grandov.ru страница 1
скачать файл
Семинар

«Общие психологические аспекты формирования

здорового образа жизни у населения»

Цель семинара - разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения.


Содержание семинара:

Феномен «внутренней картины здоровья». Типология и структура внутренней картины здоровья.

Индивидуальный уровень здоровья в традиции клинической психологии представлен исследованиями феномена «внутренней картины здоровья».

В качестве одного из комплексных и наиболее значимых психологических факторов здоровья выделяют единое смысловое, ценностное и эмоционально-оценочное образование, существующее в психике каждого человека, - «отношение к здоровью» по Р.А.Березовской, «внутренняя картина здоровья» по В.А.Ананьеву, И.И.Мамайчуку, «социальные представления о здоровье» по О.С.Васильевой, Ф.Р.Филатову и т.д.

Первоначально для исследования механизмов заболеваний и терапевтического процесса В.Н.Мясищев и А.Р.Лурия ввели в психологическую науку понятие «внутренней картины болезни» как всего комплекса ощущений, всего что испытывает и переживает больной, включая его представления о заболевании. Понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ), по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ), было предложено первоначально В.М.Смирновым и Т.Н.Резниковой (1983 г.), затем уточнено В.Е.Каганом.

По мнению В.Е.Кагана, понятие «здоровье» - это не только антоним понятия «болезни», но и мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной нормы. Человек - субъект этой индивидуальной нормы - так или иначе, знает, что такое здоровье и соотносит с этим свое актуальное состояние. В.Е.Каган считает главной структурной характеристикой «отношения к здоровью» - самоотношение, которое включает оценку своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью может быть адекватным и неадекватным, в силу этого В.Е.Каган выделяет различные типы поведения по отношению к факторам, способствующим или, напротив, угрожающим здоровью. Так поведенческие критерии адекватности отношения к своему здоровью согласно В.Е.Кагану:


  1. Соответствие действий и поступков личности требованиям здорового образа жизни, нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены.

  2. Высказываемые мнения и суждения относительно факторов сохранения и укрепления здоровья (уровень осведомленности и компетентности индивида).

Принципиально важно отметить в концепции В.Е.Кагана то, что интенсивность заботы индивида о своем психическом и физическом благополучии зависит не столько от ухудшения состояния здоровья, сколько от отношения к себе, к своему состоянию, что соответствует саноцентрическому подходу в медицине.

Согласно точке зрения Р.А. Березовской, Л.В. Куликова, «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния.

По В.А.Ананьеву внутренняя картина здоровья описывается как своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. В.А.Ананьев рассматривает внутреннюю картину здоровья как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья.

Ведущую роль волевых компонентов в формировании ВКЗ постулирует концепция В.П.Казначеева. Автор полагает, что при неправильно выбранных оценках, ценностях, акцентах, мировоззренческих ориентациях ВКЗ может сокращать жизнь и порождать или усиливать болезни, или, наоборот; при адекватном понимании «себя-в-мире», творческой сущности смысла жизни, может продлевать жизнь, оказывать психотерапевтическое воздействие, реализуя внутреннюю терапию.

Несколько в ином ключе внутреннюю картину здоровья описывает И.И.Мамайчук. По его мнению, внутренняя картина здоровья – динамическая система, включающая в себя совокупность представлений человека о своем здоровье, осознание им своих физических и психических возможностей, самооценку здоровья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов.

По мнению Ю.В.Науменко, здоровье и здоровый образ жизни являются социально-культурными символами, изобретенными человечеством, в которых упакована тысячелетняя память человечества, связанная с деятельностью формирования активного бытия социальных систем. Взаимодействуя с социокультурным окружением, субъект здоровья реализует индивидуальную систему потребностей, опредмечивая свое понимание здоровья в своей непосредственной жизнедеятельности.

