grandov.ru страница 1
скачать файл
В. Гл. Свадебные обычаи онежан прежде и теперь // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1913. № 17. С. 801 ‒ 808.

С. 801
Свадебные обычаи Онежанъ прежде



и теперь.
Свадебные обычаи онежанъ въ старину были совсѣмъ не тѣ, что остались теперь. Полвѣка назадъ, по разсказамъ стариковъ и старухъ, брачныхъ церемоній было гораздо болѣе, чѣмъ въ настоящее время. Всѣ свадебные обряды и обычаи стали сокращаться и упрощаться, и отъ древнихъ церемоній теперь остались только жалкіе остатки. Вотъ какъ разсказываютъ старики и старухи про свои свадьбы, бывшія 50 и 60 лѣтъ тому назадъ.

Тогда, какъ и теперь, у онежанъ были вечеринки, начинавшіяся осенью, послѣ Покрова, продолжавшіяся весь Филипповскій постъ и достигавшія своего «зенита» на святкахъ. На вечеринкахъ происходитъ смотръ невѣстъ и выборъ ихъ женихами, а кряду же послѣ святокъ начинались свадьбы. Мясоѣдъ отъ Крещенія до Масляницы и теперь остался самымъ свадебнымъ, ‒ такъ было и въ старину.

Намѣтивъ себѣ невѣсту, женихъ прежде всего спрашивалъ согласія своихъ родителей, ‒ и если старики не «подорили» ему сватать на такой-то дѣвицѣ, ‒ то парень съ отцомъ, дядей или братомъ отправлялся на сватовство. Ѣздили сватать всегда на конѣ, кобылу впрягать жениху не полагается; конь бываетъ въ хорошей, блестящей сбруѣ, впряженный въ маленькія санки съ ковромъ. Сватъ садится на правую сторону саней, а женихъ на лѣвую. Пріѣхавъ въ деревню, гдѣ есть невѣсты, «женихи» (свата съ женихомъ всегда зовутъ почему-то во множественномъ числѣ) останавливались у кого-нибудь знакомаго, и уже оттуда сватъ ходилъ въ домъ невѣсты.

Дѣло сразу никогда не рѣшалось, и если родители невѣсты не желали отказывать, то собирали всю свою ближнюю родню, и цѣлыя сутки проходили въ совѣтахъ; но у невѣсты согласія не спрашивали; желаетъ или не желаетъ она идти замужъ ‒ объ этомъ много не безпокоились. Часто бывали случаи насильной выдачи дѣвицы, при чемъ, невѣста всячески упирается, реветъ, ругаетъ и поноситъ своего жениха, ‒ но на это родители не обращаютъ вниманія, равно и женихъ, вѣря въ пословицу, что «стерпится ‒ слюбится».

Когда всѣ собранные родственники послѣ долгихъ обсужденій найдутъ, что дѣвицу можно выдать за пріѣхавшаго жениха, то родители ея посылаютъ кого-нибудь за «большимъ сватомъ», какъ называется сватъ, чтобы онъ шелъ вмѣстѣ съ женихомъ на «рукобитье».


С. 802

Въ это время домъ невѣсты бываетъ биткомъ набитъ сбѣжавшимся со всей деревни народомъ. Невѣста до прихода жениха сидитъ на лавкѣ, но лишь онъ преступитъ порогъ, какъ она опрометью бросается въ другую половину горницы или въ сѣни, а то и за печь. Женихъ помолится передъ иконами, поздоровается со всѣми и лишь тогда спроситъ про невѣсту. А ее дѣвицы, ея подруги, всячески прячутъ и укрываютъ отъ жениха и лишь послѣ того, какъ женихъ угоститъ конфектами или другими лакомствами дѣвицъ ‒ онѣ тогда приводятъ невѣсту.

