grandov.ru страница 1
скачать файл

Подробный конспект урока





Организационная информация

Тема урока


Круговорот воды в природе.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Учитель

Шерина Е.Н.

Методическая информация

Тип урока


Урок изучения нового материала с поисково-проблемным деятельностью. Решение частных задач.

Цели урока


сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

Задачи урока


1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.

2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой.

3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:

-учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,

- развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,

- формировать единую картину мира,

4. Создать условия для развития коммуникативных компетенций у учащихся,



Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знание круговорота воды в природе;

Умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, развивая внутреннюю экологическую культуру;

Осознавать свою роль в сбережении водных ресурсов земли;

Умение самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию;

Делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации;

Умение анализировать и обобщать данные эксперимента;

Умение аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся;

Умение работать в команде, сотрудничать с учителем и товарищами.



Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, презентация, раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы.


1.Организационный момент.


Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.


- Какой сейчас у нас урок? (урок окружающего мира) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.


1 слайд

Мотивация учащихся

-А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся. (мульфильм)

-Кто такой Капитошка? (Капля воды)


- Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.)

- Что мы узнали о воде? Вода (значение, состав, свойства)




Слайд 2 Видеофрагмент м/ф «Капитошка»

Слайд 3


Первичная рефлексия, самооценка.

Самооценка знаний

-С кем Капитошка подружился? (С Волчонком)

- Волчонок ничего не смог найти в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге.


Слайд 3

Создание ситуации успеха.

Целеполагание



Актуализация знаний

1) - Зачем нужна вода?

2)-Капитошка- капля воды!
3) – Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. Выберите для Волчонка нужные слова, обозначающие свойства воды. (без вкуса, без запаха, прозрачность, бесцветность, текучесть, растворитель)
4) – Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде.

Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?



Вода при нагревании …и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».

Антуан де Сант-Экзюпери



Целеполагание.

- А вода о себе ещё так говорит:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!


- О чём тогда пойдёт речь на уроке? О чём вместе с Волчонком мы постараемся узнать? (о разных состояниях воды)

- Как вы это понимаете? (вода в природе существует в 3 состояниях: твёрдом, жидком и газообразном)




Слайд 4


Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8


Слайд 9 флеш

РОЛИК



Изучение нового материала.

Открытие новых знаний


Работа с учебником

Работа с учебником

Групповая работа


Изучение нового материала.

- Загадки помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях.

  1. На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град)

  2. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

  3. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман)

  4. Бел как мел, с неба прилетел. (Снег)

  5. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём. Ищем, ищем, не найдем.

-Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии? (Распределить картинки – названия состояний воды по группам: роса, море, реки, озёро,, ручей, дождь, Лёд, снег, сосулька, айсбер Туман. Пар.)


Почему говорят, что вода – это главное вещество в природе, одно из его чудес? ( стр 76-77)
- От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры)

- Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

- Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге.

- А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.)


- Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение).

-Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей)

- Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях.
Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.

- Что это за тело? (ледяной кубик)

- Какое вещество? (вода)

- В каком состоянии? (твердом)

- Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть)

- Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твердого состояния в жидкое)

- Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар)

- Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (начнется процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние)

- Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?

ВЫВОД:


- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

- Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете?

- Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот)

– Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)

– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
- Откройте учебник на 78-80 стр. Прочитайте статью учебника А как же круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое «?»

После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым, непонятным.
Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да)

- И вот какую историю поведала нам сама вода :

Я живу в открытом море,

Там гуляю на просторе.

Путешествовать люблю,

И подруг с собой беру.

Лишь пригреет солнце жарко,

В море мне сидеть уж парко.

Рвусь из водной той среды

К солнцу паром из воды.

До небес я поднимаюсь,

Там с подругами встречаюсь

Образуя облака.

Ветер нас несет, пока

В туче нам не станет тесно.

И тогда, скажу вам честно,

То дождинкой, то снежинкой

Я стремлюсь на землю вниз.

Ну, дружок, теперь держись!

В лесу, в городе и в поле,

В речке, в озере и в море,

И на тоненькой травинке,


Каплей маленькой росинки.

Побывала я не раз.

И теперь в гостях у вас.

- А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. (Работа в группах, )

-Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние)

- В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе?

- Проверим, правы ли мы в своих выводах.


Слайд 10

Слайд 11


(Игра)

Проявление слов-названий процессов превращения воды.



таяние, замерзание, испарение, конденсация.

Круговорот











Систематизация и обобщение полученных знаний

- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная.

-Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет)

- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет)

- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить)

- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.

- Высыхает? (Да)

- Значит, вода испаряется и в мороз.

- В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)

А снег – это вода.

Круговорот воды бесконечен.






Рефлексия деятельности на уроке

Итог урока



- С чем познакомились (с каким процессом) сегодня на уроке?

-- Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке)


Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе.

Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.


А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они побегут до ближайшей реки.


Как весь процесс называют в народе?

Круговорот воды в природе.

- Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой



  • Откуда на небе вода?

  • Почему вода не кончается?

  • Могут ли высохнуть моря?

  • Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась вода?

  • Может ли вода исчезнуть с лица Земли?

  • Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи?

  • Почему зимой иногда лопают водопроводные трубы?

  • Почёму стеклянная бутылка, если она наполнена водой, на морозе ломается?

  • Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью?

-На все ли из них вы можете сейчас ответить? (нет)

-Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке? (Продолжим разговор о воде)

ОЦЕНИВАНИЕ Обсуждение.



Домашнее задание




Х. стр47-48



  1. Поискать ответ на вопрос Волчонка. (раздать вопросы)

2. Вода – путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.

Представьте, где и как может путешествовать капелька, и напишите мини-сочинение сказку о путешествии капельки.


СПАСИБО ЗА УРОК



Приложение

1.Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?
Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .

1.Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?


Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .

1.Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?


Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .

1.Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?


Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .

1.Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?


Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .

1.Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?


Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .


Облако.

Беленькое облако



Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей

Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
скачать файл



Смотрите также:
Тема урока Круговорот воды в природе
115.81kb.
Формы размножения организмов. (Тема урока)
116.76kb.
«Учение о биосфере и ее эволюции. Ноосфера. Круговорот веществ как основа на Земле (большой, малый, биохимический цикл). Жизнь как термодинамический процесс»
156.37kb.
Урока Тема урока Кол час Тип урока Методы обучения
351.56kb.
Тема урока: «Горизонты гибридизации» Имя урока : «Вершки и корешки» Форма урока : виртуальная экскурсия
423.67kb.
«Уникальное вещество планеты»
40.3kb.
Разработка урока химии по теме: "Определение качества водопроводной и речной воды". учитель Селезнёва О. А. 2008 г
61.99kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема урока
34.75kb.
№ урока Раздел Тема урока Кол часов Дата урока Нац рег компон. Основные понятия
148.23kb.
Тематический план № Тема урока Кол часов Тип урока Характе-ристика деятель-ности учеников
278.92kb.
«Ионное произведение воды. Водородный показатель»
57.09kb.