Представленные типы внутренней картины здоровья могут наблюдаться у взрослых людей, отражаю достигнутый уровень развития субъектности. Отсутствие ценностного отношения к здоровью, пассивный, адаптационный или прагматический характер внутренней картины здоровья могут выступать психологическими факторами дефицита мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, краткий обзор исследований по проблеме внутренней картины здоровья показал, что ее можно определить как систему представлений о своем физическом состоянии, сопровождающееся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном, угрожающих здоровью факторах, способах его сохранения и возвращения.

Внутренняя картина здоровья является сложноорганизованной системой, включающей в себя несколько компонентов:


  1. телесный – ощущение физического комфорта или дискомфорта;

  2. эмоциональный – переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья, а также особенности эмоционального состояния, возникающие из-за ухудшения физического или психического самочувствия человека;

  3. когнитивный – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье;

  4. мотивационный, или поведенческий – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья

Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.
Психологические рекомендации по формированию ЗОЖ.

Перед началом психологической работы по формированию ЗОЖ необходимо установить ведущий компонент внутренней картины здоровья.

Если недостаточно представлен телесный компонент внутренней картины здоровья (а телесная составляющая обычно начинает осознаваться при возникновении соматического дискомфорта, т.е. нездоровье), то можно начинать работу с системой телесных техник, способствующих улучшению контакта с телом и соматическими ощущениями, возможности отслеживать болезненные предвестники.

В каждой психотерапевтической школе существует свой набор методических приемов, способствующих улучшению контакта с телесными феноменами. В рамках разных психотерапевтических концепций можно выделить наиболее действенные техники.

Телесно-ориентированная (сомато-центрированная) психотерапия наиболее тесно связывает свою работу с проработкой телесных ощущений.

Телесная психокоррекция отличается от других методов тем, что здесь общение психотерапевта с пациентом осуществляется не на языке слов, а на языке тела, который проявляется не только во внешнем облике (мимика, жесты и позы) для реализации социальной коммуникации, но и во внутреннем плане (кинестетические, интероцептивные и кожные ощущения, телесные сигналы подсознания), участвующим во внутриличностной коммуникации, диалоге между сознанием и бессознательными процессами. Каждый человек умеет говорить на этом языке тела, но не всякий может слышать и тем более понимать его. Отсюда психологическая проблема представляется как непонимание человеком языка собственного тела, его невнимание к сигналам подсознания. Психотерапевт же в этой ситуации выступает как переводчик с телесного языка на словесный, через объяснение пациенту, чего хочет его подсознание добиться от собственного сознания. Иногда - если, по мнению сознания, эти требования справедливы и осуществимы - достигнутого пациентом осознания (инсайта), нового понимания собственной проблемы оказывается достаточно для того, чтобы проблема разрешилась. Если же сознание и подсознание рассогласованны, то задача психотерапевта – наладить их взаимодействие.

На основе модифицированных схем Райха В. и Лорена А., работ Васкакова В. и других авторов М.Сандомирским был выделен краткий «словарь» телесного языка:

1) Голова. Наиболее частое подсознательное телесное «высказывание» в этой области - головные боли. Их символическое или сигнальное значение варьирует в зависимости от локализации болей:

а) в лобной области - ассоциируются с проблемами выбора, принятия решений или субъективно переживаемого «интеллектуального дефицита»;

б) в височной области - связаны с хроническим напряжением жевательных мышц (стискивание челюстей) и тем самым с невысказанными репликами самооправдания, отвода критики в свой адрес. Их можно образно назвать «головные боли возражения»;

в) боли в теменной области нередко сочетаются с вегетативными кризами, а при одновременном ощущении отсутствия опоры - с кризисом самоидентичности, особенно при пограничных расстройствах личности;

г) затылок, задняя поверхность шеи - с болями подобной локализации часто связаны проблемы ответственности, неизжитый страх наказания со стороны родителей (подавленное стремление «втянуть голову в плечи», «понурая» поза с опущенной головой);

д) боль, охватывающая голову со всех сторон, сдавливающая, как тугая «шапочка» или тяжелый «шлем» (в медицинской литературе подобная головная боль описывается как «каска неврастеника») - признак общей психической напряженности («головные боли напряжения»).

