grandov.ru страница 1
скачать файл



На правах рукописи

СМИРНОВА Алина Леонидовна


КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

в 1971–1985 гг. (на материалах Чувашской АССР)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Чебоксары – 2010

Работа выполнена на кафедре архивоведения и документоведения ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Смирнов Юрий Петрович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

старший научный сотрудник



Есаков Владимир Дмитриевич

доктор исторических наук, профессор



Сануков Ксенофонт Никанорович
Ведущая организация: Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского

Защита состоится 21 мая 2010 года в 13.00 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.301.05 при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38 (учебный корпус №1), ауд. 513.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38; с авторефератом – на официальном сайте ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» www.chuvsu.ru

Автореферат разослан «_____» апреля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук С. Ю. Михайлова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Важная черта постиндустриального общества – усиление роли и значения человеческого фактора, изменение структуры трудовых ресурсов, уменьшение доли физического и рост доли умственного, высококвалифицированного и творческого труда, увеличение затрат на подготовку рабочей силы: расходов на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.

Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность реализовать и развивать прогрессивные технологии, культура всех слоев общества.

Между тем в современной России наблюдаются тревожные тенденции. Сокращается численность квалифицированных рабочих кадров, способных осуществлять производственные процессы на высоком качественном уровне. Стремительно падает культурный уровень всех слоев населения страны, что особенно заметно при сравнении даже с последними десятилетиями советской истории.

В изучаемый период основные социальные приоритеты государства определялись идеологией и политикой. Это в полной мере проявилось в теории социального выравнивания общества, сглаживания как межклассовой, так и внутриклассовой дифференциации. В то же время реальная экономическая структура народного хозяйства, социальные и политические отношения не соответствовали подобным теоретическим построениям. Поэтому возникали условия для появления и развития внутренней разбалансированности в отдельных элементах социальной структуры, в том числе и в рабочем классе.

Являясь составной частью советской молодежи как социально-демографической группы, в которой она играла ведущую роль, рабочая молодежь обладала специфическими интересами, определявшимися конкретно-историческими условиями ее жизни в обществе.

Исходя из этого, изучение опыта социализации рабочей молодежи 1970-х – первой половины 1980-х гг., являвшейся самой динамичной группой населения, игравшей активную роль в производственной, культурной и общественно-политической жизни страны, ее обучения и воспитания, представляется насущным и полезным. Тем более, что именно поколение рабочей молодежи 1970 – 1985 гг. составило ядро рабочего класса постсоветской России, и российская промышленность в тяжелейших кризисных условиях фактически выжила и продолжила свое развитие за счет этого ядра, его профессионального уровня, образовательной подготовки, культурного развития. Значимость проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования.



Объектом исследования является рабочая молодежь промышленных предприятий Российской Федерации, как социально-демографическая группа, имеющая свои ценности и интересы, как особый объект социальной политики советского государства. В качестве предмета исследования выступают особенности осуществления социальной политики государства в отношении рабочей молодежи, изменение ее навыков, знаний и умений, реализуемых в различных формах общественной, культурной и производственной деятельности, определение и оценка роли различных факторов и условий, влиявших на культурное развитие рабочей молодежи.

Хронологические рамки работы (1971 – 1985 гг.) обусловлены возможностью выделения рассматриваемого периода как целостного этапа в истории советского общества, соответственно и в развитии рабочей молодежи. Точка отсчета характеризуется определенным уровнем стабильности в государстве и обществе, которая во многом была вызвана свертыванием «косыгинских» реформ с начала 1970-х гг. и привела к замедлению темпов экономического развития и, в конечном счете, – к критическому состоянию в середине 1980-х гг. По мере приближения к верхней хронологической границе исследуемого периода возникли факторы, оказывавшие сдерживающее воздействие на самореализацию рабочей молодежи. Среди молодежи, как и в обществе в целом, под воздействием негативных явлений в жизни произошли деформации в идеалах, политическом и нравственном сознании.

Верхняя граница исследования определена тем, что в середине 1980-х гг. начался новый этап отечественной истории, следствием чего стали значительные изменения в экономической и социальной сферах жизни советского общества. Пятнадцатилетний период позволяет сделать выводы ретроспективного характера, и несмотря на многочисленные просчеты в реализации поставленных государством задач, обусловленные объектив-ными причинами, следует отметить достаточно высокий уровень профес-сиональной подготовки и культурного развития молодых рабочих в СССР.



Территориальные рамки исследования. В диссертации анализируются тенденции изменения культурного потенциала молодых рабочих индустрии Российской Федерации на примере Чувашской АССР. Данный выбор обусловлен тем, что среди автономных республик РСФСР Чувашия выступала своего рода интегральным объектом, демонстрируя по всем направлениям исследования средние характеристики, а с другой стороны – многие противоречия, наметившиеся в исследуемый период в стране, в Чувашии проявлялись наиболее наглядно в силу специфики социально-экономического развития республики. Кроме того, на протяжении нескольких лет рабочая молодежь промышленности Чувашии являлась объектом всестороннего изучения. Полученные в ходе этих исследований результаты, в силу своей разносторонности и достаточной хронологической глубины дают возможность наиболее детально рассмотреть основные процессы культурного развития рабочей молодежи именно этой автономной республики, и экстраполировать полученные результаты на рабочую молодежь РСФСР.

Степень изученности проблемы. В историографии «молодежной» проблематики, как и в целом в отечественной историографии можно выделить два периода – советский и постсоветский, в рамках которых господствовали различные подходы к освещению тех или иных исторических сюжетов.

В советской историографии молодежи посвящена большая историческая, социологическая и публицистическая литература. Но при этом недостаточно раскрыты аспекты ее культурного облика, особенно во взаимосвязи с социальной характеристикой молодежи, взятой в исторической динамике. В работах социологов, как правило, исследуются отдельные аспекты социальной характеристики этой общественной группы, такие как отношение к труду, жизненные планы, ценностные ориентации, культурный уровень и т.д.1

В СССР сложилось несколько центров социологических исследований рабочей молодежи, среди которых выделялись: новосибирский (В.Н.Шубкин), свердловский (Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич), ленинградский (В.Т.Лисовский, С.Н.Иконникова, А.В.Лисовский) и эстонская школа (М.Х.Титма). В Москве наиболее успешно исследования проблем молодежи вели ученые Института истории СССР АН СССР (В.Е.Полетаев, И.Л.Корнаковский) и Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (И.М.Ильинский, В.К.Криворученко, В.И.Мухачев)2.

Первым опытом историко-социологического изучения социальных изменений внутри молодежи явились коллективные монографии о колхозной и рабочей молодежи3, монография Н.К. Петровой4, работы В.Е. Полетаева и И.Л. Корнаковского5. Эти исследования были построены на материалах социологических обследований советской молодежи 1930-х, конца 1960-х и начала 1970-х гг. с применением методик смежных общественных наук и новейших средств переработки полученной информации. Они явились первым в стране крупномасштабным историко-социологическим исследованием советской молодежи. В этих коллективных монографиях на примере двух поколений советской молодежи показано, как формировался социалистический образ жизни, социальный облик колхозной и рабочей молодежи на протяжении нескольких десятилетий. В них также освещались и основные черты культурного облика молодежи – образование, мир духовных интересов и др.

