grandov.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Карибаева Ж.К.




ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Учебное пособие для студентов специальности «Юриспруденция»

Павлодар


Кереку

2011


УДК 349.3(574)

ББК 67(5К)

К23

Рецензенты:

Жунусов Н.Ж. – кандидат юридических наук, полковник полиции, первый заместитель начальника ДВД Павлодарской области


Жумаксанов Е.Ш. – кандидат юридических наук, судья Павлодасркого городского суда
Ахмеджанова Г.Б. – кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой «Истории и теории государства и права» Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова
Составитель: Карибаева Ж.К.
Право социального обеспечения Республики Казахстан: учебное пособие для студентов специальности «Юриспруденция» / сост.: Карибаева Ж.К. – Павлодар: Кереку, 2011. – 68 с.
ISBN
В учебном пособии «Право социального обеспечения Республики Казахстан» излагаются теоретические основы, необходимые для изучения данного курса. Содержание учебного пособия базируется на нормативные правовые акты, имеющие отношения к пенсионному обеспечению и социальной защите граждан Республики Казахстан. Основная цель учебного пособия - помочь читателям ознакомиться с правами социального обеспечения. Рассчитано для студентов, преподавателей, учащихся гимназий и лицеев.
УДК 349.3(574)

ББК 67(5К)

ISBN

© Карибаева Ж.К, 2011



© ПГУ им. С. Торайғырова, 2011


Введение
В соответствии с Конституцией РК каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В настоящее время право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права. Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.

Все это вызвало необходимость подготовить учебное пособие по курсу права социального обеспечения, который отражает основные вопросы учебной программы и новейшие положения законодательства в данной области.

Настоящее учебное пособие «Право социального обеспечения Республики Казахстан» предназначено для студентов специальности 5В030100 – Юриспруденция высших учебных заведений, изучающих курс право социального обеспечения.

Целью учебного пособия является помощь студентам в овладении основными теоретическими знаниями по проблемам права социального обеспечения, уметь ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении. Государство, признавая особую важность общественных отношений в сфере социального обеспечения, оказывает на них нормативное воздействие путем правового регулирования. Поэтому структура общественных отношений, по существу, воспроизводит структуру социального обеспечения как системы права. Добиться упорядоченности общественных отношений путем применения к ним одной лишь правовой нормы невозможно, в связи, с чем в целях регулятивного воздействия государство принимает комплекс таких норм, которые, регулируя определенный однородный круг общественных отношений в сфере социального обеспечения, объединяются в относительно самостоятельные правовые образования различных уровней.
Глава 1 Предмет права социального обеспечения



    1. Понятие и формы социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхозов, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении Казахстана распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Следует выявить основные современные признаки социального обеспечения:

1 Источники финансирования. Финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Государственного фонда занятости населения Республики Казахстан, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

2 Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это – нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, подвергшиеся репрессиям.

3 Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой.

4 Цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные и конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требует от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства трудовых ресурсов за счет специальных фондов.




1.2 Классификация функций социального обеспечения
Выделяются 4 основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.

- Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства.

- Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку.

- Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

- Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

1.3 Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения составляют группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей. Таким образом, это группа общественных отношений:

1 отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2 отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание);

3 процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения предшествуют, сопутствуют либо вытекают из отношений, входящих впервые 2 группы.

2 Источники права социального обеспечения

2.1 Понятие источников права социального обеспечения
Термин «источник права» имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа. Второе – характеризует его юридическую природу. Оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет права социального обеспечения.

В источниках права социального обеспечения отражены материальные условия жизни общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.

Совокупность нормативных правовых актов, т.е. источников права социального обеспечения составляет законодательство о социальном обеспечении.



2.2 Классификация источников права социального обеспечения
Источники права социального обеспечения многочисленны и многообразны и по этим причинам они классифицируются по различным основаниям.

1 по юридической силе;

2 по сфере их действия;

3 по органам, принявшим нормативный акт;

4 по форме акта;

5 по правовым интересам

По юридической силе источники права социального обеспечения делятся на законы и подзаконные акты, законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритете по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Основной закон Республики Казахстан – это Конституция Республики Казахстан, принятая 30.08.95 г. Конституция Республики Казахстан является базой всего текущего законодательства Республики Казахстан. В Республики Казахстан охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства. Согласно ст. 28 Конституции Республики Казахстан гражданам гарантируется пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Поощряются добровольное социальное страхование. Ст. 12 Конституции Республики Казахстан декларирует, что права и свободы человека являются действующими.

Законами Республики Казахстан по социальному обеспечению является Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» от 20.06.97 г., «О специальном государственном пособии в Республики Казахстан» от 5.04.99 г, «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30.06.92 г. и другие.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, Указы, постановления и распоряжения Правительства РК, Постановления, Приказы Министерства труда и социальной защиты населения РК и другие.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на республиканские, областные, отраслевые и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении.

2.3 Характеристика основных источников права социального обеспечения
Право социального обеспечения располагает сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права социального обеспечения включает разнообразные общественные отношения: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения определяет возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции. Международной организации труда.

Согласно ст. 4 Конституции РК международные договоры, ратифицированные РК имеют приоритет перед законами и применения непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издания закона. Важное место отводится Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. Конвенции МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики», «О равноправии в социальном обеспечении» - в них закрепляются важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития. Кроме конвенций, важное значение имеют рекомендаций МОТ, например «О сохранении прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения», заключенного 1. 03. 92 г. В этом соглашении члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Государство СНГ подписали Соглашение в области социального обеспечения. Например, Соглашение между правительством РФ и правительством РК, проживающим и(или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением правительства от 5.09.98 г.

