grandov.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМК 042-14-5-07.01.20-39-03-2011

Учебно-методические материалы по дисциплине «Основы оперативно – розыскной деятельности»

Ред. №1 от «__»_______2011г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы оперативно – розыскной деятельности»

для специальности 050301 «Юриспруденция»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Глоссарий

2. Лекции

3. Практические задания

4. Тематика курсовых и дипломных работ

5. Самостоятельная работа студента

6. Вопросы для экзамена


  1. ГЛОССАРИЙ

1. Агентурное сообщение - вид оперативно-служебного документа, исполненного лично агентом в случае, если его информация: о выполнении задания или сведения, добытые им по собственной инициативе, заслуживают внимания.

2.Анализ криминальной обстановки — исследование преступности в специфической области. и/или определенном интервале времени (приблизительно соответствует криминологическому региональному анализу).

3.Анализ расследования (оперативных и следственных действий) — изучение проведенного криминальной полицией расследования в рамках конкретного случая перед передачей дела в суд.

4.Априорный информационно-разведывательный ресурс - множество первичных данных, содержащихся (размещенных) в различных информационных источниках (как открытых, так и закрытых) в период осуществления аналитического поиска.

5. Без вести пропавший человек – это лицо, внезапно исчезнувшее при загадочных обстоятельствах.

6.Внештатный оперативный сотрудник - гражданин РК, не состоящий в штате, какого-либо оперативно-розыскного органа и привлеченный на добровольной основе к оперативно – розыскной работе.

7.Визуальное наблюдение - слежка за конкретным лицом для задержания его, в конечном счете, с поличным (к примеру, при совершении карманной кражи); слежка за конкретным лицом с целью определения его образа жизни (посещение различных мест, встречи с представляющими оперативный интерес лицами); идентификация разыскиваемых лиц по приметам внешности (фотографиям, фото роботам, словесному описанию); задержание для проверки подозрительно ведущих себя лиц; опознание по приметам похищенных вещей в местах их возможного сбыта.

8.Гласное обследование - проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых.

9.Действие оперативно-розыскное - поступок, акт поведения должностного лица – субъекта ОРД, а равно лица, привлекаемого к участию в оперативно-розыскной деятельности или содействующего ее проведению, направленный на решение задач, предусмотренных Законом об ОРД.

10.Дело оперативного учета - это предусмотренная Законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа.

11.Должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность-кадровый сотрудник оперативного подразделения, постоянно осуществляющий функции представителя власти.

12.Запрет в ОРД – это предусмотренное в оперативно-розыскном законе ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности оперативно-розыскной работы, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами.

13.Засада – ловушка, которая в оперативно-розыскной деятельности применяется довольно часто.

14.Захват – операция по задержанию и обезвреживанию преступников.

15.Зашифрованное обследование - оперативный работник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату.

16.Защита в ОРД - есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРД по решению поставленных задач, а также законность решений и ОРМ в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершения правонарушения – возмещения вреда.

17.Конспирация - понимают комплекс методов, используемых субъектом оперативно-розыскной деятельности для сохранения в тайне определенных аспектов своей работы.

18.Контракт есть разновидность договора, волевого соглашения двух субъектов ОРД об установлении субъективных прав и обязанностей – оперативно-розыскного органа и человека, изъявившего сотрудничать с этим государственным органом.

19.Контрнаблюдение – в чем суть этой работы? Ни для кого не секрет: представители преступного мира отлично вооружены, хорошо организованы, оснащены самыми современными средствами связи и транспортными средствами.

20.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - состоит в негласной форме для адресата, именуемая как перлюстрация корреспонденции.

21.Контролируемая поставка- это сложное, многоэтапное оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного аппарата и утвержденного руководителем ОВД.

22.Конфидент -обобщенное название категории физических лиц, участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласных сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя – оперативника, выступающего от имени и по поручению.

23.Конфиденциальное содействие (лица) органу, осуществляющего ОРД сохраняемая в секрете от окружающих (конспиративная) помощь отдельных лиц (конфидентов) оперативному подразделению в проведении ОРМ.

24.Комбинация – это разыгранная “ ложь во спасение ”, когда этого требуют интересы дела.

25.Комплексное наблюдение позволяет фиксировать в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.