Заметным явлением в отечественной историографии стала серия межвузовских сборников, на протяжении одиннадцати лет (1978 – 1989 гг.) издававшаяся в Чувашском государственном университете, в которой значительное место отводилось исследованиям рабочей молодежи6.

Большое внимание уделялось обсуждению вопросов молодежи на всесоюзных научных конференциях. Организовывались специальные «молодежные» секции7.

Историография рабочей молодежи свидетельствует о том, что советские обществоведы активно разрабатывали историю молодого поколения рабочего класса. Это нашло отражение как в работах обобщающего характера, так и в трудах, посвященных отдельным аспектам темы. В них приводился сравнительный анализ уровня образования молодых и старших возрастов рабочих, доля молодежи в составе рабочего класса, ее роль в развитии социалистического соревнования и т.п.8 

Если вопросы культуры и формирования духовного облика советского рабочего класса находили отражение в обобщающих и специальных трудах, посвященных различным сторонам духовной жизни рабочего класса, изменению его духовного мира9, то этого нельзя сказать об исследованиях молодежной его части10. На необходимость более глубокого изучения роли рабочего класса в культурном строительстве указывал академик М.П. Ким11.

В изучаемый период происходили качественные изменения в культурно-техническом уровне рабочего класса СССР, в первую очередь, рабочей молодежи, что нашло отражение в многочисленных публикациях на эту тему12. Культурный уровень рабочей молодежи к началу 1970-х гг. определялся не степенью элементарной грамотности, как было в предшествующие периоды, а значительным удельным весом в составе рабочей молодежи лиц со средним и высшим образованием, стремительным ростом культурно-технического уровня, интереса к сокровищам культуры и искусства.

Наряду с повышенным вниманием к теме политической культуры13 исследователи активно изучали и характер проведения свободного времени, служащий показателем уровня культурного развития, приобщения к ценностям духовной жизни общества. Они отмечали тенденцию роста в общей структуре быта числа занятий, посвященных культуре14.

Существенная роль в процессе социализации молодых рабочих принадлежала многонациональным трудовым коллективам. Многонациональность трудовых коллективов во многом способствовала тому, что рабочая молодежь с первых шагов своей трудовой деятельности усваивала навыки межнационального общения, приобщалась к культурным традициям разных народов. Интернациональным аспектам и этнокультурной составляющей социального облика рабочей молодежи посвящена обширная литература15.

Постсоветский период в историографии рабочей молодежи небогат историческими исследованиями. Однако следует отметить, что если в традиционных исследовательских центрах подобные исследования либо полностью, как в Институте российской истории РАН, либо частично практически прекращены, то во многих региональных университетских центрах они успешно продолжаются, что во многом обусловлено остротой кадровых проблем, с которыми столкнулись регионы, с трудоустройством молодежи, ежегодно покидающей стены различных учебных заведений. Наглядным примером может служить Чувашский государственный университет и его исторический факультет, где это направление не только сохраняется, но и продолжает развиваться. Большой вклад в исследование социального развития рабочей молодежи Чувашии внесли работы Ю. П. Смирнова, И. И. Бойко, С. Ю. Михайловой, О. В. Андреева, В. Р. Степанова, Т. В. Юстус16.

Анализ состояния научного исследования рассматриваемого явления показал, что в исторической литературе преимущественное внимание уделялось тем сторонам социального облика рабочей молодежи, которые характеризовали ее, в основном, как главную производительную силу. Исследование духовной составляющей социального облика молодых рабочих, их культурного развития оказались освещенными значительно хуже.

Цель диссертационной работы – исследование культурного развития рабочей молодежи Российской Федерации. Для реализации поставленной цели автором определены следующие задачи:

1) исследовать методологические аспекты изучения рабочей молодежи в целом, и ее культурного облика в особенности;

2) обобщить опыт отечественной историографии вопроса и сформировать репрезентативную источниковую базу по теме исследования;

3) показать основные направления деятельности советского государства по совершенствованию народного образования, вскрыть просчеты и недостатки в реализации реформы образования, их влияние на культурное развитие рабочей молодежи;

4) определить роль всех видов образования в повышении общей культуры молодых рабочих;

5) проанализировать место и роль политической культуры и культуры труда в культурном облике рабочей молодежи;

6) рассмотреть деятельность общественных организаций промышленных предприятий по формированию культурных потребностей рабочей молодежи;

7) изучить разнообразные формы использования молодыми рабочими свободного времени, пути их приобщения к духовным ценностям общества, выявить основные тенденции формирования культурного облика рабочей молодежи.



Источниковая база исследования состоит из обширного круга опубликованных и неопубликованных документов. Критический анализ всего корпуса источников позволяет получить необходимую и достаточную информацию по вопросам, рассматриваемым в диссертационном исследовании, оценить степень ее объективности и на этой основе сделать достоверные обобщения, выводы и заключения.

Диссертантом введены в научный оборот материалы фонда М-1 Центрального комитета ВЛКСМ (отдела рабочей молодежи) Российского государственного архива современной политической истории (РГАСПИ), двенадцати фондов двух архивов Чувашской Республики: Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) и Государственного архива современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР).

Итак, можно выделить несколько групп источников.

Первую группу источников составили законодательные и нормативные акты, прежде всего: Конституции СССР, РСФСР и ЧАССР17. Они являются основой всего текущего законодательства, определяют права советских людей, в том числе в сфере образования и их возможности в приобщении к достижениям мировой культуры.

Вторая группа источников – директивные документы партийных, комсомольских и профсоюзных органов. В неё вошли использованные в ходе настоящего исследования документы Коммунистической партии: материалы съездов и конференций, документы руководящих и местных партийных органов, первичных партийных организаций, отражающих ход реформы образования, проблемы, с которыми приходилось сталкиваться в процессе ее реализации, успехи и неудачи реформы18.

Третья группа источников – делопроизводственные материалы. К ним относятся документы государственных органов – фонды Совета Министров Чувашской АССР (Ф. Р – 203)19, Статуправления Чувашской АССР (Ф. Р – 872), хранящиеся в ГИА ЧР20.

