grandov.ru страница 1
скачать файл

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ремонтненская гимназия №1



Урок Мужества,

посвященный истории возникновения

и развития оборонного движения в нашей стране, роли ОСОАВИАХИМ СССР в годы Великой Отечественной войны, деятельности ДОСААФ России на современном этапе.

Подготовил и провел:

преподаватель ОБЖ

Журбицкий В.А.

класс:10Б

МОУ Гимназия №1

дата: 19.09.2011г.



Форма проведения мероприятия: Урок мужества.

Цель урока:

формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.



Задачи урока:

· Развитие у юношества гражданственности и патриотизма;

· Воспитание верности воинскому и конституционному долгу;

· Формировать убежденность в необходимости защиты своей страны.



Оборудование:

  • Плакаты историков-писателей

  • Презентации

Для проведения Урока мужества проводится предварительная подготовка:

  • учащиеся готовят сообщения о героях разных времен, учат наизусть стихи, готовят рефераты, презентации

  • приглашают ветеранов ВОВ, сообщая тему урока.


Ход урока:
(до начала урока (за 7-10 мин.) звучат песни о Великой Отечественной войне)

Вступительное слово

Учитель:

Сообщает тему, цели и задачи урока.



Ученик 1:

Выдающийся отечественный историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (в его родословии соединились многие татарские и русские предки), большую часть своей жизни посвятил созданию капитального исторического труда «История государства Российского». И писал он эту историю, не только опираясь на глубокие знания, но и на свое чувство патриотизма. Он прямо говорил: «Знаю, вам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству…».



Ученик 2:

Карамзин утверждал, что подлинное счастье в жизни достойного и благородного человека неразрывно связано с чувством Родины и патриотизмом как стремлением к благу и славе Отечества, желанием способствовать ему во всех отношениях.

Не только люди разного происхождения, но и различных взглядов на общество, иногда даже непримиримые противники в борьбе идей, объединяются в любви к Отечеству. Посмотрите, как согласно, единым духом пишут о патриотизме и Родине наши известные писатели. В том числе и те, кто в XIX веке были непримиримыми идейными противниками, резко спорили друг с другом о судьбах России. Федор Михайлович Достоевский: «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое Отечество». Виссарион Григорьевич Белинский: «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».

Ученик 3:

И примеры таких высказываний можно было бы продолжить. Александр Сергеевич Пушкин посвятил теме служения Родине многие свои вдохновенные произведения, например это знаменитое четверостишье:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим.

Души прекрасные порывы.

* Французский император Наполеон в XIX веке был одним из самых опасных врагов нашего Отечества. Вторжение в Россию его более чем 600 тысячной армии стоило нам множества жертв и потерь. Но нельзя не признать, что он был опытным полководцем и умным человеком (умным может быть и аморальный человек). Он говорил: «На свете есть лишь две могущественные силы: сабля и дух. В конечном счете, дух побеждает саблю». Патриотизм, любовь к Родине, верность своему гражданскому и воинскому долгу – это духовные качества человека. И сейчас те молодые люди, которые лишены чувства уважения и любви к своей стране, этой духовной основы патриотизма, не выработали его в своей душе, вносят основной вклад в распространение наркомании, алкоголизма, разврата, преступности среди молодежи.

Человек, не способный управлять собой, противостоять жизненным искушениям и собственным слабостям, не сможет разумно построить свою личную жизнь. Тем более достойно служить в Армии или на Флоте, ведь военная служба требует особого напряжения физических и душевных сил, постоянной собранности, ответственности, дисциплинированности, волевых качеств личности.



Основная часть

Ученик 1:

Каждый человек, особенно мужчина, взрослея, рано или поздно в своей жизни должен столкнуться с такими сложными вопросами: что для меня является ценностью, кроме повседневных благ? За что я отвечаю в жизни? Кто нуждается в моей опеке и защите, и насколько уверенно я могу быть таким защитником? Готов ли я к тому, чтобы во мне видели опору нашего народа и государства? Или я на это не способен? Могут ли какие-то ценности, идеи, цели потребовать таких трудов и усилий, которые ставят меня на грань жизни и смерти? Или даже потребовать отказа от самой жизни?