26. Лазейки – представляют собой точку входа в программу, через которую открывается доступ к некоторым системным функциям.

27.Легенда в оперативно-розыскной - называется элемент комбинации, причем стержневой, правдоподобно объясняющий поведение внедряемого.

28.Лицо, оказывающее содействие органу, осуществляющему ОРД -всякий совершеннолетний дееспособный человек, не являющийся должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, представляющий информацию оперативному подразделению или иным образом участвующий в решении конкретных задач ОРД.

29.Логические бомбы – компьютерные программы, приводящие к повреждению файлов или компьютеров.

30.Микропередатчик-техническое средство, имеющее широкие возможности для использования в ОРД, является радиомикрофон (микропередатчик).

31Наблюдение (слежка)это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и т.п.).

32.Наведение справок-это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

33.Негативная ответственность означает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководитель будет привлечен к уголовной ответственности.

34.Негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. 35.Негласные оперативно-розыскные мероприятия- предусмотренные Законом об ОРД, которые осуществляются в негласной форме, тайно от лица, объекта оперативной заинтересованности.

36.Нормативный акт органа, осуществляющего ОРД-соответствующий закону юридический акт подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового акта управления), в котором конкретизируются нормы, содержащиеся в Законе об ОРД и других законодательных актах, регламентирующих общественные отношения, возникающие в оперативно – розыскной деятельности.

37.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств- это оперативный осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач), так и для расследования преступления в целом.

38.Объектом оперативно-розыскного процесса является сфера и инфраструктура социально-аномальных проявлений, прежде всего противоправных, совершаемых, как правило, профессионально и организованно.

39.Обязанности субъектов это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности и безусловных для исполнения.

40.Обязанностями оперативно-розыскного органа является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.

41.Оперативное внедрениевершина оперативно-розыскной деятельности. Интересы борьбы с организованной преступностью требуют упреждающих мероприятий оперативного характера для получения информации о преступных действиях и замыслах организованных групп.

42.Оперативное подразделение – это организационно-штатное звено (элемент), входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно – розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.

43.Оперативная проверка — это стадия оперативно-розыскного процесса, в ходе которой оперативный работник либо стремится удостовериться в правильности результатов оперативно-аналитического поиска, сигнализирующих о причастности конкретных физических лиц и их сообществ к противоправным деяниям, посягательстве на важные для государства интересы, либо получить сведения о лицах, виновных в противоправных деяниях — инцидентах.

44.Оперативно-розыскной закон -это собирательный термин, под которым понимают комплексный нормативный правовой акт РК высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб РК, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.

45.Оперативно-розыскная деятельность-это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом “ Об оперативно-розыскной деятельности в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

46.Оперативно-розыскной процесс можно определить как применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положений оперативно-розыскного законодательства и детализирующих их норм подзаконных нормативных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законом основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий.

47.Оперативно-розыскная тактика - это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по осуществлению совокупности действий, операций, производимых субъектами оперативно-розыскной деятельности, учитывающих особенности складывающейся криминальной ситуации, основанных на требованиях Закона об ОРД и на нормах Морально-этического кодекса оперативного работника и направленных на решение задач, стоящих перед оперативным сотрудником на данном этапе.

48.Оперативно-розыскные меры пресечения-это предусмотренные оперативно-розыскным законодательством и (или) выработанные оперативно-розыскной практикой средства, временно ограничивающие некоторые права и свободы изучаемого в оперативно-розыскной деятельности лица с целью воспрепятствовать продолжать им совершать преступление или уклоняться от применения мер уголовно-процессуального принуждения, а равно не допустить реализацию угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РК

49.Оперативно-розыскные мероприятия(ОРМ)- это структурный составной элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

50.Оперативно-служебный документ- материальный носитель с зафиксированной фактической информацией (на бумаге, фото – и кинопленке, магнитофонной ленте, аудио - и видеозаписи и пр.), полученной в ОРД и оформленной по установленным в правоохранительных органах и спецслужбах РК правилам делопроизводства, исключая наличие соответствующих реквизитов .

51.Оперативный экспериментэто оперативное мероприятие мало, чем отличается от следственного эксперимента, регламентированного ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса РК. Нормы этой статьи распространяются и на оперативный эксперимент.