Невѣста здоровается съ женихомъ, и затѣмъ, помолясь Богу, всѣ садятся за огромный, составленный изъ нѣсколькихъ столовъ, «рукобитный» столъ. Женихъ садится рядомъ съ невѣстой, направо отъ нея; съ женихомъ рядомъ сидитъ сватъ, за сватомъ ближайшіе родственники невѣсты, все мужчины. По лѣвую сторону невѣсты сидитъ ея сестра или подруга и далѣе всѣ дѣвицы, ея подруги и ровесницы.

Противъ будущихъ молодыхъ на столъ становится «мякушка», большой ржаной хлѣбъ съ солонкой наверху. Затѣмъ на столъ приносятъ огромный подносъ съ дюжиною чайныхъ стакановъ, и сватъ изъ-подъ стола достаетъ полуведерный боченокъ съ виномъ. Вино на рукобитьи бываетъ отъ жениха, но разливаютъ его родственники невѣсты. Когда нальютъ всѣ двѣнадцать стакановъ, то всѣ сидящіе за столомъ встаютъ и нѣсколько минутъ молятся передъ иконой съ зажженой свѣчей или лампадой. Затѣмъ всѣ садятся. Первые стаканы подносятся жениху съ невѣстой. Женихъ иногда, для «смѣлости», выпиваетъ весь стаканъ залпомъ, а невѣста только омочитъ губы. Потомъ подчуютъ свата и остальныхъ мужчинъ, сидящихъ за столомъ. Послѣ мужчинъ угощаютъ виномъ всѣхъ дѣвицъ, подругъ невѣсты, а далѣе поятъ весь народъ, находящiйся въ домѣ, всѣхъ отъ стараго до малаго, при чемъ, это угощенiе для постороннихъ называется «пучеглазнымъ», но обойти никого нельзя, ‒ такъ требуетъ обычай. Многiе, особенно ребята и подростки, пьянѣютъ отъ одного стакана, но за первой «рядовой» идетъ вторая, потомъ третья, и съ каждой минутой народъ дѣлается веселѣе и шумнѣе.

Послѣ рукобитья бываетъ уговоръ, сколько женихъ долженъ заплатить за невѣсту,(*) и назначается срокъ до вѣнчанiя, а также дни «смотрѣнья» ‒ пониманье и «колечко». Когда все это будетъ порѣшено, ‒ то всѣ выходятъ изъ-за стола, и начинаются танцы ‒ открывается первая свадебная вечеринка. Теперь въ домѣ невѣсты вечеринка бываетъ каждый вечеръ вплоть до отъѣзда къ вѣнчанiю, и изъ ближнихъ деревень привозятся дѣвицы-гостьи. Днемъ эти дѣвицы помогаютъ шить приданое невѣсты, а также подарки жениху.

Черезъ нѣсколько дней послѣ рукобитья женихъ прiѣзжаетъ со всей своей родней смотрѣть невѣсту; это называется «смотрѣнье». Родственники жениха ѣдутъ иногда лошадяхъ на пятнадцати, и этотъ обозъ называется «поѣздомъ». Прiѣзжая въ деревню невѣсты ночью, поѣздъ ярко освѣщается факелами, зажженными старыми бураками, кошелями, порочками и т. п. Встрѣчать гостей выбѣгаетъ вся деревня; ѣдутъ съ пѣснями и виномъ. Останавливаются опять не у невѣсты, а у кого-нибудь посторонняго, чаще у того же, гдѣ стояли женихи, прiѣхавъ сватать. И затѣмъ всѣ прiѣхавшiе отправляются въ домъ невѣсты на «смотрѣнье».