В ГАСИ ЧР исследованы фонды Чувашского областного комитета КПСС (Ф. П – 1)21, Чувашского областного комитета ВЛКСМ (Ф. П – 6), Чебоксарского горкома ВЛКСМ (Ф. П – 35), Новочебоксарского горкома ВЛКСМ (Ф. П – 220), материалы Чувашского областного совета профессиональных союзов (Ф. П – 2738/179), фонды первичных комсомольских организаций: Комитета ВЛКСМ Чебоксарского производственного объединения «Химпром» имени Ленинского комсомола (Ф. П – 380), Комитета ВЛКСМ Хлопчато-бумажного комбината (Ф. П – 1255), Комитета ВЛКСМ Чебоксарской чулочно-трикотажной фабрики (Ф. П – 1256), Комитета ВЛКСМ Чебоксарского машиностроительного завода (Ф. П – 2525), Комитета ВЛКСМ Чебоксарского приборостроительного завода (Ф. П – 2539), Комитета комсомола производственного объединения ЧЗПТ (Ф. П – 2538) и др.22

Четвертую группу составляют статистические источники. Они позволяют вскрывать взаимосвязи между явлениями и их свойствами, показать процессы в их динамике. К числу таких статистических публикаций относятся ежегодники «Народное хозяйство СССР в … году», «Народное хозяйство РСФСР в … году» и т. п.23, а также юбилейные статсборники, издававшиеся, как правило, к «круглым» датам истории советского государства24. В этих изданиях представлены основные показатели социального развития страны, союзных и автономных республик.

Особое место в ряду статистических источников, использованных в диссертации, занимают тематические статсборники, посвященные статистике труда, образованию и культуре25.

В специальных статистических сборниках, посвященных молодежной проблематике, представлены данные о численности, уровне образования, занятости молодежи в деятельности общественных организаций, состоянии здоровья, организации досуга и использования свободного времени, а также охарактеризовано противоправное поведение молодежи26.

Большую ценность для исследователя представляют статистические сборники, издававшиеся в автономных республиках. В Чувашской АССР по итогам пятилеток, а также к юбилейным датам выпускались статистические сборники о развитии народного хозяйства и культуры. В них имеются также обобщенные цифровые данные по социальным вопросам. В сборниках «Народное хозяйство Чувашской республике по итогам пятилеток, а также к юбилейным датам выпускались статистические сборники о развитии народного хозяйства и культуры. В них имеются также обобщенные цифровые данные по социальным вопросам. В сборниках «Народное хозяйство Чувашской АССР» молодое поколение страны и республики предстает сквозь призму демографических и социально-экономических характеристик, показателей материального благосостояния, здравоохранения, образования и культуры27.

Специализированные справочники «От конференции до конференции» областной комсомольской организации, выпускавшиеся для их делегатов, приводят данные о развитии системы образования в республике, об участии молодежи в различных формах политического и экономического образования и в конечном итоге об изменении уровня общей культуры рабочей молодежи28.

Пятую группу составляют материалы центральной и местной периодической печати – газеты и журналы 1970-х – первой половины 1980-х гг. Это, прежде всего, газеты: «Правда», «Комсомольская правда», «Советская культура». Немало сведений о деятельности Чувашского Обкома ВЛКСМ содержат газеты «Молодой коммунист» – орган Чувашского обкома ВЛКСМ, и «Советская Чувашия» – орган Чувашского обкома КПСС, Верховного Совета и Совета Министров Чувашской АССР.

Шестую группу составляют материалы социологических обследований, проведенных в 1977, 1979, 1981, 1983 и 1985 гг. на промышленных предприятиях различных регионов страны, в том числе Волго-Вятского экономического района.

Комплексное изучение проблем рабочей молодежи 1970-1980-х гг. проводилось сектором историко-социологических исследований института Истории СССР АН СССР под руководством В.Е. Полетаева и И.Л. Корнаковского. В этой работе участвовали также ученые кафедры истории СССР Чувашского государственного университета под руководством Ю.П. Смирнова.

Материалы этих обследований дают возможность выявить с достаточной полнотой и достоверностью основные черты социального облика рабочей молодежи, основные черты, характеризующие ее культурное развитие.

Таким образом, выявленный массив источников представляет собой необходимую базу для анализа рассматриваемых аспектов проблемы. Комплексное использование разнообразных групп источников позволяет в целом достоверно и с достаточной полнотой раскрыть тему исследования.

Методологическая основа. В диссертации автор опирался на такие основополагающие принципы исторического исследования, как объективность, научность и историзм, соединение теории и практики при изучении социальных процессов.

Историко-генетический метод позволил рассмотреть объект исследования в его развитии. Необходимость четкого определения предмета исследований, цели и задач, которые предстояло решить в диссертации, а также временной диапазон обусловили применение проблемно-хронологического метода, на основе которого проведено объективное изучение социокультурного потенциала молодых рабочих промышленности Российской Федерации в их временном развитии.

Широко использованы в диссертации методы сравнительно-исторического анализа. Общие тенденции социально-экономического развития рабочих не означали отсутствия заметных особенностей в отдельных областях и республиках Российской Федерации, отраслевых и других различий.

В свою очередь поставленные цель и задачи предполагали необходимость рассмотрения предмета исследования, то есть культурного развития молодых рабочих, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых признаков. Все это обусловило применение в работе методов системного анализа, объективной основой которого является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Подобный анализ невозможен без привлечения методов математической обработки статистических источников первичного типа, которые использованы в диссертации. Кроме того, автор использовал историко-социологические методы исследования.



Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней впервые комплексно на основе междисциплинарного подхода рассматривается культурное развитие рабочей молодежи в 1970-е – первой половине 1980-х гг. на территории Российской Федерации. В диссертации широко представлены архивные источники, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Особое место в работе занимают материалы многочисленных социологических обследований, проведенных в исследуемый период в различных регионах РФ. Взятые в исторической динамике они позволили всесторонне рассмотреть многие вопросы, ответы на которые не содержат традиционные исторические источники, а их введение в научный оборот дает возможность исследователям советского рабочего класса получить сопоставимые данные для всесторонней характеристики его культурного развития.

Полученные в результате математической обработки первичных материалов этих обследований количественные данные обеспечивают системный характер изложения материала, представляют культурное развитие молодежи как многофакторный процесс.

В работе дается подробная характеристика культурного развития молодых рабочих России во взаимосвязи и взаимозависимости с образовательными параметрами, различными формами творческой деятельности, исследованы причины наметившегося к середине 1980-х годов снижения интереса молодежи и, прежде всего рабочей, к активным формам использования свободного времени.



Научно-практическая значимость. Результаты исследования использованы при подготовке специальных трудов по изучению культурного развития рабочей молодежи России; создана электронная база данных на основе обработки первичных материалов социологических обследований молодых рабочих Чувашии.

Выводы и обобщения исследования могут быть использованы в качестве основы разработки практических рекомендаций для промышленных предприятий и общественных организаций республики в области формирования молодого пополнения рабочего класса, при подготовке обобщающих работ по истории рабочего класса республики, при написании научных трудов по социо-культурной истории России и Чувашской Республики, в публикации документов, справочно-информационных изданий, в преподавании общих и специальных курсов в высшей школе. Рекомендации могут оказать существенную помощь государственным органам в выработке основ молодежной политики.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на принятие Основ законодательства СССР о народном образовании, законов союзных республик об образовании, большого числа Постановлений ЦК КПСС и Советов Министров СССР и РСФСР, направленных на исполнение этих законодательных актов, на осуществление перехода к среднему всеобучу и увеличение роли системы профтехобразования в подготовке квалифицированных рабочих кадров, практическая их реализация оставляла желать много лучшего. Цели реформы, сроки ее реализации и средства, призванные ее осуществить, оказались разнонаправленными, в силу чего уже в 1984 г. срочно потребовалось проводить новое реформирование образования.

