grandov.ru страница 1
скачать файл
МБОУ Бобровская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района

Алтайского края

РОДНИК МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

Работу выполнили:

Комарова Елизавета Витальевна,

Носова Ольга Евгеньевна.

Руководитель: Комарова Евгения Ивановна

учитель первой квалификационной категории.

Преподаваемые предметы: химия, биология.

с. Бобровка

2013

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение …………………...……………………………….……..ст. 3

  2. Методика исследования……………………………………..........ст. 7

  3. Заключение………...…………………………………….………..ст. 16

  4. Выводы………………………………………………………….…ст. 18

  5. Список литературы…………………………….……...……...…..ст. 19


«Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России…»

І. ВВЕДЕНИЕ

В последнее время актуальной темой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи бережного отношения к природным объектам, в том числе к родникам.

Родни́к, исто́чник, ключ — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.

Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели прежде всего силу плодородия. К родникам обращались с мольбой о дожде. Перед севом крестьяне выходили на утренней зорьке к студенцу, черпали ключевую водичку и смачивали ею семена, надеясь, что хрустальная водичка разбудит семя, наполнит его силой, поможет быстрее прорости. Но делали это тайно, чтобы чужой глаз не сглазил.

В родниках ценили силу очистительную, целебную. Чтобы избавиться от болезней, нужно было рано-рано поутру подойти к роднику, зачерпнуть воду по течению, закрыть посуду и молча, не оглядываясь, идти домой. Дома умыться или сбрызнуть водой больного, дать ему выпить этой волшебной воды. Лечили родниковой водой болезни, водили к роднику детей. У родника оставляли куски холста, ленты нитки, кудель это была своеобразная жертва неведомым силам. Откупались от болезней, бросая в родник деньги, серьги, кольца.

В глубокой древности у источников совершались жертвоприношения, им молились, поклонялись. Считалось, что в источниках живут божества, поэтому люди часто приходили сюда, каялись в совершении недобрых поступков, просили прощения у божеств. Поэтому у святых родников есть еще одно название - «прощи».

Изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник образуется в результате выхода подземных вод на поверхность земли.

Родники – это важные источники питания рек.

Цель работы: выявление местоположения и изучение родника, проведение природоохранных мероприятий.

Задачи:


  1. Выявить местоположение родника на территории Бобровского сельского совета.

  2. Провести исследование родниковой воды.

  3. Разработать и провести мероприятия по очистке и благоустройству родника.

Объект исследования:

Родник на территории Бобровского сельского Совета.



Предмет исследования:

Грунтовые воды родника.



  1. Происхождение родников.

Образование источников может быть обусловлено различными факторами:

пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (речными долинами, оврагами и др.),

геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, зон тектонических нарушений, контактов изверженных и осадочных пород),

фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород и др.



  1. Классификация родников.

Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими и др.

По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие.

По классификации советского гидрогеолога А. М. Овчинникова выделяется три группы источников в зависимости от питания водами верховодки, грунтовыми или артезианскими водами.

Источники первой группы, питающиеся верховодкой, располагающиеся обычно в зоне аэрации, имеют резкие колебания дебита (вплоть до полного иссякания), химического состава и температуры воды.

Источники, питающиеся грунтовыми водами, отличаются большим постоянством во времени, но также подвержены сезонным колебаниям дебита, состава и температуры. Они подразделяются на эрозионные (появляющиеся в результате углубления речной сети и вскрытия водоносных горизонтов), контактные (приуроченные к контактам пород различной водопроницаемости) и переливающиеся (обычно восходящие, связанные с фациальной изменчивостью пластов или с тектоническими нарушениями).

Источники артезианских вод отличаются наибольшим постоянством режима; они приурочены к областям разгрузки артезианских бассейнов.

Химический и газовый состав воды источников разнообразен; он определяется, главным образом, составом разгружающихся подземных вод и общими гидрогеологическими условиями района.

Самые большие родники в мире: Воклюз (карстовый), родник Красный Ключ.



  1. Актуальность темы.

Значимость выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек; использования их человеком, так как подземные источники намного чище, чем реки и озера. Проходя через почву, вода очищается, обогащается углекислотой и минеральными веществами. Но, к сожалению, на состояние подземных вод пагубно влияет хозяйственная деятельность человека. Загрязняют подземную воду осадки, несущие атмосферные выбросы промышленных предприятий, ГРЭС; ядохимикаты и минеральные удобрения с полей, свалки.

