grandov.ru страница 1
скачать файл
Системный подход к формированию региональной рыночной инфраструктуры

В современных условиях развития экономики целесообразно изучение рыночной инфраструктуры как системы регионального масштаба, организации которой предоставляют широкий спектр услуг населению, зависящий от определенных условий и местных особенностей. Несмотря на многообразие форм услуг, существуют их общие признаки, что и позволяет применить системный подход к формированию региональной рыночной инфраструктуры. Эти признаки также играют значительную роль в ее практическом функционировании и развитии.
В соответствии с современными требованиями на социально-экономическое развитие региона в значительной мере влияет рыночная инфраструктура.

Инфраструктура является неотъемлемой частью эффективного развития экономики и рассматривается как совокупность всех видов деятельности, необходимых для доведения произведенной продукции, товаров, услуг, работ до потребителя.

Составляющие инфраструктуры представлены на рисунке 1.

Инфраструктура


Специальная

инфраструктура:

дороги, склады, системы связи, информа-

ция ,торговля оптовая и розничная,

выставки, ярмарки, биржевая

деятельность и др.

Общая инфраструктура:

рынок товаров и услуг, рынок ресур-

сов (труд, капитал, предпринимательский

ресурс); рынок финансов др.

Рис.1. Составляющие рыночной инфраструктуры


Рыночная инфраструктура в основном имеет четко выраженный территориальный характер, так как организации, входящие в ее состав, расположены в рамках одного региона и обслуживают хозяйствующие субъекты и население определенной территории. Поэтому целесообразно и логично анализировать рыночную инфраструктуру как систему регионального масштаба, то есть региональную рыночную инфраструктуру.

Круг услуг, которые предоставляются организациями инфраструктуры, весьма широк и зависит от многих условий и местных оособенностей. Тем не менее, представляется возможным выделить услуги, пользующиеся наибольшим спросом, которые часто взаимодополняют друг друга, предоставляются в различных сочетаниях.

К общему перечню видов региональной рыночной инфраструктуры относятся следующие группы услуг:


  • маркетинговые;

  • компьютерные и связанные с ними услуги;

  • услуги связи;

  • информационно-коммуникационные;

  • электронной коммерции;

  • юридические;

  • транспортно-экспедиционные;

  • логистические;

  • франчайзинговые;

  • дистрибьюторские (включая брокерские);

  • посреднические;

  • услуги дизайна,

  • брэндирования и рекламы;

  • финансовые;

  • риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность);

  • аудиторские;

  • налоговые;

  • инновационно-внедренческие;

  • инвестиционные;

  • патентные;

  • услуги экспертизы по различным аспектам;

  • сертификационные;

  • услуги по стандартизации (техническому регулированию);

  • регистрационные;

  • выставочно-ярмарочные;

  • услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала;

  • услуги охраны и сопровождения и др. [5, с. 65–66].

Каждая из этих групп услуг имеет соответствующие разновидности, отдельные детальные наименования работ и процедур, что позволяет говорить о множестве услуг, выполняемых субъектами рыночной инфраструктуры для различных субъектов рыночной экономики и, по сути дела, системно охватывающих все виды производственно-хозяйственной деятельности.

Такой широкий спектр услуг и большая территориальная протяженность рынка Красноярского края осложняет формирование рыночной инфраструктуры.

Это и многое другое требует системного подхода к формированию рыночной инфраструктуры, что позволяет определять основные элементы системы, наиболее существенные связи и взаимозависимости между ними, выявлять процессы, тенденции, противоречия и проблемы функционирования системы в целом.