2. В результате осуществления комплексной программы развития и совершенствования народного образования в изучаемый период произошли коренные изменения в системе образовательной подготовки. Важнейшим показателем этого стала определяющая роль среднего образования, которое имело подавляющее большинство молодых рабочих. В исследуемый период начали складываться условия, в которых невозможно было трудиться на промышленном предприятии без высокого уровня общих и специальных знаний, всестороннего овладения специальностью, но тенденция роста образовательного уровня и уровня специальных знаний рабочей молодежи в количественном выражении не всегда совпадала с качественным.

3. В трудовых коллективах передовых предприятий, где удалось осознать огромное социальное значение культурной деятельности, изменилось и отношение к культурно-массовой работе. Их общественные организации более четко определяли основные направления и перспективные формы проведения свободного времени молодыми рабочими.

4. Стремление к культуре, широкий круг интеллектуальных запросов становились неотъемлемой чертой молодого рабочего. Общая культура молодого рабочего превращалась в обязательное условие его успешной деятельности наряду со специальными знаниями и высокой профессио-нальной подготовкой. Вместе с тем, в организации и проведении свободного времени сохранялись серьезные нерешенные проблемы, среди которых на первом месте – ориентация части молодежи, в том числе рабочей, на антикультуру – выпивки, азартные игры.

5. Превращение телевидения в средство массовой информации повлияло на сокращение времени, выделяемое на другие виды культуры (газетам, книгам, кино, театру, вместе взятым). Тем самым происходил процесс «одомашнивания» потребления культурных ценностей, что снижало уровень восприятия произведений искусства, активность в выборе духовных ценностей, вело в конечном счете к аморфности культурных потребностей рабочей молодежи.



Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации получили отражение в выступлениях на всероссийской и региональной научно-практической конференциях. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ (общий объем 4,6 п.л.), из них – одна в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры архивоведения и документоведения Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (протокол № 8 от 20 марта 2010 г.).



Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, указываются хронологические и территориальные рамки, формулируются цели, задачи и методо-логическая основа работы, раскрывается научная новизна и научно-практическая значимость диссертации, положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о ее апробации.

Первая глава «Культурный облик рабочей молодежи: вопросы методологии, историографии и источниковедения» посвящена методологическим аспектам изучаемой проблемы, анализу исторической и социологической литературы, характеристике источников.

Во второй главе «Образование как фактор культурного развития рабочей молодежи» освещены основные направления деятельности советского государства по совершенствованию народного образования, выявлены просчеты и недостатки в реализации его реформы, их влияние на культурное развитие рабочей молодежи, определена роль всех форм образовательной подготовки в повышении общей культуры молодых рабочих.

В первом параграфе «Переход к всеобщему среднему образованию: предпосылки, проблемы, решения» анализируется осуществлявшаяся в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы, основанная на развитии принципов единой трудовой политехнической школы, направленная на повышение образованности и воспитания молодежи, улучшение ее подготовки к самостоятельной трудовой жизни, осуществление постепенного перехода к всеобщему профессиональному образованию. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшего развития общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.) конкретизировало эту задачу29. Соответствующие решения были приняты в Чувашской АССР30.

Темпы и глубина реализации предусмотренных реформой мер были недостаточны. Решение проблемы обеспечения связи школы с жизнью было найдено в соединении общеобразовательной подготовки школьников с производительным трудом, их профессиональным обучением. Возвращение к идее политехнизации в 1970-е гг., отказ от классического образования не принесли желаемых результатов, а сама идея политехнизации школы оказалась неудачной и нереализуемой на практике.

Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г., а также Совета Министров РСФСР от 12 июля 1984 г. предусматривалось, что основными направлениями реформы образования должно стать дальнейшее развитие системы ПТО, как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и осуществление перехода к всеобщему профессионально-техническому обучению молодежи.

Провозглашавшаяся цель – развитие культурной личности – в действительности носила декларативный характер. Реформа образования фактически не состоялась, о чем свидетельствует сравнение постановлений государственных органов. Постановления 1980-х гг. полностью повторяли содержание документов 1970-х гг.



Во втором параграфе «Роль общего образования в формировании культурного облика рабочей молодежи» показана зависимость культурного развития новых пополнений рабочего класса от степени их образованности. Быстрыми темпами развивалась сеть средних школ в сельской местности. Однако средний всеобуч вводился без достаточной научной проработки этой сложной проблемы. Достигнутая массовость охвата учащихся средним образованием вела к унификации школы и не сопровождалась должным совершенствованием подготовки педагогов, содержания и методик школьного обучения, его материальной оснащённости. В середине 1980-х гг. были сделаны дальнейшие шаги по реформированию школы. Средняя общеобразовательная школа стала 11-летней за счёт увеличения срока начального образования. Общее среднее образование учащиеся получали в 10-11-х классах общеобразовательной школы, в СПТУ или средних специальных учебных заведениях.

Общий уровень образованности рабочих страны рос по мере пополнения рабочего класса все более образованной молодежью и к середине 1980-х гг. средний уровень образования рабочей молодежи России достиг 9,6 классов. Всеми формами повышения образовательной подготовки было охвачено около трети молодежи.

В результате осуществления комплексной программы развития и совершенствования народного образования в изучаемый период произошли коренные изменения в системе образовательной подготовки. Были созданы экономические возможности для достижения высокого общеобразовательного уровня, в том числе среднего образования у рабочих массовых профессий в соответствии с требованиями производства, особенно в отраслях, которые определяли технический прогресс.

В третьем параграфе «Влияние профессионального и специального образования на изменение культурного уровня рабочей молодежи» раскрывается роль системы профессиональной подготовки в качественном изменении состава пополнений молодых рабочих. В изучаемый период возрастали требования к мобильности рабочего, к его готовности постоянно осваивать новую технику и технологию, что ставило задачу расширения подготовки квалифицированных рабочих кадров, совершенствования системы профессионально-технического образования.

Принятые меры способствовали сокращению количества молодежи, приходившей на производство без профессионально-технической подготовки. Постепенно темпы подготовки и повышения квалификации молодых рабочих стали опережать темпы роста общей численности рабочего класса. Однако, уровень подготовки рабочих кадров в этой системе отставал от требований производства.

Важную роль должно было сыграть преобразование большей части ПТУ в профессионально-технические учебные заведения с 3-4-летним сроком обучения по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей восьмилетние общеобразовательные школы, по наиболее сложным профессиям, требующим общего среднего образования, и в первую очередь квалифицированных рабочих по наладке, ремонту и монтажу автоматических линий и станков с программным управлением, машинистов, радио– и электромехаников, аппаратчиков химического производства, механизаторов для угольной и горнорудной промышленности, для строительства и сельского хозяйства, отделочников, полиграфистов, мастеров пищевой, легкой промышленности, художественных промыслов и предприятий бытового обслуживания населения.

