grandov.ru страница 1
скачать файл
МОУ лицей №2

Урок биологии в 8 классе
Тема: «Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе»

Учитель биологии: Иванникова О.В.,

высшей квалификационной категории

город Бугульма РТ



Цель урока:

  • Раскрыть особенности жизни птиц в различные сезоны года.

  • Продолжить формирование умений работать с рисунками учебника.

  • Изучить видовое разнообразие перелетных, кочующих и зимующих птиц Татарстана и Бугульминского района.

Оборудование:

Таблицы «Зимующие птицы», диафильм «Перелетные и зимующие птицы», фонограмма «Голоса птиц».



Ход урока:

1.Актуализация знаний по вопросам.

    • Каково строение куриного яйца? (рисунок на доске)

    • Каково строение и значение органов размножения?

    • Развитие зародыша в яйце?

    • Почему нельзя вытирать птичьи яйца?

    • Чем различаются птенцовые и выводковые птицы?

2.Определение цели урока.

  • Нам необходимо выяснить, как приспосабливаются птицы к сезонным изменениям.

3.Формирование новых понятий и способов действия.

Беседа.

  • Какие птицы прилетают первыми?

  • Кто появляется позже всех?

Ответы учащихся дополняются и обобщаются. Учитель отмечает, что время прилета различных видов птиц совпадает с определенными фенологическими изменениями:

появление проталин – прилет грачей, скворцов, жаворонков,

появление летающих насекомых – прилет ласточек и стрижей.

После прилета птиц наступает самый ответственный период – гнездование.



Записи в тетради:

Гнездование – сложное инстинктивное поведение птиц в период размножения.

Переходят к изучению предгнездовой жизни птиц.


  1. Занятие гнездовых участков.

Чаще всего птицы гнездятся парами, имеющими определенный участок на котором располагается гнездо, происходит сбор корма. Некоторые виды птиц охраняют свои гнездовые участки от вторжения особей своего или близкого вида. Охрана гнездовой территории особенно выражена у насекомоядных птиц, которые за один раз не могут принести много корма к гнезду и не способны к длительному полету.

Например: мухоловка – пеструшка

лесной королек.

Многие птицы гнездятся колониями: грачи, береговые ласточки, чайки. Колониальное гнездование возникло у птиц, которые находят достаточное количество корма, но имеют ограниченный выбор удобных для гнездования участков. У некоторых видов колониальное гнездование возникло как приспособление к совместной защите от врагов.



  • Образование пар происходит на разное время:

  • на период спаривания

  • на сезон

  • на несколько лет

  • на всю жизнь.

У галок, например, пары создаются на всю жизнь.

      • Пение и крики птиц весной – это сигналы о занятии гнездовых участков. Беспокойные крики птиц имеют важное охранительное значение. Послушаем запись весенних песен птиц.

  1. Следующий этап – строительство гнезда.

Работа с рис. 253 учебника.

Рассмотрите различные типы гнезд. Как их особенности позволяют защитить кладку?

Гнезда могут строиться на земле (жаворонки, крапивник); на дереве (грачи, иволга); в дуплах (дятел, поползень, синицы, удод); из слюны (саланганы); рыбьих костей (зимородок). Яйца могут откладываться и на голую скалу (чистиковые).

Какое значение имеют гнезда в жизни птицы?

Откладывание яиц.

Число яиц в кладке: киви – одно

синицы – 12-19

перепел – 6

Цвет яиц – демонстрация таблицы.

Окраска имеет покровительственное значение, если гнезда открытые. В закрытых гнездах яйца белые.



  1. Насиживание:

  • одни самки – куриные, утиные

  • оба – страус африканский

  • не насиживают – сорные куры.

  • примеры гнездового паразитизма - кукушка.

Все птицы заботятся о потомстве: согревают, кормят, защищают от хищников, учат находить корм.

  1. Линька происходит после выведения птенцов и их вскармливания.

Линька либо постепенно, либо сразу выпадают все маховые перья.

  1. Перелеты птиц.

По степени оседлости птицы делятся на: 1-оседлых, 2-кочующих, 3-перелетных.

Работа с учебником.

Чем отличаются эти птицы?

Сообщения учащихся о видах птиц зимующих у нас, кочующих, перелетных («Животный мир Татарии» В.А. Попов, А.В. Лукин).



  • перепелятник

  • чиж

  • синица большая

  • синица – Московка

  • большой и малый пестрые дятлы

  • свиристель

  • снегири

  • галки и др.

Виды птиц на основании сообщений заносятся в схему.


Птицы

Оседлые

Зимующие

Кочующие

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.


Беседа.

Почему птицы на зиму улетают?



Вывод:

переплеты связаны с наличием корма, по сигналам является изменение длины светового дня.

Длина пути – от 6 до 11 тыс. км.

Высота – дрозды – 2000-2500 м.

Скорость – 50-90 км. час.

Весной летят быстрее, чем осенью.

Каким образом изучают перелеты птиц?
Работа в тетради.
Метод Содержание Значение

Визуальное наблюдение

Кольцевание

Радиолакация


Закрепление.

Д/ф «Перелетные и зимующие птицы»



Домашнее задание: №57
скачать файл



Смотрите также:
Урок биологии в 8 классе Тема: «Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе» Учитель биологии
47.79kb.
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны». учитель биологии Очередная Оксана
118.8kb.
План-конспект открытого урока биологии в 7 классе учитель елисеева Ольга Юрьевна /вторая квалификационная категория
76.72kb.
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы).
84.83kb.
Учитель химии и биологии гбоу сош №752 г. Москва Соколова Ю. В
80.13kb.
Тематическое планирование для 10 класса
122.2kb.
Переводной зачёт (по выбору) по биологии в 8 классе Вариант Уровень А
110.4kb.
Когда Школа норовит превратиться в микрокосм
147.11kb.
Интегрированный урок (английский язык -русский язык) в 6-м классе "Англицизмы в современном русском языке"
68.07kb.
Тема урока: «Горизонты гибридизации» Имя урока : «Вершки и корешки» Форма урока : виртуальная экскурсия
423.67kb.
Разработка урока биологии Тема «Строение скелета»
91.64kb.
«Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна, учитель начальных классов
78.85kb.