52.Операции в оперативно-розыскной деятельности – это обобщенное понятие широкомасштабных акций по задержанию особо опасных преступников, освобождению заложников, а также предупреждению актов терроризма и т.п.

53.Опрос гражданбеседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи.

54. Орган, осуществляющий ОРД –это Уполномоченное законодателем на проведение ОРМ оперативное подразделение одного из государственных органов, перечисленных в ст. 6 Закона об ОРД.

55. Письменные тактические (оперативные) отчеты -на практике письменные отчеты составляются обычно в ответ на запрос охарактеризовать или оценить конкретную криминальную группировку или подозреваемого.

56.Проверочная закупка - состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.).

57.Прослушивание телефонных переговоров-заключается в конспиративном слуховом контроле телефонных переговоров (на основании судебного решения) и, как правило, их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств в целях обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задач ОРД.

58.Прослушивание телефонных переговоров осуществляется по заданиям оперативных подразделений с использованием оперативно-технических сил и средств органов безопасности или внутренних дел.

59.Физическое наблюдение - относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, осуществляющаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию.

60.Фигурант-лицо, изучаемое в оперативно-розыскной деятельности (фигурант) – это каждый, чье деяние (действие или бездействие) связано с совершением преступления (фактически или с достаточной степенью вероятности), а равно гражданин, подлежащий проверке по основаниям “ не уголовного-правового” характера

61.Филер-сыщик, агент тайной полиции.

62.Электронное наблюдение, основанное на применение специальных технических средств, позволяет организовывать и проводить наблюдение за интересующим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники оперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередко используется аппаратура аудио видеозаписи с целью контроля и записи разговоров, действий и операций проверяемого лица.


  1. ЛЕКЦИИ

Тема 1. Понятие, значение и содержание теории оперативно – розыскной деятельности.

1.Понятие и содержание теории оперативно – розыскной деятельности.

2.Значение оперативно – розыскной деятельности в обществе.

3.Соотношение оперативно – розыскной деятельности с другими отраслями права.



1.Понятие и содержание теории оперативно – розыскной деятельности.

Прежде чем определить понятие “оперативно-розыскная деятельность”, требуется уяснить смысл сказанного термина. В статье 1 Закона РК “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в “узком” и “широком” смысле слова. В “узком” смысле слова оперативно-розыскная деятельность – это основанный на законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств. В “широком” смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов – цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков:

1)объективные;


2)субъективные.

Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся:



    • установление той или иной (“узкой” или “широкой”) цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);

    • запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);

    • определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.

По поводу содержания и структуры практики оперативно–розыскной деятельности органов внутренних дел существуют различные точки зрения. Достаточно подробный анализ этих суждений провел В.А.Лукашов[См., Лукашов В.А. введение в курс "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел". Киев., 1976, С. 13-15.]. Данный анализ позволяет отметить, что содержание ОРД раскрыть в полном объеме практически невозможно. Вместе с тем, исходя из понятия оперативно - розыскной деятельности, можно придти к единственно правильному выводу о ее содержании: содержание оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему управленческих и разведывательно-поисковых мероприятий.

Различные аспекты оперативно-розыскной деятельности структурно выглядят следующим образом:


  • оперативно-розыскная деятельность как непосредственно практическая, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

  • как составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный “голод” государственных органов власти России;

  • как компонент идеологической работы, направленной на повышение правовой культуры участников данной деятельности, а также правовой культуры общества в целом;

  • как организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работы оперативных сотрудников;

  • как научная работа;

  • как педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической оперативно-розыскной деятельности.

Предмет познания является производным от объекта познания. Он формируется в процессе определенных познавательных операций с объектом познания. В качестве предмета познания выступают свойства, связи, отношения, законы, присущие самому объекту познания.

Представление о предмете не является чем-то неизменным. Предмет познания в определенной отрасли знания формируется постепенно. Формирование предмета теории ОРД как самостоятельной науки связано с процессом дифференциации юридической науки, выделением из нее самостоятельных отраслей знаний. Появление новых отраслей в юридической науке носит объективный характер и обусловлено не только потребностями практики, но и развитием науки.