Опираясь на постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров», а также Совета Министров РСФСР от 12 июля 1984 г., профессионально-технические учебные заведения управления профтехобразования ЧАССР были реорганизованы в единый тип – среднее профессионально-техническое училище с соответствующими отделениями по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих31.

Несмотря на то, что подготовка рабочих кадров в профтехучилищах ЧАССР за годы XI пятилетки росла наиболее быстрыми темпами, ее удельный вес в общем объеме подготовки новых рабочих повышался крайне медленно. За первую половину 1980-х годов доля молодых рабочих, подготовленных в системе ПТО выросла всего на один процент (с 21 % в 1980 г. до 22 % в 1985 г.)32. Таким образом, почти четверо из пяти новых рабочих по-прежнему получали профессиональную подготовку на производстве.

В то же время в средних специальных заведениях наблюдался низкий уровень преподавания, не все студенты обеспечивались общежитиями, условия проживания в имеющихся общежитиях были ниже среднего, и как следствие этих причин – низкая успеваемость и дисциплина, значительное число специалистов со средним специальным образованием работало на должностях, не требующих соответствующего образования.



В третьей главе «Основные направления и формы культурного развития рабочей молодежи» рассмотрены способы использования молодыми рабочими свободного времени, пути их приобщения к ценностям духовной жизни общества, раскрыта роль общественных организаций промышленных предприятий в формировании культурных потребностей рабочей молодежи.

В первом параграфе «Политическая культура» подчеркивается, что в изучаемый период особое значение приобретала борьба за молодежь. Это определялось рядом причин. Во-первых, молодежь являлась важным источником и социальным резервом экономической, политической и духовной жизни общества. Во-вторых, молодежь – основной источник пополнения рядов партии, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций. Политическая культура рабочего класса проявлялась через активное участие рабочих в деятельности КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций. Важная роль в формировании политической культуры принадлежала системе политического и экономического образования, которая содействовала сплочению трудовых коллективов, развивала инициативу и творчество, формировала активную жизненную позицию молодых рабочих.

К середине 1970-х гг. только в системе партийного и комсомольского образования обучалось около 20 млн. человек. Процессы, характерные для страны в целом, наглядно проявлялись в Чувашской АССР, где на протяжении всего исследуемого периода наблюдался устойчивый рост численности работающей молодежи, охваченной системой политического и экономического образования. Количество юношей и девушек, занимавшихся в системе политучебы в республике, к 1986 г. достигло 50 тыс. человек33.

Для молодого рабочего формирование политической культуры предполагало не только глубокое знание марксистско-ленинской теории, развитое политическое мышление, но и превращение этих знаний в прочные убеждения. Эти убеждения проявлялись в активной жизненной позиции, в творческом труде.

Во втором параграфе «Культура труда» определяется вклад молодых рабочих в развитие творческого содержания труда. В социалистическом обществе проблема ликвидации тяжелого физического труда выходила за рамки производства, вела к росту образования, культуры, расширению кругозора, что не могло не стимулировать стремления к содержательному труду, профессиональному росту, удовлетворенности своей деятельностью. Проблема оптимального соотношения между объективными потребностями общества в кадрах по определенным профессиям и планами молодых людей, вступавших в трудовую жизнь, приобретало важное теоретическое и практическое значение, так как она имела прямое отношение к судьбам миллионов юношей и девушек и была связана с решением целого ряда социально-экономических задач.

Итоги социологических исследований свидетельствовали, что основными причинами негативного отношения молодежи к рабочим профессиям являлись тяжесть физического труда и однообразие выполняемых операций. И в то же время основная часть молодежи связывала свои мечты с общественно-полезной деятельностью, отдавала предпочтение той, где можно принести больше пользы, которая диктуется производственной необходимостью.

Большой опыт по развитию творческого содержания труда был накоплен на многих передовых предприятиях России, в том числе и Чувашской АССР. Борьба за наивысшую производительность труда сочеталась с воспитанием нового человека. Движение за высокие качественные показатели и достижение лучших результатов становилось эффективным средством политического роста, нравственного совершенствования, повышения культурно-технического уровня его участников. Только в 1978 г. в нем участвовало 20 млн. юношей и девушек, около 10 млн. – завоевали почетное звание ударника коммунистического труда34.

Материалы обследования в 1976 – 1980 гг. показали, что более 40% обследованных в возрасте до 30 лет постоянно выполняли и перевыполняли производственные задания, около 75% – не имели замечаний по качеству изделий, каждый третий сдавал продукцию с первого предъявления, 87% из числа обследованных молодых рабочих никогда не нарушали трудовой дисциплины. В то же время обследование выявило и серьезные недостатки в организации соревнования и воспитательной работе. Значительная категория молодежи не справлялась с производственным заданием. Среди молодых рабочих, имевших 1-2 разряд, 10% не справлялись с заданием, в то время как более половины высококвалифицированных рабочих (5 – 6 разрядов) постоянно перевыполняли планы35.

Особенно была важна для молодого поколения рабочего класса коллективная форма организации труда. Воспитание рабочей смены на славных трудовых традициях все больше становилось законом жизни комсомольско-молодежных коллективов (КМК). Своеобразной школой воспитания рабочей смены, эстафетой трудовых традиций, совершенствования коллективных форм организации труда стали ударные комсомольские стройки. Большую часть строителей ударных строек Чувашской АССР – Чебоксарского завода промышленных тракторов, Чебоксарского производственного объединения «Химпром» имени Ленинского комсомола, Чебоксарской ГЭС – составляла молодежь.

Таким образом, важную роль играли коллективные формы организации труда, которые предполагали взаимный контроль, взаимосвязь перспектив личного роста каждого члена коллектива и всей бригады, помогали выработке коллективных навыков поведения, творческой активности, сознательной дисциплины, умения оценить свой труд и работу товарищей.



В третьем параграфе «Культура свободного времени» подчеркивается, что его характер во многом может служить показателем уровня культурного развития, приобщения к ценностям духовной жизни общества. Многие рычаги, связанные с рациональной организацией и проведением свободного времени, находились в руках производственных коллективов. Влияние свободного времени на производственную деятельность рабочего имело многоплановый характер. Это возможности роста общего и профессионального образования, участие в общественной работе, в рационализации, в управлении производством.

В исследуемый период перед советским обществом ставилась задача более активно содействовать превращению свободного времени трудящихся в «простор для развития способностей», направить его на становление гармоничной личности, посвятить учебе, общественной деятельности, физкультуре и спорту, техническому и художественному творчеству.

Молодежный тип отличался разнообразием занятий, среди которых преобладали наиболее активные, внедомашние виды деятельности. Так учебе и самообразованию уделялось в среднем более 1/4 свободного времени, а общественной деятельности, посещению зрелищ, непрофессиональному творчеству и активному физическому отдыху – времени больше, чем в среднем по выборке. Считалось, что такой тип более других соответствовал задачам всестороннего развития личности, как активного члена общества и поэтому наиболее рационален.