Учитель:

Ответить на эти и другие очень непростые вопросы помогает реальное участие молодежи в конкретных делах. Речь идет о самореализации молодого человека не как отдельного индивидуума, озабоченного лишь своими личными потребностями, устремлениями, интересами, увлечениями и т.д. Преодолеть эгоцентризм, индивидуализм, стремление к потребительству помогает участие в общественных объединениях, особенно патриотической направленности. В этой связи уместно обратиться к одной из самых дееспособных организаций всероссийского масштаба-ДОСААФ.



(показ слайд-шоу)

Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту – одна из авторитетнейших и самых массовых организаций в нашей стране, имеющих богатейшие традиции. Она была создана 23 января 1927 года, когда на совместном заседании делегатов 1-го съезда АВИАХИМа, представлявшего 2 миллиона членов этого общества, и участников пленума Центрального совета Общества содействия обороне, насчитывавшего в своих рядах свыше 300 тысяч человек, было принято решение о слиянии этих двух общественных организаций в одну – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (ОСОАВИАХИМ). Заседанию был придан статус I-го съезда ОСОАВИАХИМа. Так родилось оборонное Общество и, как показала жизнь, – самая массовая общественная организация страны, на протяжении всей своей истории вносившая огромный вклад в укрепление обороноспособности государства, в его экономическое развитие.



Ученик 2:

Основные фрагменты фильма к 80-летию ДОСААФ (РОСТО). В ОСОАВИАХИМе прошли начальную подготовку и получили путевку в жизнь легендарные летчики Валерий Чкалов, Михаил Громов и Валентина Гризодубова, прославленные авиаконструкторы Александр Яковлев и Олег Антонов, конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев.

Путь многих бойцов Красной Армии и Военно-Морского Флота, партизан, героев Великой Отечественной войны лежал через ОСОАВИАХИМ, через его огромную многогранную работу в 30-е годы по обучению населения военному делу. Именно тогда в народе родился лозунг, который стал гордостью оборонного Общества – «ОСОАВИАХИМ – школа патриотов».

В предвоенные годы одной из главных задач организации ОСОАВИАХИМа стали допризывная подготовка молодежи и подготовка резерва для армии и флота. В организациях ОСОАВИАХИМа было подготовлено до 80 процентов военнослужащих Сухопутных войск и флота и до 100 процентов авиации.



Ученик 3:

Основной формой военного обучения допризывной молодежи были создаваемые при районных советах ОСОАВИАХИМа, на крупных предприятиях, в учреждениях военно-учебные пункты: пехотные, артиллерийские, морские, инженерные и другие.

Программа учебных пунктов для допризывников были рассчитана на 120 часов дневных и вечерних часов обучения, что создавало условия для занятий молодежи делом без отрыва от производства. Для отработки практических навыков военного дела на полевых занятиях создавались молодежные лагеря ОСОАВИАХИМа.

Благодаря ОСОАВИАХИМу в СССР развернулась широкая подготовка летчиков, парашютистов, снайперов, организовано движение за сдачу норм на оборонные значки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник», «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне), «Готов к санитарной обороне (ГСО)» и др. Подготовка граждан к военной службе давала возможность экономии времени при подготовке бойца в Вооруженных Силах.



Ученик 4:

Созданные перед войной воздушно-десантные войска были полностью укомплектованы осоавиахимовцами, а в школы ВВС с 1938 года принимали только тех, кто прошел подготовку в аэроклубах оборонного Общества.

С первых дней Великой Отечественной войны ОСОАВИАХИМ стал поистине сражающейся на всех фронтах организацией. Добровольно и по мобилизации на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками ушло более 7,2 млн. ее членов – свыше половины состава оборонного Общества. Такого количества военнообученного резерва для действующей армии не знала ни одна страна в мире.