Предметом теории оперативно-розыскной деятельности, как и любой другой науки, являются закономерности, отношения, связи и другие объективные стороны, присущие объекту исследования. Главным структурным элементом предмета теории ОРД являются закономерности. Поэтому основная задача ОРД – изучение и выявление определенных закономерностей, присущих объекту исследования.

Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделяются на два вида: гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, предоставленные Законом об ОРД, в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов, наряду с гласными, является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями.

Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности.

Направляя оперативно - розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, т.к. в соответствии со ст. 1 Конституции РК человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РК), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные гл. 2 Конституции РК права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким “охранным” средством является осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законом случаях.

К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность – это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего – конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию общества и государства.
2.Значение оперативно – розыскной деятельности в обществе.

Деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только РК в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

В теории известны многочисленные попытки объединить одним термином суть всей негласной работы (оперативная, сыскная и т.д.). В законодательных же актах, принятых в течение последних пяти лет, наибольшее развитие получил термин “оперативно-розыскная деятельность”, понимаемый, к сожалению, далеко не однозначно.

“Оперативный”, согласно толковому словарю русского языка под ред. Ожегова С.И., означает:

1) во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь;

2) во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.

Однако практика, зачастую, свидетельствует о противоположном. Анализ же содержания положений некоторых нормативных актов заставляет задуматься о якобы большей “быстроте” негласной работы по сравнению с другими видами правоохранительной деятельности, например предварительным следствием. Так, срок производства дел оперативного учета в Федеральном Законе об ОРД вообще не оговорен.

Отметим также и то, что термин “оперативный” недостаточно полно отражает направленность этой деятельности на достижение конкретного результата. Таким образом, при употреблении термина “оперативно-розыскная деятельность”, речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или “быстро”-розыскной работе, как правило, осуществляемой в негласной форме.
3.Соотношение оперативно – розыскной деятельности с другими отраслями права.

Для выявления сущности и содержания оперативно-розыскной деятельности как относительно самостоятельного явления общественной жизни проведем сравнительный анализ ее и смежных с ней явлений. Его место в системе права расположено в комплексе отраслей антикриминального цикла. Из достаточно широкого спектра таковых представляется наиболее актуальным сравнить оперативно - розыскную деятельность с социальной, юридической деятельности, уголовным, конституционным правом, криминалистикой, контрразведывательной и разведывательной, уголовно - процессуальной и административной, а также с частной детективной деятельностью.

ОРД тесно связано с уголовным правом, в общем понимаемым в виде совокупности правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказания, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Среди отраслей, объединенных комплексом законодательного регулирования борьбы с преступностью (точнее – защиты охраняемых законом объектов от преступных посягательств), в наибольшей степени насыщено указаниями, относящимися к смежным областям, уголовное законодательство. Эти указания имеют, как правило, принципиальный характер. Они являются направляющими по отношению к уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному и оперативно-розыскному законодательствам, предрешая, предопределяя содержание ряда норм и институтов этих отраслей.

Если уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, то оперативно-розыскная деятельность устанавливает оперативно-розыскные процедуры предупреждения, выявления и пресечения этих наиболее общественно опасных противоправных деяний, а также розыска лиц, их совершивших. Оперативно-процессуальные формы деятельности оперативно-розыскных органов, содержащиеся в ОРД, должны соответствовать принципам и задачам уголовного права. Не случайно единство природы уголовного права и оперативно-розыскной деятельности проявляется в общей для них задаче – охране личности, общества и государства от преступных посягательств. Важным связывающим звеном между ОРД и уголовным правом является оперативно-розыскная (сыскная) квалификация деяния в оперативно-розыскной деятельности. Применяя в ходе оперативно-розыскной квалификации нормы Общей и Особенных частей уголовного кодекса РК, субъект правоприменения (как правило, оперативный сотрудник) устанавливает достаточные материальные основания для заведения того или иного дела оперативного учета. Ошибочная оперативно-розыскная квалификация события влечет неверное решение отдельных оперативно-процессуальных вопросов (например: необоснованное заведение или прекращение дела оперативного учета из-за неправильной оценки полученной информации) и невыполнение одной из важнейших задач ОРД.

В отличие от уголовного права как отрасли, в которую включены нормы ОРД, уголовно-процессуальное право регулирует деятельность ограниченной законом группы государственных органов и должностных лиц (суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия), их отношения друг с другом и с гражданами при расследовании и судебном разрешении уголовных дел.