С. 803

Снова начинается такое же винопитiе и угощенiе, какъ было на рукобитьѣ, съ той лишь разницей, что теперь родители невѣсты угощаютъ родственниковъ жениха и не поятъ постороннихъ, не даютъ имъ «пучеглазнаго». Кромѣ вина, пьютъ чай, и на столахъ бываютъ разныя лакомства. Послѣ смотрѣнья прiѣхавшiе пожилые гости уходятъ на свою квартиру, а молодежь остается танцовать. Поутру «поѣзжане», родственники жениха, на своей квартирѣ устраиваютъ для родителей невѣсты и ея родни пиръ-угощенiе, ‒ это называется «пониманье». Что это слово означаетъ, понять трудно. Также пьютъ, поютъ, гуляютъ, какъ и на предыдущихъ пирахъ, но невѣста на «пониманьи» не бываетъ. Затѣмъ гости всѣмъ поѣздомъ уѣзжаютъ домой съ громкими пѣснями.

Еще черезъ нѣсколько дней женихъ снова прiѣзжаетъ къ невѣстѣ съ подарками, ‒ даритъ шелковый платокъ, матерiю на платье и кольцо, ‒ это говорятъ: «женихъ прiѣзжаетъ съ колечкомъ». Прiѣзжаетъ онъ лишь вдвоемъ со сватомъ, безъ всякой свиты, и вина этотъ разъ пьется гораздо менѣе. Также садятся за столъ, женихъ рядомъ съ невѣстой, угощаются, и затѣмъ женихъ на подносѣ подноситъ своей невѣстѣ подарки, ‒ она ихъ съ поклономъ принимаетъ, ‒ и церемонiя «колечка» тѣмъ заканчивается. Теперь женихъ бываетъ послѣднiй разъ въ домѣ невѣсты женихомъ, а послѣ прiѣзжаетъ уже молодикомъ.

Женихъ послѣ рукобитья ѣздитъ къ священнику за благословенiемъ, затѣмъ привязываетъ къ дугѣ три колокольчика и все время отъ рукобитья до вѣнчанiя разъѣзжаетъ съ громкимъ звономъ колокольчиковъ вдвоемъ съ какимъ-нибудь молодымъ парнемъ, не сватомъ, по своимъ родственникамъ, ‒ зоветъ ихъ на свадьбу. На свадьбу зовутъ не только ближнихъ родственниковъ, какъ двоюродныхъ и троюродныхъ, но «четвероюродныхъ» и разныхъ кумовьевъ, крестовыхъ братьевъ, сватовъ, хорошихъ друзей и т. д. Вступая въ домъ, гдѣ нужно позвать на свадьбу родственника, женихъ и его товарищъ обращаются къ нему со слѣдующими словами:

«Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй насъ! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! NN… (называется имя) просимъ тебя къ татенькѣ, къ маменькѣ хлѣба-соли покушать, добрыхъ рѣчей послушать, а ко мнѣ на законный бракъ! Просимъ покорно! просимъ покорно!» (3 раза). И при этомъ три раза кланяются въ поясъ передъ каждымъ приглашаемымъ; тотъ, въ свою очередь, тоже кланяясь, благодаритъ за приглашенiе. И сколько бы въ домѣ ни было людей, даже постороннихъ, совсѣмъ чужихъ и незнакомыхъ жениху ‒ онъ обязанъ всѣхъ позвать на свою свадьбу вышеприведенными словами. Въ каждомъ домѣ, гдѣ женихъ зоветъ гостей, его угощаютъ виномъ. Онъ вездѣ присаживается, вездѣ пьетъ и къ вечеру каждаго дня напивается до безчувствiя, равно также и его товарищъ.

Наконецъ, всѣ родственники обозваны, все къ свадьбѣ приготовлено, и наступаетъ день отправлять «дружекъ» за невѣстой. Дружками всегда бываютъ удалые ребята, краснобаи и шутники, которые умѣютъ шутить и дѣло дѣлать. Лошадь у нихъ мѣстныя дѣвицы всячески украшаютъ: въ гриву и въ хвостъ вплетаютъ ленты, къ сбруѣ навязываютъ бубенчиковъ, а къ дугѣ тоже три колокольчика; четвертый колокольчикъ дружки берутъ въ руки. Самихъ дружекъ дѣвицы также украшаютъ: на рукава тулуповъ навязываютъ ленты, къ шапкѣ пришиваютъ составленную изъ разноцвѣтныхъ лоскутковъ «звѣзду», такую же звѣзду


С. 804

прикалываютъ къ груди. И наканунѣ дня вѣнчанiя дружки, сопутствуемые пѣснями дѣвицъ и бабъ, а также изрядно выпивъ, уѣзжаютъ за невѣстой.