Отношение к потреблению стало формироваться под сильным, все более возрастающим влиянием деятельности отраслей культуры, искусства и средств массовой информации. Эта тенденция, как отмечалось в литературе, обусловила «значительную взаимную экспансию благосостояния и культуры». В решающей мере средствами культуры и массовой информации было обусловлено потребление «модных» благ и ценностей.

Возникала и другая ситуация, при которой потребление становилось самоцелью, символом чуждых культурных и социальных стандартов. Искомую гармонию искали в диалектической взаимосвязи компонентов понятия «повышение уровня жизни», что открывало перед советским обществом новые возможности по формированию у каждого всей совокупности слагаемых «социалистической цивилизации».

Недостатки были обусловлены рядом причин. С одной стороны, отставанием развития материальной базы свободного времени и организации его использования от возросших потребностей населения. Следует подчеркнуть, что организацией досуга занимались разные ведомства, эффективность деятельности которых измерялась, как правило, лишь количественными показателями. С другой стороны, наблюдалось серьезное отставание умений и навыков рационального проведения свободного времени от возросшей его величины.

Социологическое изучение использования свободного времени, внедрение положительного опыта партийных и комсомольских организаций по формированию у молодой смены навыков полноценного с нравственно-эстетической точки зрения его проведения способствовали в целом повышению культурного уровня молодых рабочих. Исследуемый этап расширял масштаб требований к духовной сфере. Стремление к культуре, широкий круг интеллектуальных запросов становились неотъемлемой чертой молодого рабочего.

В заключении представлены итоги и выводы исследования. В политике государства в 1970–1980-е гг. по отношению к народному образованию сложилась новая концепция. Однако, методы и средства реформирования образования не привели к желаемым результатам. Можно констатировать, что темпы и глубина реализации предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы мер оказались недостаточны. Возвращение к идее политехнизации, отказ от классического образования не принесли ожидаемых результатов, а сама идея политехнизации школы оказалась нереализуемой по многим обстоятельствам: отсутствие теоретико-методологической основы политехнизации, слабое материально-техническое обеспечение, нехватка подготовленных педагогических кадров и т. п.

Вместе с тем рост общеобразовательной подготовки рабочих далеко не всегда приводил к повышению их культуры, как системы ценностей, нравственных норм и образцов поведения. Можно утверждать, что несмотря на расширение возможностей удовлетворения культурных запросов и потребностей всех слоев общества, особых положительных сдвигов в культурном развитии рабочей молодежи не наблюдалось. Более того, происходила постепенная утрата интереса к освоению традиционных культурных ценностей – литературе, изобразительному искусству, кино и театру, на смену которым приходила «псевдокультура».

Во многом это происходило из-за того, что выходцы из сельской местности, выросшие в деревне и переселившиеся в города (этот процесс прослеживается на протяжении всего исследуемого периода для большинства регионов Российской Федерации, в том числе и для Чувашской АССР), не сразу становились горожанами. Оказавшись в новой для себя среде, они зачастую быстрее воспринимали и усваивали не высокую городскую культуру, а как раз городское бескультурье, одновременно утрачивая лучшее из сельской культуры. В результате культурное развитие, на деле зачастую оказывалось «культурной деградацией», а уделом многих рабочих становилась маргинальная, промежуточная культура.

В свою очередь невнимание к условиям быта и труда рабочих осложняло проблему воспроизводства рабочих кадров, стало одним из источников социальной напряженности в обществе и привело позже, в конце 1980-х гг., к забастовкам в ряде городов страны.



Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях автора
Публикация в ведущих рецензируемых научных журналах,

определенных ВАК Минобрнауки России:

1. Смирнова А.Л. Социальный источник пополнения рабочего класса – учащиеся школ // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 84 – 91 (0,6 п.л.).


Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

2. Смирнова А.Л. Вопросы повышения культурно-технического уровня рабочей молодежи в советской историографии // Актуальные проблемы истории России ХХ века: материалы регион. науч.-практ. конф. 13 ноября 2008 года. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 131 – 138 (0,3 п.л.).

3. Михайлова С.Ю., Смирнова А.Л. Проблемы рабочей молодежи в исследованиях И.И. Бойко // Актуальные проблемы истории Поволжья и Приуралья: Сборник статей. Чебоксары, 2008. С. 5 – 13 (личный вклад автора – 0,2 п.л.).

4. Смирнова А.Л. Серия «Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР»: место и роль в отечественной историографии // Проблемы изучения взаимосвязи города и деревни Среднего Поволжья: материалы II Всероссийской (X межрегиональной) конференции историков-аграрников Среднего Поволжья (г. Йошкар-Ола. 20-21 ноября 2008 г.). Йошкар-Ола, 2009. С. 551 – 557. (0,5 п.л.).


Библиографический указатель

5. Корнаковский И.Л., Смирнов Ю.П., Смирнова А.Л., Титова И.В. Трудящаяся молодежь Российской Федерации. Библиографический указатель трудов 1970 – 2008 гг. Чебоксары: Изд-во «Клио», 2008. 120 с. (7 п.л., личный вклад автора – 3 п.л.) 


Подписано в печать 19.04.2010.

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная.

Тираж 100 экз. Заказ № 3/04.
Отпечатно в типографии ИП Л.А. Наумова.

428019, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, 15, к.82.



1 Гелюта A. M., Староверов В. И. Социальный облик рабочего-интеллигента. М., 1977; Кучеренко М. М. Молодое поколение рабочего класса СССР. Процесс формирования и воспитания. 1917 – 1979. М., 1979; Смирнов В. А. Социальная активность советских рабочих. М., 1979; Чуланов В. А. Современные советские рабочие. М., 1980.

2 Криворученко В.К. Единство цели: некоторые аспекты партийного руководства комсомоломв условиях развитого социализма. М.,1980; Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. М., 1982; Титма М. Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Таллин, 1982; Алексеева В. Г. Молодой рабочий. М., 1983; Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. M., 1985; Криворученко В. К. Комсомол в советском обществе. М., 1986; Титма М. Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М., 1986.

3 Социальный облик колхозной молодежи. По материалам социологических обследований 1938 и 1969 гг. М., 1976; Социальный облик рабочей молодежи. По материалам социологических обследований 1936 и 1972 гг. М., 1980.

4 Петрова Н. К. Общественно-политический облик советской рабочей молодежи
(70-е гг.). М., 1986.

5 Корнаковский И. Л. Социальный облик молодого рабочего // Социалистическое соревнование – творчество трудящихся масс: тезисы к конференции. Барнаул, 1978. С. 318 – 321; Корнаковский И. Л., Полетаев В. Е. Социальный облик советской рабочей молодежи: (По материалам социологических обследований) М., 1979; Их же. Социально-демографическая структура рабочей молодежи СССР: По материалам социологических исследований 1936 и 1972 гг. // Численность и классовый состав населения России и СССР (ХVI – ХХ вв.). Таллин, 1979. С. 82 – 95; Корнаковский И.Л. Роль движения за коммунистическое отношение к труду в формировании социального облика современного молодого рабочего // Социалистическое соревнование рабочих автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма: межвуз. сб. Чебоксары, 1982. С. 16 – 29.