2) Шея - неадекватность речевого самовыражения, проявляющаяся как проблемы с голосом (особенно при социальной фобии), а также «комок» в горле (символически - «проглоченные» обиды). По выражению А. Лоуэна, человек «пришвартован к реальности» на двух полюсах своего тела, то есть в области стоп и верхушки головы. Поэтому нередко нарушение психологического равновесия сопровождается дискомфортными телесными ощущениями, охватывающими оба полюса тела, и потому-то телесные проблемы в области головы и шеи часто сочетаются с болезненными ощущениями в ногах (что давно замечено в рефлексотерапии и описано в форме эмпирического правила сочетания активных точек «верх-низ»).

3) Плечевой пояс - сдерживаемая агрессивность (в том числе конструктивная); блокирование социальных контактов, причем контактов активных, сопровождаемых телодвижениями, производимыми по собственной инициативе. Диапазон последних распространяется от формального рукопожатия до сердечных объятий.

4) Грудная клетка:

а) передняя поверхность груди, особенно в центре груди, несколько реже в области сердца - проблемы, связанные с общением (узкий круг контактов, общение с близкими людьми);

б) задняя поверхность груди или верхняя часть спины (включая область лопаток) - телесное отражений переживаний, вызванных недоброжелательством окружающих, предательством (символический «удар в спину»).

5) Область живота - также связана с общением, но охватывающим более широкий круг социальных контактов (в том числе с профессиональной, деловой коммуникацией).

6) Область живота - отсутствие надежной поддержки со стороны окружающих и в то же время необходимость принятия ответственных решений, способных вызвать значительные жизненные изменения (отсюда вторичная выгода, связанная с желанием избежать необходимости в одиночку «взваливать на себя тяжелый груз»). Дискомфорт в пояснице входит в телесно-психологический синдром отсутствия опоры - его масками на телесном уровне служат «поясничный остеохондроз», проблемы с коленными суставами и стопами.

7) Таз, промежность - сексуальность и лидерство (мотивация власти), болевые ощущения здесь нередко сочетаются с парестезиями, кожным зудом.

8) Ноги:


а) область бедер - подавляемая сексуальность. Как правило, встречается у женщин, при этом особенно характерны избыточные жировые отложения, что создает «тяжелую» фигуру (в литературе можно найти название «синдром русалки»);

б) коленные суставы - пассивность, блокирование инициативы, когда боль в суставах «не дает шагу шагнуть». Вторичная (психологическая) выгода болей в суставах в целом связана с самооправданием человеком своей пассивности - подобная боль «сковывает по рукам и ногам». Отчасти в происхождении подобных болей играют роль вытесненные «детские» формы проявления агрессивности, что особенно относится к проблемам с коленными суставами (желание по-детски «топнуть ногой», чтобы настоять на своем);

в) голени - здесь также скрыта подавленная агрессивность, часто проявляющаяся в болезненных судорогах икроножных мышц. Судороги также нередко встречаются при депрессивных состояниях, возникая во сне и являясь причиной дискомфортного пробуждения (синдром «беспокойных ног», желание «убежать» от болезненных воспоминаний, повторного переживания во сне психотравмирующих событий);

г) стопы - проблемы с опорой, как в физическом, так и в метафорическом смысле, соответствующем лоуэновскому заземлению (в частности, упомянем такую телесную маску психосоматических проблем, как «пяточные шпоры»).

9) Позвоночник - символ тяжести жизненных трудностей, который человек ощущает на телесном уровне. Проблемы человек «взваливает» на себя, а если под их тяжестью он сгибается, становится неспособным отстаивать свою позицию, то окружающие именуют его «бесхребетным». В отечественной традиции жизнь - «тяжкая ноша», в которой нужно «нести свой крест», под тяжким бременем которой человек «горбатится», потому что у него «висит камень на шее» и пр.