Вторая группа источников права социального обеспечения составляют:

Законы РК. Среди них особое место отводится Закону РК «Об охране труда». В сфере права социального обеспечения характерным является то, что отсутствует единый источник, регулирующий комплекс общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. Права граждан на тот, или иной вид обеспечения закреплены в законах РК, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам и т.д.

Третью группу составляют подзаконные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РК в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер, например Указ Президента РК от 16.09.97 г. «О единовременных выплатах родителям (либо лицам, их заменяющим) погибших, умерших военнослужащих»

Четвертую группу занимают постановления Правительства РК, которые устанавливают порядок применения нормативных законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации) они могут установить дополнительные меры.

3 Принципы права социального обеспечения.

3.1 Понятие принципов права социального обеспечения
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы правовых норм, которые должны быть закреплены в правовых нормах или следовать их содержания. До настоящего времени кодифицированного акта (основ законодательства, кодекса), где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения, не принято. Принципы права социального обеспечения или его отдельные разделы отражены в Постановлении Правительства, одобрившем программу пенсионной реформы, в Законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» и других.

В Законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» определены следующие принципы осуществления обязательного социального страхования:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации свои социальных гарантий;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджете фондов обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и контроля;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

1 общеправовые, свойственные всем отраслям права;

2 межотраслевые;

3 отраслевые;

4 внутриотраслевые.

К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина, принадлежность основных средств и свобод человека от рождения; равенство перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, в том числе судебная защита.

Межотраслевые принципы: обеспечение достойной жизни, обеспечение государственной поддержки семье, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, запрещение принудительного труда и другие.

Отраслевые принципы: всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей в фонды, дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от трудового стажа и других обстоятельств, обеспечение граждан во всех случаях утраты трудоспособности, множественность видов социального обеспечения, соответствие размеров пособий, пенсий и др. выплат прожиточному минимуму.

Внутриотраслевые принципы: пенсионное обеспечение, каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случаях утраты трудоспособности вследствии старости, инвалидности, при потере кормильца и других случаях; адресность, доступность, добровольность и гуманность в социальном обслуживании; медицинское обслуживание: доступность медико-социальной помощи, профилактические мероприятия по социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.



3.2 Характеристика принципов права социального обеспечения

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей права, принципы которых текстуально не закреплены в законе. Нет общего нормативного акта, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из норм права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются – одни устаревают, появляются новые, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Всеобщность социального обеспечения.

Конституция Республики Казахстан устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.

Право на социальное обслуживание распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, но устанавливает условия, при которых они предоставляются. Особенно полно этот принцип воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование), а иногда взамен ее (содержание в домах-интернатах).

В Республики Казахстан всеобщее пенсионное обслуживание. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком и оно реализовано.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующим государственную помощь в содержании и воспитании детей согласно ст. 27 Конституции Республики Казахстан материнство и детство, семья находится под защитой государства. Установлено Правительством Республики Казахстан разовая компенсация гражданам в связи с рождением ребенка в размере 15 месячного расчетного показателя.

Принцип всеобщности обеспечения проведен в ст. 29 Конституции Республики Казахстан, касающимся медицинской помощи и лечения. Медицинская помощь предоставляется всем гражданам Республики Казахстан, при определенных условиях, иностранным гражданам, лицам без гражданства.

Дифференциация вкладов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости.

Условия дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда или зависит от субъективных свойств участников правоотношений, например, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

С определенной продолжительностью трудового стажа связано с правом на трудовую пенсию по возрасту. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсии. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет.

К социально-значимым факторам относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, проживание на определенных территориях, приобретение статуса безработного, отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.

Этот принцип означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Это принцип в практике не реализуется, так как ни одна из выплат по системе социального обеспечения такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия по возрасту). Но это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойную жизнь.

16.11.99 г. был принят Закон Республики Казахстан «О прожиточном минимуме», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Республики Казахстан и его учета.

Прожиточный минимум, согласно Закона Республики Казахстан «О прожиточном минимуме» – это необходимый минимальный денежный доход на 1 человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина состоит из продуктовой корзины и расходов на непродовольственные товары и услуги. Прожиточный минимум предназначен для оценки уровня жизни, определены черты бедности, определения направлений социальной политики, обоснований устанавливаемых минимальных размеров заработных плат, пенсий и пособий.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Основаниями этого принципа является события, которые могут сопровождать человека в течение всей жизни. Это – достижение определенного возраста, потеря трудоспособности временно или постоянно, полностью или частично, утрата кормильца, семьи, длительная профессиональная деятельность в определенных сферах, беременность и роды, нуждаемость в медицинской помощи и лечении, вынужденное переселение, смерть близких. Эти обстоятельства играют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах. Законодательство расширяет перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение СПИДом человека медицинским работником при исполнении служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом).



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие для студентов специальности «Юриспруденция»
886.67kb.
И методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / К. В. Беззубик; Под ред. Е. А. Сигиды. М.: Инфра-м, 2011. 168 с.: 60x90 1/16.
47.14kb.
Ролевые игры и полевые задания
2129.06kb.
Учебное пособие «Молекулярные основы современной биологии»
12.27kb.
Учебное пособие «Основы работы в Excel», 2003
769.26kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
873.81kb.
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности "Педагогика дополнительного образования"
792.62kb.
Методическое пособие элементы общей метрологии
345.45kb.
Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие
5310.34kb.
Учебное пособие для аспиранта. Печатается по решению
1123.49kb.
Учебное пособие по итальянскому языку для студентов II-III курса
277.09kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2010. Павлов С. Г. Лекции к курсу «Русский язык и культура речи»
16.75kb.