Несмотря на это, различие, конечно же, далеко не единственное; эти родственные отрасли права тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Тезисно перечислим некоторые положения, по которым, прежде всего, видна общность ОРД и уголовно-процессуального права.

Во-первых, и та, и другая правовая отрасль предназначены служить правовым средством целенаправленной защиты человека и общества от преступных посягательств.

Во-вторых, ОРД во многом заимствует из уголовно-процессуального процедурную форму для создания собственной формы, причем процесс использования достижений родственной отрасли права только начат и на этом пути предстоит еще много неизведанного.

В-третьих, некоторые положения ОРД напрямую содержатся в уголовно-процессуальном законе (например: указания о необходимости осуществления ОРМ органами дознания (ст. 118 УПК), возможности дачи следователем поручений и указаний органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий (ч. 2 ст. 127 и ст. 196 УПК) и др.).

В-четвертых, просматривается единство в общей для обоих видов юридической деятельности задачи – предупреждение совершения преступлений.

В-пятых, в ОРД подлежит творческому использованию теория доказательств, наиболее полно разработанная в рамках уголовно-процессуального права.

Глубокая связь их вполне реальна и вместе с тем имеются и различия. Наличие последних не позволяет считать ОРД часть административного права. Основные правоотношения в ОРД возникают не в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, т.е. осуществления государственно-управленческой деятельности, а в связи и по поводу совершения преступления. ОРД призвано регулировать именно такие отношения посредством установления определенных правовых правил (процедур) осуществления оперативно-розыскной деятельности. Естественно, это не характерно для административного права, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Вместе с тем имеются общие черты у рассматриваемых отраслей права. В частности, характерным для обоих является то обстоятельство, что как административно-процессуальные нормы, так и положения ОРД, могут устанавливаться не только высшими органами государственной власти, но и содержатся в нормативных актах, издаваемых исполнительно-распорядительными органами

Неразрывные связи существуют у криминалистики с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая возникла и развивалась вначале как часть криминалистики. В последние годы был заложен фундамент теории оперативно-розыскной деятельности и обоснована необходимость формулирования самостоятельного предмета этой науки, отличного от предмета криминалистики, хотя и тесно с ним связанного. Эта взаимосвязь выражается в том, что при разработке проблем криминалистической тактики и методики расследования учитываются возможности оперативно-розыскной деятельности, определяемой ее теорией, а при разработке последней – положения и рекомендации криминалистики. Рекомендации криминалистики должны, помимо прочего, способствовать созданию оптимальных условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных со следственными действиями, а рекомендации оперативно-розыскной деятельности – для проведения соответствующих следственных действий.
Тема 2.Задачи, функции и виды оперативно – розыскной деятельности.

1. Понятие и задачи оперативно – розыскной деятельности.

2.Функции оперативно – розыскной деятельности.

3.Классификация и содержание видов оперативно – розыскной деятельности.

1. Понятие и задачи оперативно – розыскной деятельности.

В соответствии с Законом РК "Об оперативно-розыс-кной деятельности" от 15 октября 1994 г. оперативно-розыскную деятельность в праве осуществлять только перечисленные в его ст. 6 оперативные подразделения: органов внутренних дел; органы национальной бе-зопасности; органы финансовой полиции; органы УИС Министерства юстиции РК; органов разведки Министерства обороны РК и Служба охраны Президента РК.


Задачами этих органов считаются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и уста-новление лиц, их подготавливающих или совершивших; осуществ-ление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действи-ях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РК.
Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующи-ми органами самостоятельно, по поручениям и указаниям следова-теля. Постоянный надзор за законностью производства этих дей-ствий возло-жен на прокуроров соответствующих уровней, которые каждый раз должны рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направленных на раскрытие преступле-ния и выявление причастных к нему лиц, и вместе со следователем определять степень и пределы использования результатов оператив-но-розыскной деятельности. Проведение ряда оперативно-розыск-ных действий требует получения санкции соответствующего проку-рора или судебного решения.
Законодательство допускает и возможность деятель-ности, в какой-то мере схожей с оперативно-розыскными меропри-ятиями. Эта деятельность называется частной детективной и ох-ранной. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяет-ся. По уголовным делам они могут собирать сведения на договорной основе с гражданами, но в течение суток с момента заключения контракта на сбор сведений, представляющих интерес для производ-ства по конкретному делу, частный детектив обязан письменно уве-домить об этом лицо, производящее дознание, следователя, проку-рора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
При производстве такой деятельности частным детективам зап-рещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им из-вестными факты готовящихся или совершенных преступлений, вы-давать себя за сотрудников правоохранительных органов, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т.д.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

2.Функции оперативно – розыскной деятельности.