Въ домѣ же невѣсты въ послѣднiй день ея пребыванiя въ дѣвицахъ до прiѣзда дружекъ устраивается «заплачка». На заплачку ходятъ, зовутъ по деревнѣ всѣхъ сосѣдей, и обязательно присутствуютъ всѣ бабы и дѣвицы. Когда соберется полный домъ сосѣдей, невѣсту садятъ въ «большой» красный уголъ, надѣваютъ на голову жемчужную «перевязку» и покрываютъ большимъ платкомъ. По лѣвую руку невѣсты садится «стиховодница», женщина, хорошо знающая и поющая подобающiя случаю старинныя свадебныя пѣсни. Такихъ стиховодницъ бываетъ немного, и лучшую изъ нихъ постоянно возятъ по заплачкамъ даже въ дальнiя деревни. По правую руку невѣсты садится ея отецъ, а если его нѣтъ въ живыхъ, то старшiй братъ или кто-нибудь изъ ближнихъ родственниковъ мужского пола. Стиховодница начинаетъ жалобную пѣсню; нѣкоторыя бабы, знающiя тѣ пѣсни, помогаютъ пѣть, и невѣста, сначала слабо, а потомъ все сильнѣе и громче начинаетъ «плакать», захвативъ за шею отца или замѣняющаго его, при чемъ, приговариваетъ: «зачѣмъ отдаете меня въ чуже-дальнюю сторону? зачѣмъ гоните изъ родного дома? Родимый батюшка! зачѣмъ продаешь меня чужимъ людямъ?»… и т. д., а плачъ ея переходитъ уже въ сильный ревъ. Послѣ отца къ невѣстѣ садится1 мать, и съ ней повторяется то же самое, тѣ же слова и причитанья, лишь ревъ усиливается, и невѣста долго не выпускаетъ изъ объятiй матери. За матерью, посмѣнно, къ невѣстѣ садятся братья и сестры, вообще, всѣ ближайшiе родственники; и когда «отплачутъ» всѣ родственники, то приходитъ очередь и до дѣвицъ, подругъ невѣсты. Съ ними невѣста тоже долго плачетъ, раскачиваясь изъ стороны въ сторону и обхвативъ заразъ двухъ подругъ. Въ концѣ заплачки невѣста теряетъ свой голосъ и только уже хрипитъ, а также и стиховодница устаетъ пѣть пѣсни ‒ и не диво ‒ заплачка иногда продолжается часа три. Послѣ заплачки начинаются послѣднiя приготовленiя невѣсты.

А въ это время дружки уже находятся въ деревнѣ невѣсты, но на заплачкѣ не присутствуютъ, ‒ тутъ имъ быть не полагается. И лишь когда заплачка кончится, они съ колокольчикомъ въ рукѣ приходятъ къ дому невѣсты, ‒ но ихъ туда не пускаютъ, и они, постучась у сѣней, уходятъ обратно, громко позванивая.

Вслѣдъ за первымъ посѣщенiемъ дружекъ въ домѣ начинается послѣдняя печальная церемонiя ‒ расплетенiя у невѣсты ея дѣвичьей косы. До этого собираютъ ужинъ, но за столъ садятся лишь невѣста и ея подруги-дѣвицы; бабы же не сидятъ. Послѣ ужина, когда все уберутъ со стола, дѣвицы съ пѣснями приступаютъ къ расплетенiю косы у невѣсты. И когда расплетутъ дѣвичью косу, волосы разсыплются по плечамъ, и невѣстѣ подадутъ ленту изъ ея косы, «косоплетку», то она этой лентой нещадно начинаетъ хлестать своихъ подругъ, плача и ругаясь за такое ихъ «преступленiе». Она ихъ хлопаетъ не только лентой, но колотитъ кулаками по чему попало, царапаетъ когтями, пинаетъ, рветъ за волосы и входитъ въ настоящую злобу. Избиваемыя кричатъ, визжатъ, мечутся во всѣ стороны, но изъ дому не убѣгаютъ.