Основами водного законодательства предусмотрено усиление контроля за санитарным состоянием водных ресурсов:



  • не допускать свалок мусора и других отходов по берегам рек, являющихся источниками загрязнения грунтовых вод;

  • запрещается обработка пастбищ сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2, 5 км;

  • не допускается внесение неорганических соединений и минеральных удобрений по снежному покрову;

  • необходимо организовать охрану родников и ручьев, питающих реки;

  • необходим системный контроль, состояние подземных вод и окружающей среды.

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время родники, находящиеся на территории села Бобровка, заброшены и нуждаются в охране и защите от загрязнений.

Родники – живые, они, как люди, рождаются, живут и умирают. Поэтому мы решили познакомиться с родниками, пока они живы.



ІІ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Интервьюирование жителей сел

Анкета – для опроса старожил села

  1. Можете ли Вы назвать родники, находящиеся вблизи вашего населенного пункта?

  2. Как давно они Вам известны?

  3. Где расположены эти родники?

  4. В каких целях использовали родники и прилегающую территорию (как Вы использовали или используете родник)?

  5. Как население раньше относилось к роднику?

  6. Изменилось ли отношение к роднику в настоящее время?

  7. Существовали ли предания о происхождении родника?

Результаты анкетирования. В результате проведенного опроса было выяснено, что на территории села ранее располагалось четыре родника. Причем, один из них считался святым.

Анкета – для опроса учащихся школы

  1. Можете ли Вы назвать родники, находящиеся вблизи вашего населенного пункта?

  2. Как давно они Вам известны?

  3. Где расположены эти родники?

Результаты анкетирования. Проведенный опрос среди учащихся школы показал:

  • 89% учащихся никогда ничего о родниках не слышали,

  • 4% слышали о том, что территории села родники есть,

  • 7% хотя бы раз родник видели.

Всего было опрошено сорок учащихся старших классов.

2. Описание источника.

Санитарное состояние родника на период обнаружения неудовлетворительное: донце завалено сухой листвой, ветками, мусором, заилено, не очищено русло родника, территория не благоустроена, не ухожена.



h:\фото\фото264.jpg

Размеры родника при обнаружении: 110х83 см, средняя глубина 57см.



h:\фото\фото274.jpg

Размеры родника после очистки: 120х90 см, глубина 83 см.



h:\фото\фото269.jpg

Характер источника. Определяется выход воды на поверхность земли: вода вытекает спокойно, бьет струйками, фонтанирует. Определяется характер родника визуально.

Родник располагается в логу Свинячьем. Источник пробивается из-под корней старых деревьев и почвы. Материал накопителя – чернозем, его диаметр около 1м.



h:\фото\фото270.jpg

Вывод: характер источника донный, восходящий, пресный, холодный.

3. Анализ качества воды.

Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет. А также запах, вкус, реакция среды, содержание солей, степень загрязнения. В источнике мы взяли пробу воды для анализа на качество.



Определение температуры воды.

Температура воды измеряется непосредственно у исследуемого объекта в заборном ведерке с помощью спиртового термометра . Термометр погружается на 5 минут в сосуд с водой или непосредственно под струю воды. Государственным стандартом определяется температурный предел 7-12 0 С.



h:\фото\фото058.jpg

Результат: температура воды = 100С.

Определение цвета воды.

Оборудование: 2 стакана из бесцветного стекла, дистиллированная вода, белый лист.

Ход работы: Цвет воды определяется при сравнении дистиллированной и исследуемой воды в двух стаканах. Их нужно рассматривать при дневном освещении на фоне белого листа сначала сбоку потом сверху.

h:\фото\фото067.jpg

Вывод: родниковая вода бесцветная.

Определение мутности воды.

Пробирка заполняется водой на 10-12 см. Рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном освещении, определяем мутность воды. Мутность природной воды бывает: прозрачная, слабо-опалесцирующая, опалесцирующая, слабо-мутная, мутная, очень мутная.



h:\фото\фото080.jpg

Вывод: вода не опалесцирует, она прозрачная.

Определение прозрачности воды.

Оборудование: Высокий мерный цилиндр с плоским прозрачным дном, лист с печатным текстом.

Ход работы: Под дно цилиндра помещают лист. В цилиндр постепенно наливают исследуемую воду. При этом следят, чтобы текст на листе читался сквозь воду. Как только текст перестает быть различимым, воду больше не приливают. Далее замеряют уровень столба жидкости – это и будет прозрачность воды в сантиметрах.

h:\фото\фото072.jpg

Вывод: вода в роднике прозрачная. Высота водного столба более 40 см.