Основой познания природных и социальных явлений (в т.ч. негативных, каким является преступность), критерием истинности такого познания является практика. Она представляет собой общественную, материальную и иную целесообразную деятельность людей, направленную на достижение полезных им целей по преобразованию природы и общества.

Одним из таких видов общественной деятельности является защита жизни, здоровья, собственности и других конституционных прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства. Указанная деятельность в соответствии с Конституцией РК возложена на государственные правоохранительные органы, которые имеют самостоятельные задачи и наделены соответствующими полномочиями.

Так, на органы внутренних дел на основе действующих законодательных и подзаконных актов возложено выполнение административно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и уголовно-исполнительной функций.

Исследование сложной системы правоохранительных функций органов внутренних дел обнаруживает, что оперативно-розыскная функция имеет возможность защищать общество от противоправных посягательств, выявление, предотвращение и раскрытие которых классическими методами расследования недостаточно эффективно. И криминалистика, и уголовный процесс, и административная деятельность, в силу своей правовой природы, лишены возможности применять негласные методы. В то же время криминально активные лица принимают меры по нейтрализации действий правоохранительных органов путем:

- использования фактора внезапности;

- выбора или отработки изощренных способов подготовки, совершения преступлений и маскировки их следов;

- проведения контрразведывательных мер, не позволяющих проникнуть во внутренние структуры криминального мира, к его организаторам и вдохновителям, препятствующих получению объективного представления о процессах, протекающих в преступной среде.

Таким образом, автономное положение оперативно-розыскной деятельности позволяет сделать вывод, что она представляет собой самостоятельный социальный институт, обладающий определенным набором характерных признаков. Анализ этих признаков дает возможность уяснить сущность и особенности оперативно-розыскной деятельности.

1. К первой отличительной черте ОРД следует отнести ее правовой статус. Это означает, что она обеспечена широким кругом правовых источников, содержащих сложную совокупность норм права, согласованных между собой, а именно: законы ( ЗРК “Об оперативно-розыскной деятельности”, УПК РК и др.), подзаконные нормативные акты (Указы Президента РК, постановления Правительства РК по вопросам борьбы с преступностью), ведомственные нормативные акты МВД РК (приказы, наставления, инструкции).

В правовых актах государства закреплена основная цель оперативно-розыскной деятельности, ее задачи, основные направления и операциональный “инструментарий”. ОРД ведется от имени государства и в его интересах. Таким образом, она признана государством как государственно-правовая форма борьбы с преступностью.

2. Вторым признаком, отличающим ОРД от других государственно-правовых функций правоохранительной деятельности, является ярко выраженный разведывательно-поисковый характер мер, направленных на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.

Эти меры реализуются в познавательном, деятельном и организационном аспектах ОРД, их особенность проявляется в организованном особым образом применении некоторых специфических приемов оперативно-розыскной работы и научно-технических средств, в противопоставлении тайным действиям преступников оперативно-розыскных мероприятий, носящих разведывательно-поисковый, преимущественно негласный (конспиративный), характер.

Первый элемент характеристики - “разведывательный” - указывает на направленность деятельности подразделений и сотрудников, ее осуществляющих, которая заключается в обследовании объектов с целью получения сведений о них.

Второй элемент - “поисковый” - свидетельствует не только об активном, но и об инициативном характере такой работы, направленной на изыскание информации (сведений, данных) об объектах оперативного интереса и ее использование в целях обнаружения юридических фактов противоправного характера, своевременного предупреждения правонарушений.

Главной же особенностью такой деятельности является негласность осуществления системы специальных мер. Такой конспиративный подход к достижению целей ОРД сложился исторически, на основе значительного опыта противодействия преступности, объективно свидетельствующего, что эффективно бороться с этим социальным явлением лишь одними гласными правовыми мерами невозможно. Современное состояние преступности, ее характеристики и тенденции не только подтверждают актуальность этой формы деятельности на сегодня, но и требуют ее дальнейшего совершенствования.