Мало-по-малу все успокаивается, и невѣста утихаетъ. Когда кончится эта кутерьма, дружки приходятъ второй разъ къ дому невѣсты, и снова стучатся. Въ сѣни выбѣгаютъ дѣвицы и спрашиваютъ: «Кто


С. 805

стучитъ?» Дружки отвѣчаютъ: ‒ Купцы хорошiе, гости пригожiе! и звонятъ колокольчикомъ въ рукѣ.

«Что вамъ надо?» ‒ снова спрашиваютъ ихъ дѣвицы.

‒ Прислалъ насъ князь (называютъ имя жениха) за товаромъ. Въ этомъ домѣ есть подторгованный имъ товаръ. Мы прiѣхали по его порученью да по Божьему соизволенью. Впустите насъ!

«Нѣтъ! не пустимъ васъ. Можетъ быть вы разбойники, ‒ кто васъ знаетъ» ‒ шутятъ дѣвицы. «Не пустимъ»!

‒ Господи, Iисусе Христе! ‒ мы честные купцы, удалые молодцы, ребята-хваты, и прiѣхали мы къ вамъ не съ порожними руками. Нашъ князь (имя жениха) прислалъ для васъ много подарковъ: пряниковъ, леденцовъ, серебра, червецовъ (вѣроятно, червонцевъ). Красныя дѣвицы, ягодныя пагубницы, грибовъ разорительницы, на полѣ воительницы, да впустите насъ! А вотъ пряники для васъ!

Послѣ такихъ прибаутокъ дѣвицы отпираютъ сѣни, и дружки, громко побрякивая колокольчикомъ, входятъ въ домъ невѣсты. Невѣста же въ это время куда-нибудь прячется, ее прикрываютъ разной одеждою; по обѣимъ сторонамъ ея садятся вѣрнувшiяся изъ сѣней дѣвицы, которыя тоже закрываются платками, и дружкамъ предоставляется отыскивать ту, которую имъ надо. Снова съ шутками и смѣхомъ они приступаютъ къ розыскамъ невѣсты и сначала пересмотрятъ всѣхъ подругъ ея, а уже потомъ найдутъ будущую «княгиню». Удостовѣрясь, что она жива и здорова, дружки, угостивъ лакомствами дѣвицъ за открытiе сѣней и пожелавъ невѣстѣ и ея роднымъ спокойной ночи, уходятъ на свою квартиру, гдѣ и остаются до утра. Невѣста ложится спать послѣднюю ночь въ родительскомъ домѣ; спитъ она, окруженная дѣвицами-подругами, какъ надежною стражею; въ ту ночь вечеринки болѣе не бываетъ.

По утру рано дружки со звономъ колокольчика третiй разъ приходятъ въ домъ невѣсты ‒ будить ее. На этотъ разъ они стучатся у дверей съ молитвою, и съ молитвою ихъ впускаютъ въ домъ. Затѣмъ они идутъ въ ту половину дома, гдѣ спитъ невѣста, и звономъ колокольчика будятъ ее… Невѣста встаетъ, умывается, молится, и начинаются послѣднiя приготовленiя къ отъѣзду ея изъ родительскаго дома; дружекъ въ это время поятъ чаемъ и виномъ, но они своего порученiя не забываютъ и часто встаютъ изъ-за стола и торопятъ хозяевъ, чтобы поскорѣе справляли невѣсту. Когда невѣсту одѣнутъ и благословятъ родители иконою, ‒ ее дружки выводятъ изъ дому, садятъ въ сани, а рядомъ съ нею ея крестную мать, «большую сватью», сами садятся въ переднiя сани и увозятъ въ церковь. Бабы, сбѣгающiяся со всей деревни, поютъ свадебныя пѣсни, и дружки съ невѣстою и еще двумя сватьями назади скрываются изъ виду.