Определение запаха воды.

Оборудование: Плоскодонная колба объемом 150 – 250 мл., стеклянная пластинка.

Ход работы: Определение проводят в широкогорлой колбе, которую заполняют исследуемой водой примерно на 2/3 объема. Колбу накрывают стеклом, интенсивно встряхивают вращательными движениями и после этого определяют свойства запаха с помощью следующей шкалы (в баллах).

Бальная оценка интенсивности запаха производится по следующим признакам: 0 баллов – отсутствие ощутимого запаха; 1 балл – неощущаемый, определяемый только в лаборатории; 2 балла – обнаруживаемый с трудом; 3 балла – легко обнаруживаемый; 4 балла – обращающий на себя внимание; 5 баллов – сильный, высокой интенсивности.



Характер запаха:

  • Ароматный- огуречный, цветочный.

  • Болотный - илистый, тинистый.

  • Гнилостный - фекальный, сточный.

  • Древесный - мокрая древесина.

  • Землистый - прелый.

  • Плесневелый - затхлый, застойный.

  • Рыбный - рыбий жир, рыбный.

  • Сероводородный - тухлые яйца

  • Травянистый - скошенная трава, сено.

  • Неопределённый - не похож на остальные.

Определение запаховых характеристик воды водоема достаточно субъективно и связано с пороговой чувствительностью органов чувств самого исследователя, однако при экспресс-анализе данные показатели являются достаточно информативными.

h:\фото\фото062.jpg

Вывод: вода из источника запаха не имеет.

Определение осадка.

Определение осадка производится после суточного отстаивания воды. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка или глины, растительных остатков.



h:\фото\фото055.jpg

Вывод: осадка в результате отстаивания воды не образуется.

Реакция водной среды.

Нужно капнуть исследуемую воду на кусочек универсальной индикаторной бумаги. Сравнить полученный цвет воды со шкалой рН и по значению рН определяют реакции среды.



h:\фото\фото082.jpg h:\фото\фото083.jpg

Вывод: рН воды = 7,0,среда нейтральная.

Характер вкуса и прикуса.

Можно определить вкус воды, попробовав ее. Различают 4 основных вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький.



h:\фото\фото063.jpg

Вывод: вода приятная для питья, ощутимого вкуса и послевкусия не имеет.

Определение растворенных примесей в воде.

Наличие примесей в воде определяется путем выпаривания.



h:\фото\фото080.jpg

Вывод: карбонатных примесей не обнаружено.

Определение жёсткости воды

Ход работы:

В стакан наливают анализируемую воду. Сюда же приливают раствор мыла, встряхивают. Если отсутствует осадок и появляется пена – вода мягкая. Если образуется большое количество осадка, то вода жёсткая, причем о степени ее жесткости можно судить по количеству мыла израсходованного на образование осадка .

h:\фото\фото059.jpg

Вывод: вода в роднике мягкая.

Результаты анализа воды:

Вода в роднике бесцветная и прозрачная высота водного столба составляет 40 см. У воды нет запаха. Она имеет приятный для питья вкус, слегка сладковатый. Температура воды в источнике 10о С. Примесей в воде не обнаружено ни в результате отстаивания, ни в результате выпаривания. Реакция водной среды близка к нейтральной. Значение рН около 6,5. Вода мягкая, не имеет примесей.

Со слов старожил, вода в этом источнике не замерзает даже зимой.

ІІІ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами исследован 1 родник. Однако, в планах найти и изучить оставшиеся родники о которых нам рассказали старожилы, провести мероприятия по их очистке и восстановлению.

Санитарное состояние изученного родника на момент обнаружения - не удовлетворительное. Донце и русло было завалено сухой травой, листвой, ветками, камнями. Вокруг родника сорняк, бурелом. Спуск к роднику крутой. Территория вокруг родника не благоустроена, порядок не поддерживался на момент начала нашей работы.

Санитарное состояние по завершению экологической акции: хорошее.

Обустройство: оборудовали подход, очистили донце родника, прочистили русло, очистили прилегающую территорию.

Гипотеза исследования подтвердилась частично: вода в источнике пригодна для питья, что подтвердил физический анализ воды, однако не может считаться абсолютно чистой из-за недостаточного количества проведенных исследований. Выработанные в ходе исследования предложения по охране родника не могут быть полными без дополнительного исследования. Поэтому необходим дальнейший мониторинг подземных вод и окружающей среды, их физический и химический анализ.



