзя понять, если не обратиться к характеристике особенностей дореволюционного русского либерализма. Дело в том, что в позднесредневековом обществе, где доминировала патриархально-коллективистская психология, вызревание либерального сознания шло сложно и мучительно. Русский либерализм страдал типичными пороками отечественной интеллигенции. Либералы не умели говорить на одном языке с широкими массами, во многом идеализировали народ. Отечественный либерализм страдал барственно-интеллигентским пренебрежением к проблемам частной собственности и хозяйственной свободы. Русский либерализм был противоречивым, не вполне оформленным явлением. Социальная база либерального движения была трагически узкой.

Февральская революция задала следующий этап в истории русского либерализма. Представители либеральных партий вошли во Временное правительство и разделили с другими политическими силами ответственность за судьбу страны.

Однако, развитие событий вскрыло как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и неготовность русского общества к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на легальном существовании либерализма в России и задали пятидесятилетний перерыв в развитии либеральной традиции.

В послереволюционные десятилетия либерализм, как идейная традиция, сохраняется только в эмиграции, где проживала значительная часть мыслителей и политических деятелей либеральной ориентации. В первые десятилетия советской истории трудно обнаружить какие-либо следы либеральных идей. Возрождение либерального сознания начинается после смерти Сталина. Либеральное направление в советской общественной мысли возникает наряду с другими неофициальными тенденциями- националистическими, религиозно-фундаменталистскими, социал-демократическими. Существуя в условия партийной цензуры, либеральные авторы были вынуждены излагать свои идеи в рамках исторических и аналитических исследований: историко-философских трудов, исследований по истории экономических учений, редких изданий по истории США и Великобритании, исследований по истории буржуазного конституционализма, современной экономической истории и т.д. В ходе этой незаметной работы ценой огромных усилий в обществе нарабатывался определенный потенциал и формировались поколения, готовые к преобразованиям.

Параллельно с "легальными", вписанными в контекст официальной советской жизни складывались и нелегальные формы самореализации либеральной идеи. Они структурируются в рамках таких феноменов как: Правозащитное движение, Самиздат и Тамиздат. Правозащитное движение -- героическое движение в истории русского либерализма. Оно породило свои символы, своих борцов и мучеников.

В это время происходит возрождение свободной неподцензурной общественной мысли, издаются нелегальные журналы и монографии. Усилиями Самиздата и Тамиздата советская общественность знакомится, как с достижениями западного либерализма, так и с наследием отечественной либеральной мысли. Практически в 70-е гг. в России произошло возрождение либерального сознания. Между отечественными мыслителями и представителями русского зарубежья разворачивается диалог.



Следующий этап развития либерализма в России начинается с перестройкой и продолжается до сегодняшнего дня. За считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и общественной жизни России. Сегодня новые российские либералы участвуют в политической жизни страны. Внутренняя и внешняя политика России в той или иной мере отражает идеи и принципы либерализма. Либеральное возрождение вызвало к жизни огромный, стремительно превращающийся в необозримый поток идей, программных документов, теоретических и публицистических статей, феноменов политической и культурной жизни, которые составляют современную ткань русского либерального сознания.
скачать файл



Смотрите также:
На прошлой лекции мы отметили, что в 19-ом веке в богословии господствовал либерализм
146.78kb.
Русский либерализм
50.45kb.
Русский алфавит Формат 68 х98 см
21.58kb.
Конкурс молодых дизайнеров «Русский Силуэт» о фонде Благотворительный фонд «Русский Силуэт»
33.29kb.
Филиал в г. Ишиме мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм
185.03kb.
Русский ум? Создание лингвокультурологического этюда
58.43kb.
Перевод на русский язык, фильмография, примечания, 1996. М. Ямпольский
3597.71kb.
Конкурсы для школьников «Моя Родина Русский язык!» и«Моя семья в истории Отечества»
71.3kb.
Освобождение общества от алкогольной, табачной и другой наркотической зависимости
46.59kb.
7. политическое сознание
156.28kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2010. Павлов С. Г. Лекции к курсу «Русский язык и культура речи»
16.75kb.
Симео́н полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк 25 августа 1680, Москва), русский общественный и церковный деятель, публицист, поэт
10.07kb.