Послѣ отъѣзда невѣсты приготовляется поѣздъ съ приданымъ. Всѣ коробья, ящики, вся одежда, посуда кладется въ нѣсколько саней, а въ переднiя сани кладутъ постель, подушки и одѣяла, и на тѣ сани на постель садятся родители невѣсты, и когда всѣ ихъ родственники приготовятся къ отъѣзду, поѣздъ трогается къ дому жениха.

Женихъ къ вѣнчанiю уѣзжаетъ со своимъ крестнымъ отцомъ, который въ это время называется «тысяцкимъ», и сидитъ отъ тысяцкаго на лѣвой сторонѣ саней. Тысяцкiй правитъ лошадью.

Пока происходитъ въ церкви обрядъ вѣнчанiя, все то время къ дому жениха подъѣзжаютъ по трое и по четверо въ саняхъ родственники


С. 806

жениха, имъ приглашенные на свадьбу. Каждое семейство привозитъ съ собою т. н. «мякушку», ржаной хлѣбъ отъ 10 до 20 фунтовъ вѣсомъ, и по приходѣ въ домъ кладетъ ее на столъ, ‒ «мякушка на свадьбу». Такихъ мякушекъ привозится не одинъ десятокъ…

Въ ожиданiи прiѣзда молодыхъ отъ вѣнца все населенiе деревни высыпаетъ на улицу, ‒ не даромъ и пословица есть такая: «у сосѣда свадьба ‒ всей деревнѣ праздникъ», ‒ мужики устраиваютъ своего рода «трiумфальныя ворота», вывѣшиваютъ флаги, а бабы и дѣвицы при видѣ подъѣзжающаго со звономъ колокольчиковъ свадебнаго поѣзда, ‒ горланятъ пѣсни. Если же дѣло происходитъ поздно вечеромъ, то по обѣимъ сторонамъ дороги становятся пустыя старыя бочки, кладутся кучки полѣньевъ, бросаются снопы соломы, и все это передъ прiѣздомъ молодыхъ зажигается, и, кромѣ того, ребята бѣгаютъ встрѣчать новобрачныхъ съ зажженными факелами.

Отъ вѣнца ѣдутъ на первой лошади дружки, а за ними молодые, которыхъ везетъ тысяцкiй; при въѣздѣ въ деревню молодые все время кланяются встрѣчающему народу, и молодикъ бросаетъ деньги за пѣсни и флаги. Потомъ весь брачный поѣздъ въѣзжаетъ по взъѣзду въ сарай дома родителей жениха, и ворота сарая закрываются, ‒ народа первое время въ домъ не пускаютъ.

Родители молодика, встрѣчая новобрачныхъ, благословляютъ ихъ иконою, затѣмъ однихъ молодыхъ кормятъ обѣдомъ и поятъ чаемъ, и уже потомъ начинается пиръ, «большой столъ». Въ это время прiѣзжаютъ «рожники», родственники молодой съ ея приданымъ, и всѣ они усаживаются за столъ. На стѣнѣ надъ молодыми прибиваются двѣ «вѣнчальныхъ» иконы, на нихъ вѣсится полотенце, и зажигаются свѣчи… Большой столъ тянется очень долго; въ продолженiе его молодая нѣсколько разъ «проздравляетъ»2, т. е. цѣлуетъ своего мужа, и для этого они оба встаютъ… Вино во время пира льется, какъ вода, гости пьянѣютъ, дѣлается все шумливѣе и безпокойнѣе… Тутъ молодые выходятъ изъ-за стола, и начинается «сбиранiе банника».