Использование родника возможно в следующих целях:

  1. научных (для отбора проб воды на химический анализ в целях организации мониторинга окружающей среды и контроля санитарно – гигиенического состояния водоисточника);

  2. эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных и иных экскурсий);

  3. рекреационных (места отдыха и прогулок) и иных;

  4. создание природоохранных зон, экологических троп.

Предложения по охране и благоустройству.

  • Операция «Чистый родник» - ежегодно весной проводить ревизию санитарного состояния родника, проводить очистку родника: стокового желоба, окружающей территории.

  • Объявить конкурс на лучший плакат по охране родника и водных ресурсов.

  • Распечатать листовки и распространить среди населения. Выпустить буклет «Наши родники».

  • Подготовить серию выпусков детской газеты по охране водных ресурсов «Живи, родник!».

  • Необходимо строительство деревянного навеса, который бы защищал его от внешних загрязнений.

Данные исследований родников будут опубликованы в школьной газете, выпущенной ко Дню Земли и защиты окружающей среды. Так же планируется проведение классных часов, бесед с учащимися по теме: «Наши родники». Мы планируем продолжить начатую работу , и не только выявить и исследовать новые источники, но и продолжать принимать конкретные меры по их сохранению и благоустройству.

Мы искренне надеемся, что наша работа станет еще одним источником познания родного края, своей малой Родины, а так же побудительным мотивом бережного отношения к природе.

Мы бы хотели, чтобы родники стали любимым местом отдыха односельчан, ведь Родники – наше общее достояние!

ІV ВЫВОДЫ


  1. В результате проведенной исследовательской работы были выяснены местоположения 4-х родников на территории Бобровского сельского совета.

  2. Проведено исследование одного ключа располагающегося в логу Свинячьем. Выявлено его экологическое состояние, проведен анализ родниковой воды органолептическими и физикохимическими методами в результате установлено:

вода в источнике чистая, прозрачная, обладает приятным для питья вкусом, не оставляет послевкусия, не имеет запаха. В результате отстаивания не дает осадка, в результате выпаривания так же не обнаружено налета на стенках фарфоровой чашки. Однако, вода из родника не может считаться абсолютно чистой из-за недостаточного количества лабораторных исследований.

  1. Разработан комплекс мероприятий по сохранению и благоустройству родников на территории села. Проведены работы по очистке и благоустройству исследуемого родника: очищено донце и русло родника; убрана прилегающая территория; изготовлена крышка; оборудован подход.

Размеры родника при обнаружении: 110х83 см, глубина 57см.

Размеры родника после очистки: 120х90 см, глубина 83 см.



V СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы: в 2-х томах. Т.І: Биология; Химия; Математика; Физика; География.- М.: Эксмо, 2009. – 576 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.o8ode.ru/article/oleg2/rodnikovaa_i_klu4evaa_voda.htm

  2. http://www.blagievesti.ru/806-rodniki.html

  3. http://docs.cntd.ru/document/902083847

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/7537/ВОДА
скачать файл



Смотрите также:
Учитель первой квалификационной категории
138.38kb.
Первой квалификационной категории
266.1kb.
Исследовательская работа ученица 9 «б» класс Кузнецова Екатерина учитель истории высшей квалификационной категории Перелыгина Зоя Петровна тогур 2008 г
108.03kb.
«Население мира», проконтролировать умение их работать в контурной карте, анализировать диаграммы, обобщать и делать выводы при решении проблемных вопросов
41.34kb.
Дорогами войны Мокшина З. Б., учитель истории и обществознания второй квалификационной категории Учащаяся: Кузьмина А. С., 10 класс
233.78kb.
Сборник посвящен практическим решениям дидактических проблем в школе. Представлены элективные и пропедевтические курсы, а также сценарии уроков предметной области
1523.09kb.
Сегодняшнего урока «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся поглубже узнать, что скрывается под пугающим словом «нигилизм», поговорим об убеждениях Евгения Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
152.54kb.
Юрина Ольга Михайловна Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории г. Дзержинска Нижегородская область
64.67kb.
Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце, концертмейстер II квалификационной категории детского образцового ансамбля танца
131.1kb.
Гришаева Светлана Александровна воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа детский сад
43kb.
Рабочая программа по технологии для 3 класса учителя второй квалификационной категории Гибасевой Эльмиры Римовны Принято на заседании
560.79kb.
Знакомство со скандинавской мифологией. «Сказание о путешествии Тора в Утгард»
50.51kb.