6 Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР: межвуз. сб. Чебоксары, 1978; Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР (Творческая и общественно-политическая активность рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма): межвуз. сб. Чебоксары, 1979; Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР (Повышение культурно-технического уровня рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма): межвуз. сб. Чебоксары, 1980.

7 Изменение социальной структуры советского общества. Материалы ко второй Всесоюзной научной конференции по проблеме «Изменение социальной структуры советского общества». Свердловск, 1971; Молодежь как общественная группа. Тезисы докладов ко II Всесоюзной научной конференции по проблеме «Изменение социальной структуры советского общества». 22 февраля 1972 г. М., 1972; ХХV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Минске (июнь 1976 г.). М., 1976.

8 Советский рабочий класс. Краткий исторический очерк. 1917 – 1973. М., 1975; Советская культура и духовный мир человека труда. М., 1979; Лельчук B. C., Бейлина Е. Э. Промышленность и рабочий класс СССР в условиях НТР. М., 1982; НТР и формирование духовного облика советского рабочего. Киев, 1982; Социология социалистического производственного коллектива. М., 1982.

9 Рабочий класс СССР на современном этапе. Л., Т. I – III. 1968 – 1974; Духовный мир советского рабочего. М., 1970; Ворожейкин И. Е., Сенявский С.Л. Рабочий класс – ведущая сила советского общества. М., 1977; Духовный мир развитого социалистического общества. М., 1977; Советский рабочий: социальный и духовный облик. Минск, 1983.

10 Эта проблема частично освещена в монографии «Социальный облик рабочей молодежи … ».

11 Ким М. П. Рабочий класс и культурный прогресс социализма. Роль рабочего класса в развитии советской культуры. М., 1976. С. 11.

12 Бойко И. И. Об определении понятия «культурно-технический уровень рабочего класса» // Совместная научная сессия молодых ученых институтов истории Академии наук Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР, посвященной 60-летию установления Советской власти в Закавказье. Ереван, 1980. С. 20 – 22; Ежов В. А., Труфанов И. П., Смирнов Ю. П. Рост культурно-технического уровня рабочих автономных республик РСФСР // Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР (Повышение культурно-технического уровня рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма). C. 3 – 20; Арсентьева А. В. Культурно-технический уровень рабочих Волго-Вятского экономического района в 1959 – 1970 гг. // Подготовка и воспитание кадров рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма: межвуз. сб. Чебоксары, 1983. С. 57 – 66; Павлова О. И. Применение математических методов в изучении социального облика рабочей молодежи (культурно-технический уровень рабочей молодежи Ленинграда) // Комплексные методы в изучении исторических процессов. Москва, 1987. С. 52 – 60; Фасхутдинов К. Ф. Некоторые аспекты партийного руководства повышением культурно-технического уровня рабочей молодежи Татарии (1966 – 1975 гг.) // Социальная активность автономных республик РСФСР: межвуз. сб. Чебоксары, 1988. C. 88 – 94.

13 Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970; Бурлацкий Ф., Галкин А. Социология, политика, международные отношения. М., 1974; Ким М. П. О культуре как предмете исторического изучения. М., 1974; Кейзеров Н. М. Политическая культура социалистического общества. М., 1982.

14 Гордон Л. А., Клопов Э. В. Рациональный бюджет времени и опыт начального расчета // Социологические исследования. 1977. № 1. С. 19 – 30; Тенденции изменения бюджетов времени трудящихся. М., 1979; Патрушев В. Д. Возможные изменения в использовании бюджетов времени // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 28 – 43.

15 Иванов В. П. О некоторых этнографических аспектах изучения современной городской семьи Чувашской АССР // Современные этнические процессы в Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1979. Вып. 94. С. 29 – 43; Сануков К. Н. Ведущая роль рабочего класса в укреплении интернационального единства общества развитого социализма // Рабочий класс - ведущая сила интернационального единства советского народа. М., 1981. С. 6 – 21; Его же. Братство людей труда: Экономическое сотрудничество советских народов в условиях развитого социализма. Йошкар-Ола, 1983; Его же. Интернациональное воспитание рабочей молодежи в многонациональном трудовом коллективе // Подготовка и воспитание кадров рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма. С. 11 – 17; Горник Г. Л. Формирование и воспитание кадров рабочих коренной национальности в условиях строительства и совершенствования развитого социализма (на материалах автономных республик Поволжья и Приуралья) // Роль русского рабочего класса в формировании рабочего класса автономных республик РСФСР. Чебоксары, 1984. С. 92 – 98; Корнаковский И. Л. Образование как фактор сближения национальных отрядов рабочего класса СССР (1960 – 1970 гг.) // Роль русского рабочего класса … С. 81 – 92; Сануков К. Н. Интернационализация духовной жизни народов СССР в условиях развитого социализма // Марийская литература и искусство развитого социализма. Йошкар-Ола, 1984. С. 3 – 21; Его же. Сотрудничество и взаимопомощь народов СССР в подготовке рабочих кадров // Рабочий класс СССР в условиях развитого социализма. Источники и формы пополнения. 1960–1980. М., 1984. С. 42 – 62; Смирнов Ю.П. К вопросу о роли русского народа в формировании и развитии рабочего класса автономных республик РСФСР // Роль русского рабочего класса … С. 62 – 77; Иванов В. П. Общее и национально-особенное в социалистическом образе жизни населения Чувашской АССР // Вопросы совершенствования социалистического образа жизни: сб. ст. ЧНИИ. Чебоксары, 1986. С. 3 – 20; Чуваши: современные этнокультурные процессы. М., 1988; Иванов В. П. Современные национально-культурные процессы: особенности, проблемы и перспективы // Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары, 1989. С. 26 – 57; Фокин П. П. Межнациональное общение сельского населения Чувашской АССР в бытовой сфере // Социально-экономические проблемы образа жизни советских людей. С. 48 – 62.

16 Смирнов Ю. П. Индустрия автономных республик Поволжья в середине 50-х – конце 80-х годов: достижения и нереализованные возможности: автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 1998; Бойко И. И. Рабочие Волго-Вятского региона: опыт и уроки социально-экономического развития (конец 1960-х – первая половина 1980-х годов): дис. … д-ра ист. наук. М., 1998; Юстус Т. В. Культурно-бытовые условия жизни молодых рабочих Волго-Вятского экономического района в 1970-е – первой половине 1980-х годов (по материалам Марийской, Мордовской и Чувашской республик): дис. … канд. ист. наук. М., 1999; Андреев О. В. Общественно-политическая деятельность рабочей молодежи в 1970-е – первой половине 1980-х гг. (по материалам Чувашской АССР): дис. … канд. ист. наук. Чебоксары, 2005; Михайлова С. Ю. Труд рабочей молодежи в промышленности Марийской, Мордовской и Чувашской республик: Исторические уроки, социальный опыт (середина 1950-х – середина 1980-х гг.): дис. … д-ра ист. наук. Чебоксары, 2007; Андреев О. В., Степанов В. Р. Рабочая молодежь Чувашии: общественно-политическая деятельность (1970-е – первая половина 1980-х годов). Чебоксары, 2008.