Молодикъ беретъ въ руки графинъ съ виномъ, а молодая ‒ маленькiй подносъ съ одной рюмкой. Новобрачный наливаетъ эту рюмку, а новобрачная подноситъ ее сначала свекру. Тотъ рюмку выпиваетъ и въ нее опускаетъ монету; потомъ также подчуютъ свекровь, и она тоже кладетъ въ рюмку деньги. И далѣе такимъ образомъ обходятъ всѣхъ родственниковъ, а потомъ всѣхъ присутствующихъ въ домѣ; и всѣ пьютъ и всѣ даютъ деньги молодой. На банникъ она набираетъ порядочную сумму. Послѣ банника отъ имени молодой дарятъ ея родители всѣхъ ближайшихъ родственниковъ молодика, начиная со свекра; подарками служатъ разныя матерiи, ‒ для мужчинъ на пиджаки и брюки, а для женщинъ на кофточки и юбки, а также платки. Послѣ же того мододыхъ благословляютъ и уводятъ спать, ‒ въ нетопленую горницу, чуланъ или клѣть, хоть будь морозъ градусовъ въ 30. Благословляютъ черезъ растянутую на полу шубу; и при этомъ въ старину былъ обычай, что не только первую ночь, но и всю первую зиму молодые спали въ холодномъ помѣщенiи, окутываясь шубными одѣялами. И послѣ того, какъ молодыхъ уведутъ спать, пиръ еще долго продолжается, до самаго утра; гости пьютъ вино, поютъ пѣсни, пляшутъ, шумятъ, и нерѣдки случаи запоя до смерти наиболѣе усердныхъ истребителей вина.

На другой день дружки уже безъ колокольчика ходятъ будить молодыхъ, при чемъ, колотятъ въ тазы и сковороды. И когда молодые


С. 807

встанутъ, снова для гостей собирается «блинный столъ», гдѣ первымъ блюдомъ подаются горячiе блины. Также опять пьютъ и поютъ. Послѣ блиннаго стола родители молодой уѣзжаютъ домой, предварительно пригласивъ къ себѣ всѣхъ новыхъ родственниковъ на «хлѣбины», и дома дѣлаютъ приготовленiя для послѣдняго свадебнаго пира.

И поздно вечеромъ того дня, или утромъ на другой день (уже третiй послѣ вѣнчанiя) молодые безъ колокольчика и на переднихъ саняхъ отправляются къ отцу и матери молодухи на «хлѣбины». За ними ѣдутъ дружки, тысяцкiй, сватьи, свекоръ со свекровью и всѣ ихъ родственники; поѣздъ состоитъ изъ двухъ или трехъ десятковъ саней и изъ 40‒60 человѣкъ гостей… Тесть съ тещей тоже стараются не ударить въ грязь лицомъ; дѣлаютъ большiя приготовленiя, чтобы угостить родню зятя, покупаютъ много вина, разныхъ лакомствъ, и, главное, теща печетъ бѣлые блины, чтобы покормить ими зятя. И хлѣбины проходятъ также шумно и весело, какъ и всѣ предыдущiе «столы»… На разсвѣтѣ всѣ гости разъѣзжаются по домамъ, а молодые остаются погостить и ночуютъ ночь или двѣ въ домѣ тестя. Потомъ они уѣзжаютъ въ домъ молодого, и для нихъ топятъ баню, туда молодые ходятъ вдвоемъ, вмѣстѣ… Банею заканчиваются всѣ свадебныя торжества и гулянiя, и далѣе жизнь идетъ уже обычнымъ путемъ.