В то же время, осуществление определенной части ОРД (например, реализация отдельных тактических приемов ряда ОРМ за счет административно-правовых полномочий, принятие мер профилактического характера, легализация фактических данных при возбуждении дел и др.) не только предполагает гласные действия, но и возможно только при разумном сочетании гласных и негласных форм.

Система разведывательно-поисковых мер, а также их характер предопределяют:

1) особую организацию субъектов, осуществляющих ОРД:

- специально созданных и уполномоченных государством на проведение ОРД подразделений, укомплектованных специалистами, отвечающими целому ряду профессиональных требований;

- лиц, оказывающих подразделениям, осуществляющим ОРД, помощь на конфиденциальной основе (также имеющих свой правовой статус);

2) комплекс способов собирания оперативно-розыскной информации (совокупность приемов, действий и операций по познанию объекта воздействия);

3) совокупность технических, иных средств, а также приемов их использования в решении задач ОРД.

Указанные характеристики (особенности) послужили критериями построения основной научной классификации теории ОРД ОВД, которая относит к упомянутому “инструментарию” комплекс оперативно-розыскных мероприятий (силы, средства, методы) и организационно-тактические формы ОРД.

3. Третьей отличительной характеристикой ОРД выступает ее социальная направленность, определяющая основную цель этой специфической формы деятельности органов внутренних дел как борьбу с преступностью путем эффективной защиты жизни, здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности общества и государства от преступных посягательств.

Поставив перед ОРД социально полезную цель, законодатель особо выделил среди прочих объектов защиты интересы “человека и гражданина”. В соответствии со ст.1 Конституции РК человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство, таким образом, определяет ОРД в необходимых и допустимых случаях в качестве средства для охранения прав, свобод и других интересов человека и гражданина. С помощью оперативно-розыскных мер государство охраняет и собственность (в том числе и равным образом ее частную, государственную, муниципальную и иные формы).

Однако, несмотря на категоричное предписание ч.2 ст.5 ЗРК “Об оперативно-розыскной деятельности” о том, что ОРД не допускается для достижения целей, не предусмотренных в законе, ОРД, так или иначе, выходит из обозначенных рамок, что не противоречит ее социально полезной направленности. В соответствии со ст.10 и 11 Закона РК “Об органах внутренних дел” ее структуры вправе осуществлять оперативно-розыскные меры для выполнения возложенных на них обязанностей. Поскольку круг таких проблем включает сферу уголовно-процессуального и административного законодательства и аспекты уголовно-исполнительного права, можно сделать вывод, что ОРД фактически обеспечивает защиту общества от противоправных деяний, в числе которых и преступления, и административные правонарушения, и нарушения режима содержания в местах исполнения уголовного наказания.

Основными же направлениями достижения обозначенной цели - задачами ОРД законодатель определил:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

Названные задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому они являются вполне самостоятельными. Необходимо учитывать то обстоятельство, что способы решения каждой из задач могут быть самые различные:

1. Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

Раскрытие преступлений с помощью оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно:

- выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;

- устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.

Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку профессионально проведенные ОРМ завершаются, как правило, возбуждением уголовного дела. Нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, его совершивших.

В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией уголовно-процессуальную деятельность, т.е. оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получают фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, и передают их следователю для дальнейшего использования в ходе расследования.

В процессе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.

2. Задача предотвращения преступлений (включая задачу их пресечения) состоит в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения. Само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.

3. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, в качестве задачи ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении.

Розыск, в отличие от задачи установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществляется в отношении лица, установленного предварительным следствием (дознанием) в порядке ст.2, 3, 143 и 144 УПК РК, но скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, с целью определения его места нахождения. Другим объектом розыска могут быть также известные лица, уклоняющиеся от отбывания назначенного уголовного наказания.

Перечисленные характеристики и особенности позволяют сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями и должностными лицами ОВД в виде системы разведывательно-поисковых, преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.
3.Классификация и содержание видов оперативно – розыскной деятельности

Наличие в оперативно-розыскной деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды.