17 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977; Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. М., 1978; Конституция Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. Чебоксары,1978.

18 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986 – 1989, Т. 12 – 15; Товарищ комсомол: Документы съездов комсомола, пленумов, бюро и секретариата ЦК ВЛКСМ, 1968 – 1982. М., 1983; Съезды профсоюзов СССР. Материалы XV – XVIII съездов профессиональных союзов СССР. М., 1972 – 1987.

19 ГИА ЧР. Ф. Р – 203. Оп. 21. Д. 1382, 1396, 1397, 1400, 1657, 1666, 1976, 1987, 2306, 2317, 2331, 2080, 2151, 2152, 2221, 2527, 2846. Оп. 24. Д. 4172 и др.

20 ГИА ЧР. Ф. Р – 872. Оп. 16. Д. 1522; Оп. 24. Д. 2254, 2259, 2261. Оп. 28. Д. 450, 594, 660, 782, 795, 977, 1062, 1085, 1882. Оп. 31.Д. 179, 180, 181, 198, 202, 331, 333 и др.

21 ГАСИ ЧР. Ф. П – 1. Оп. 25. Д. 84. Оп. 26. Д. 93. Оп. 34. Д. 4. Оп. 35. Д. 5, 285. Оп. 36. Д. 398. Оп. 37. Д. 247. Оп. 40. Д. 203, 206. Оп. 46. Д. 215, 216 и др.

22 ГАСИ ЧР. Ф. П – 380. Оп. 1. Д. 19, 26, 62, 70, 88, 97, 116, 142, 161, 177, 191, 197. Ф. П – 1255. Оп. 1. Д. 34, 57, 64, 69, 111, 144, 146. Ф. П – 1256. Оп. 1. Д. 6, 13, 22, 59, 88, 103, 105. Ф. П – 2525. Оп. 1. Д. 4, 8, 12, 25, 47, 49, 50, 55, 58, 70, Д. 94. Ф. П – 2539. Оп. 1. Д. 4, 23, 69, 89, 106 и др.

23 Народное хозяйство РСФСР в 1985 г. М., 1986; Народное хозяйство РСФСР в 1987 г. М., 1988; РСФСР и регионы Волго-Вятского экономического районы в 1989 году. М., 1990; Российская Федерация и регионы Волго-Вятского экономического районы в 1990 году. М., 1992; Российская Федерация, республики и области Волго-Вятского экономического районы в 1992 году. М., 1993; РСФСР в 1992 году. М., 1993.

24 Страна Советов за 50 лет. М., 1967; Народное хозяйство СССР за 60 лет: юб. стат. ежег. М., 1977. Народное хозяйство СССР за 70 лет: юб. стат. ежег. М., 1987. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: стат. ежегодник. М., 1977. Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: стат. ежегодник. М., 1987.

25 Труд в СССР. М., 1968; Труд в СССР. М., 1988; Народное образование и культура в СССР: стат. сб. М., 1989.

26 Молодежь РСФСР. М., 1990; Молодежь СССР. М., 1990.

27 Народное хозяйство Чувашской АССР за годы девятой пятилетки (1971 – 1975 гг.): стат. сб. Чебоксары, 1976; Народное хозяйство Чувашской АССР за годы десятой пятилетки (1976 – 1980 гг.): стат. сб. Чебоксары, 1986; Народное хозяйство Чувашской АССР за годы одиннадцатой пятилетки (1981 – 1985 гг.): стат. справочник. Чебоксары, 1987; Статистические материалы об экономическом и социальном развитии Чувашской АССР. Чебоксары, 1989. Т. 1–2; Молодежь СССР: стат. сб. М., 1990; Молодежь РСФСР: стат. сб. М., 1990; Советская Чувашия 1971 – 1973. Чебоксары. 1974; Советская Чувашия в девятой пятилетке (1971 – 1975). Чебоксары: 1975; Советская Чувашия 1976 – 1980. Чебоксары, 1980; Советская Чувашия (1981 – 1983).Чебоксары, 1984; Советская Чувашия (1981 – 1985).Чебоксары, 1986; Советская Чувашия (1986 – 1988). Чебоксары, 1988.

28 Делегату XXXII областной комсомольской конференции. Чебоксары, 1975; Делегату XXXIII областной комсомольской конференции. Чебоксары, 1978; Делегату XXXIV областной комсомольской конференции. Чебоксары, 1979; Делегату XXXV областной комсомольской конференции. Чебоксары, 1982; Делегату XXXVI областной комсомольской конференции. Чебоксары, 1985; Делегату XXXVII областной комсомольской конференции. Чебоксары, 1987.

29 Молодежь – наше будущее. КПСС о комсомоле и задачах коммунистического воспитания молодежи в современных условиях. М., 1974. С. 291.

30 ГИА ЧР. Ф. 203. Оп. 21. Д. 1382. Л. 135.

31 ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 16. Д. 1522. Л. 82 – 83.

32 Там же. Л. 82.

33 Советская Чувашия (1981 – 1985). Чебоксары, 1986. С. 63.

34 ВЛКСМ от съезда к съезду: XVII – XVIII. М., 1978. С. 52.

35 Смирнов В.А. Проблема формирования у рабочей молодежи сознательного отношения к труду // Социологические исследования. 1978. № 4. С. 80 – 81.

скачать файл



Смотрите также:
Смирнова алина Леонидовна культурное развитие рабочей молодежи россии в 1971–1985 гг.
383.96kb.
Культурное сотрудничество России и Германии на Алтае
39.18kb.
Пояснительная записка История России XIX век и Новая история 1800-1900 гг
281.3kb.
. Снижение уровня потребления алкоголя в России на 3 л в период анти-алкогольной кампании 1985-87 гг сопровождалось четырёхкратным уменьшением общей смертности населения на 12% (3)
100.22kb.
Т. С. Георгиева д-р филос наук, проф
1789.93kb.
Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине ХІХ века / В. Р. Лейкина-Свирская. М. Мысль, 1971. 368 с
64.3kb.
Литература для подготовки: сниП 05. 06-85 «Магистральные трубопроводы»
55.35kb.
В начале учебного года в нашей школе сформировался новый состав отряда «Юный полицейский России». В него вошли пятнадцать человек
59.26kb.
Алиева Алина Ракаевна
173.67kb.
П. А. Столыпин и судьба реформ в России. М. Политиздат,1991. 286 с
28.92kb.
Развитие фотограмметрии в России
339.82kb.
«Юные орнитологи»
63.24kb.