______
Такъ происходили свадьбы у онежанъ въ старину, но теперь онѣ совершаются уже не такъ. Нынѣ часто парень съ вечеринки уходитъ сватать, не спрашивая ни совѣта, ни благословенiя у родителей, лишь заручившись согласiемъ невѣсты, и первымъ дѣломъ объявляетъ свою «цѣну» ‒ сколько онъ намѣренъ требовать денегъ съ невѣстой въ счетъ приданаго. «Цѣна» бываетъ отъ 25 до 100 рублей, и если послѣ торговъ и взаимныхъ уступокъ получится согласiе на бракъ, то женихъ на рукобитьѣ и получаетъ всѣ деньги впередъ, «авансомъ». Въ случаѣ, если прiѣдетъ свататься другой женихъ на той же невѣстѣ, «на перебой», и откажутъ первому, ‒ то деньги, выданныя первому жениху, за нимъ и остаются, и для родителей невѣсты пропадаютъ. Такiе случаи бываютъ не рѣдко. Затѣмъ, теперь не бываетъ ни «смотрѣнья», ни «пониманья», и даже съ «колечкомъ» ѣздитъ не каждый женихъ; старинныя церемонiи мало-по-малу забываются, но вся тягость свадебныхъ расходовъ перешла на сторону невѣсты: родителямъ дѣвицы нужно выдать деньги жениху и справить свадьбу, не говоря про приданое, которое дѣлается все богаче и роскошнѣе сравнительно съ прежнимъ. Теперь не рѣдко кладутъ приданымъ и самовары съ приборами, и всѣ сельско-хозяйственныя орудiя для невѣсты, ‒ косу, серпъ, грабли, кичигу, прiузъ, копорулю и т. д. По этому справедлива онежская пословица, гласящая: «нѣтъ хуже бѣды, какъ пять дѣвокъ». И дѣйствительно, съ каждой дочерью крестьянской семьѣ нужно отдать постель, три подушки, три одѣяла, три постельника, не говоря уже про ея наряды, которые обходятся очень дорого, и про всѣ свадебные расходы…

Зато онежскимъ женихамъ теперь приволье: не имѣя ни копейки своихъ денегъ, ‒ онъ, отправясь сватать, получитъ и деньги, и жену и возы приданаго, и всѣ свадебные расходы падутъ на его тестя. И чѣмъ болѣе проситъ денегъ женихъ съ невѣстой, тѣмъ онъ самъ становится цѣннѣе. Былъ случай, когда одинъ женихъ сваталъ, не прося денегъ,


С. 808

то этого жениха всѣ считали ненормальнымъ и вездѣ ему отказывали. Въ другомъ случаѣ женихъ спросилъ лишь 5 руб., но это приняли за насмѣшку.

Такъ измѣнились онежскiя свадьбы сравнительно съ прежними, ‒ лишь одно осталось неизмѣннымъ, ‒ вино по старому берется ведрами, отъ 3 до 10, и на свадебныхъ пирахъ льется рѣкой.
В. Гл.

_____


(*) Теперь, наоборотъ, деньги даютъ жениху, какъ приданое.

Исправленная опечатка. Было: «садятся», исправлено на: «садится» ‒ ред.

Исправленная опечатка. Было: « «проздравляетъ_ », исправлено на: « «проздравляетъ» » ‒ ред.
скачать файл



Смотрите также:
Свадебные обычаи Онежанъ прежде и теперь
137.31kb.
Свадебные обычаи
43.76kb.
Домашняя жизнь, нравы и нѣкоторые обычаи поморовъ
84.98kb.
Контрольная работа по математике в 8 классе Вариант №1 Упростить выражения: а ; б ; в при
28.9kb.
Классный час во 2 «в» классе. Кл. Арзамасцева Е. М. Тема: Золотое правило жизни
47.28kb.
Антропософия и её теория познания (опыт медитации)
2056.6kb.
Тема Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
31.85kb.
Свадебные тосты За шумным свадебным столом
46.26kb.
Vi структура джаинскои общины. Обычаи
128.97kb.
Урок «Обычаи и традиции»
99.87kb.
Культура первобытного общества
134.25kb.
Уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса
68.93kb.