Основными из них являются:

1. Оперативно-розыскной процесс можно определить как применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положений оперативно-розыскного законодательства и детализирующих их норм подзаконных нормативных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законом основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Под ним мы понимаем основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность правоохранительных органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также участвующих в ней лиц. Причем эта деятельность осуществляется в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

Необходимо отметить, что характерная черта оперативно-розыскного процесса в том, что его участниками, действующими под руководством персонала оперативных подразделений, нередко являются частные физические лица:

а) гласно содействующие оперативным аппаратам как их внештатные сотрудники;

б) конфиденциально сотрудничающие с оперативными аппаратами. Эти участники оперативно-розыскного процесса имеют конкретные обязанности и права, которые закреплены на законодательном и ведомственном уровне. Следует отметить, что оперативно-розыскной процесс может быть характерен и наличием такой специфической фигуры, как частный детектив. Это вероятно в тех случаях, когда частный детектив заключает договор со своим клиентом — участником уголовного процесса на сбор сведений по уголовным делам, а также на поиск граждан, местонахождение которых неизвестно.

Следует отметить, что оперативно-розыскной процесс может быть характерен и наличием такой специфической фигуры, как частный детектив.

Характер этих услуг свидетельствует о том, что частный детектив может быть участником такого этапа оперативно-розыскного процесса, как оперативно-розыскное сопровождение дознания и предварительного следствия, а также той модификации оперативно-розыскного процесса, в рамках которой комплексно применяются различные ОРМ в интересах обнаружения разыскиваемых лиц.

Рассматривая осуществление частными детективами сыскной функции в интересах решения задач оперативно-розыскного характера, надо специально отметить три из них:

а) поиск без вести пропавших граждан, то есть тех, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными. При этом случаи безвестного исчезновения гражданина, имеющие возможные последствия уголовного характера, являются предметом обязательного впоследствии рассмотрения криминальной милицией через ее уведомление частным детективом (убийство, наезд транспорта со смертельным исходом и т. д.);

б) поиск утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями имущества. При этом необходимо учитывать, что утрата имущества может носить криминальный характер, то есть быть результатом халатных действий или бездействия, а также присвоения преступниками. В этих случаях частный детектив также становится участником оперативно-розыскного процесса, т.к. окончательно разрешение проблем, связанными с криминальными фактами утраты имущества, относится к компетенции правоохранительных органов, куда частный детектив обязан представить информацию;

в) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. При этом частный детектив в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений обязан письменно уведомить об этом дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Участие частного детектива в оперативно-розыскном процессе может быть различным. Прежде всего, он может тесно сотрудничать с оперативным работником, опираясь на его поддержку. Однако это возможно лишь в том случае, если интересы клиента частного детектива и оперативного работника или подразделения совпадают. В противном случае частный детектив будет работать в автономном режиме, осуществляя как бы параллельное официальному частнодетективное расследование. В этом случае возможности частного детектива по сравнению с условиями деятельности оперативного работника будут ограничены.

2. Обеспечение административно-правовых режимов (с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий).

Внутри основных видов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в Законе об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется:


  • для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний

  • для выявления, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, пресечения и раскрытия преступлений;

  • с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

Эти подвиды оперативно-розыскной деятельности составляют уголовно-розыскной процесс.

Во втором виде выделяют так называемую оперативно-проверочную работу (то есть органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе собирать характеризующие личность сведения в строго указанных в Законе об ОРД случаях.

Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают иные виды (не основные). Например, сбор информации, сведений, данных и иные действия по обеспечению безопасности государства и общества , а в ст. 2 содержится указание о том, что она может производиться для розыска без вести пропавших граждан. Направления оперативно-розыскной деятельности в зависимости от предусмотренных ст.1 Закона об ОРД целей можно выделить следующие:

а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы оперативно розыскной деятельности» для специальности 050301 «Юриспруденция»
1396.54kb.
Учебно-методический комплекс для студентов
147.72kb.
[Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007
659.51kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы учебно-методический комплекс
335.97kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
988.06kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины природоохранные сооружения
215.53kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 36 Геоэкология (науки о Земле) очной и заочной форм обучения
206.88kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301
212kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
286.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13 Генетика д
1183.97kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 040200
309.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01 Биология с основами экологии
1159.14kb.