Следует отметить, что, как любая система, рыночная инфраструктура должна удовлетворять следующим системным признакам:



  • целенаправленность (заключающуюся в обеспечении, содействии успешному функционированию участников рыночных отношений);

  • иерархичность (наличие подсистем, элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей между ними);

  • структурированность (разнородность структурного состава и функциональных элементов);

  • уникальность (оригинальность, отличие от других аналогичных систем);

  • открытость (возможность входа и выхода структурных единиц);

  • определенную самостоятельность отдельных структурных элементов (хозяйствующих субъектов);

  • многопрофильность деятельности, множество видов услуг и разнообразный эффект;

  • динамичность (высокую степень количественных и качественных изменений);

  • способность к самоорганизации и саморазвитию (способность менять свой состав и свойства под воздействием изменений во внутренней и внешних средах, подверженность нововведениям).

Для формирования и реализации целей и задач исследования инфраструктуры как системы следует использовать различные методы управления, такие как:

  • организационные (выполнение действующих норм и нормативов, организационные условия и требования местных органов власти, ответственность за исполнение надзорных функций);

  • экономические (налоговое, ценовое, валютное, таможенное, финансово-кредитное, бюджетное регулирование, инвестиционная деятельность, страхование и т.п.);

  • социальные (корпоративная культура, традиционные, исторические нормы и правила, управленческие возможности, стиль управления и др.).

Методология, методы и принципы управления региональной рыночной инфраструктурой в настоящее время, к сожалению, практически не имеет научно рассчитанной базы, а это лишает региональное стратегическое планирование тех объективных критериев, которыми оно могло бы руководствоваться в своей деятельности.[7, с.61]

Особо важно отметить, что рынок многообразных услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, таких как: а) рынок инфраструктурных услуг в значительно большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка (нежели рынки других услуг – бытовых, социально-культурных, жилищно-коммунальных) и менее подвержен монополизации; б) рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе на хозяйствующих субъектов, домашние хозяйства, отдельных людей и групп сообщества), в связи с чем не нуждается в глубокой сегментации; в) рынок данных услуг отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта); г) рынок услуг данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью; д) данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах), как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях; е) для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязанности к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Эти характерные признаки играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.

Литература

1. Ахтариева Л.Г. Современные предпосылки совершенствования государственного управления на региональном уровне // Вест. ун-та. Государственный ун-т управления. – 2007. – № 9. – С.144–148.

2. Ахтариева Л.Г., Богданов А.В., Зайнашева З.Г. Развитие региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях (теоретический и практический аспекты) – Уфа: УГАЭС, 2007. – 162 с.

3. Иншаков О.В., Русакова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования. // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. – 2005. – Вып. 2. – С. 28–37.

4. Клейнер Г.Б. Наноэкономика // Вопр. Экономики. – 2004. – № 12. – С. 70–93.

5. Маннапов Р.Г. Управление развитием региона на современном этапе //Управление экономикой: методы, модели, технологии: Матер. VII Российской. конф. с междунар. участием. – Уфа: УГАТУ, 2007. – С. 60–69.



6. Примаков Е. Доклад на V съезде Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации. – М., 2006. – 19 с.

7. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография – М.: Креативная экономика, 2007. – 176 с.
скачать файл



Смотрите также:
Системный подход к формированию региональной рыночной инфраструктуры
62.99kb.
Целью преподавания дисциплины является обеспечение получения студентами базовых знаний по проблемам экономической географии и региоведения; выяснение условий и факторов территориальной организации рынка
35.21kb.
Перечень исходных данных выдаваемых заказчиком необходимых для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
100.28kb.
Акт анализа хода региональной программы модернизации здравоохранения г
180.16kb.
Оценка недвижимости промышленных предприятий для целей налогообложения
98.18kb.
Общие методические указания к проведению II (муниципального) этапа региональной олимпиады школьников по физике 2010/2011 учебного года
186.6kb.
«Процессы трансформации в праве, региональной экономике и экономической политике»
10.66kb.
На объектах транспортной инфраструктуры
285.21kb.
Докладом «О реализации отраслевых схем развития объектов инфраструктуры на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга»
33.53kb.
Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования Ульяновской области
82.08kb.
Гордеев Максим Николаевич
17.51kb.
Еврейская ао
128.88kb.