Гештальт-подход к терапии позиционирует целостность и неделимость тела и души. Методические приемы в психокоррекционной деятельности должны, соответственно, интегрировано включать эти параметры в систему взаимодействия с клиентом.

Например, ощущение неблагополучия (напряжения, сдавливания, боли) в какой-либо части тела является фрагментом из целостной мозаики с психологическим контекстом.

Если недостаточно представлен эмоциональный компонент внутренней картины здоровья, то необходимо проводить работу на развитие возможностей эмоциональной саморегуляции, в частности, в отношении способности переработать тревогу и принять телесное неблагополучие. Проблема принятия телесного страдания актуальна при возникновении хронических соматических заболеваний, которое должно быть «оплакано» как реакция горя, чтобы болезнь могла быть встроена в новую жизнедеятельность заболевшего человека. Такое принятие обуславливает формирование мотивации на поддержание и сохранение здоровья, инструментально выражающееся в следовании системе самоконтроля.

При трудностях словесного выражения эмоций и чувств сте­ржневым содержанием психологического воздействия бу­дет опора на невербальные средства общения. Актуализация невербальных способов общения и опо­ра на них, являясь основой преодоления эмоциональной неграмотности, предполагает широкое использование психогимнастиче­ских приемов и методик, в максимальной степени способ­ствующих «растормаживанию» и актуализации чувств без характерной для больных тревоги, связанной с их вер­бализацией. Психогимнастические упражнения, таким обра­зом, рассматриваются как своего рода «разминка» чувств, их релаксация и «растормаживание».

Овладение невербальной коммуникацией есть расширение и углубле­ние общего диапазона средств и способов общения. Возможность осознания, вербализации и выражения чувств создает основу успешного поиска конструктивных способов разрядки психоэмоционального напряжения.



При недостаточном развитии интеллектуального компонента внутренней картины здоровья необходимо создание дозированной, грамотной системы информирования о связи поведения людей и вреда здоровью. Здесь проводятся разъяснительные беседы о вреде табакокурения, употребления алкоголя и психоактивных веществ, важности соблюдения правильного режима питания, опасностях аутоагрессивной модификации тела и промискуитета как в учебных учреждениях, так и на местах поликлинической и стационарной сети.

Если выявлен дефицит мотивационного компонента внутренней картины здоровья, то необходим комплексный подход как в рамках системной семейной терапии, так и экзистенциальной терапии. Системный семейный подход позволит увидеть неправильные паттерны семейного реагирования на аддиктивное поведение, изменить семейные стереотипы, связанные с нарушением здорового образа жизни. Экзистенциальный подход, основанный на создании условий для обретения осмысленности жизни и способствования творческой самореализации и личностному росту, будет способствовать формированию здорового образа жизни как некоторой личностной ценности. Кроме того, необходима работа государства на улучшение работы СМИ.
скачать файл



Смотрите также:
Семинар «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
108.58kb.
Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни. Основы формирования здоровья у детей и подростков
18.77kb.
«Школа России»
1023.95kb.
Здоровый образ жизни рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья
433.44kb.
Администрация города Волгодонска Управление образования г. Волгодонска
558.77kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
617.49kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
370.71kb.
Воспитательные мероприятия кураторов и преподавателей кафедр Института межкультурной коммуникации, направленные на формирование здорового образа жизни в 2011-2012 уч год
96.39kb.
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в основной школе. Уроки математики
398.53kb.
Роль волонтерских отрядов в формировании здорового образа жизни школьников и студентов
45.3kb.
1. 3 Средства формирования икт-компетентности и общие принципы формирования икт-компетентности
1756.57kb.
«Веселые старты»
47.61kb.