«В этот час, – писал в своем заявлении молодой осоавиахимовец М.Кисель, – когда кровожадная фашистская свора нарушила наши границы, не могу я быть просто наблюдателем событий. Прошу считать меня мобилизованным. Имею четыре оборонных значка». Студентка Саратовского физкультурного техникума член ОСОАВИАХИМа Н.Данилова писала: «Я умею водить самолеты и водить машины, имею пять оборонных значков, сдала зачеты по рукопашному бою, у меня все основания быть на передовой линии».

Исключительная заслуга ОСОАВИАХИМа в создании и обучении частей и соединений народного ополчения, рабочих добровольческих батальонов. Многие из них целиком состояли из осоавиахимовцев, прошедших военную подготовку.

О единодушии и силе патриотического порыва свидетельствуют цифры: в короткие сроки только в Ленинграде сформировали 10 дивизий, 14 артиллерийско-пулеметных батальонов народного ополчения общей численностью свыше 135 тыс. человек.

Только в брянских лесах сражалось свыше 60 тыс. народных мстителей, объединенных в 139 отрядов, 27 бригад и соединений. За два года они нанесли оккупантам огромный урон. Сотни пущенных под откос вражеских эшелонов с живой силой и боевой техникой, десятки взорванных мостов, разгромленных фашистских гарнизонов. Знаменателен тот факт, что 12 наиболее отличившимся партизанским командирам Брянщины в Москве в августе 1942 года были вручены Золотые Звезды Героев.

В боевых действиях наших войск важные задачи решали подготовленные в оборонном Обществе снайперы. Зародившееся зимой 1941/1942 года под Ленинградом снайперское движение быстро распространилось по другим фронтам. Зачинателями этого патриотического движения явились осоавиахимовцы Феодосий Смолячков, Петр Голиченков, Иван Вежливцев, Владимир Пчелинцев. Всей стране стало известно имя еще одного прославленного снайпера – Героя Советского Союза Людмилы Павличенко, которая боевому мастерству также научилась в стрелковом клубе ОСОАВИАХИМа. В боях под Одессой и Севастополем она истребила свыше 300 гитлеровцев.



Слово ветерану

Ученик 1:

В октябре 1941 года по предложению ЦК ВЛКСМ Наркомат обороны принял решение о создании женского авиационного полка. В ряды первой в истории военной части вошли вместе с опытными летчицами и девушки, пришедшие со студенческой скамьи, получившие летную практику в осоавиахимовских аэроклубах.

46-й гвардейский авиационный полк ночных бомбардировщиков прошел трудный и славный путь. Он сражался над донскими степями, над предгорьями Кавказа, над Кубанью, Новороссийском, Севастополем, в Белоруссии, Польше и Германии. Всюду летчицы успешно выполняли боевые задания. Легкие ночные бомбардировщики ПО-2 стали грозой фашистов. За героические подвиги, храбрость и мужество 23 летчицы были удостоены звания Героя Советского Союза, в числе которых Л. Розанова, Н. Распопова, М. Попова, М. Сыртланова, И. Себрова, Б. Рябова и другие. Каждая из них совершила по восемьсот и более вылетов.

О весомом вкладе оборонного Общества в Победу говорит тот факт, что только за годы войны в нем прошли военное обучение более 9 млн. человек. Подготовлено 139 тыс. снайперов, 266 тыс. истребителей танков, 241,9 тыс. автоматчиков, 217,7 тыс. станковых пулеметчиков, 92,6 тыс. кавалеристов, 63 тыс. моряков, 41,7 тыс. водителей автомобилей и других специалистов.

В годы военных испытаний неувядающей славой покрыли себя воспитанники оборонного Общества. Тысячи из них были награждены за боевые подвиги, мужество и отвагу орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза.

В их числе легендарные Зоя Космодемьянская, выпускница 201-й московской школы, и летчик Алексей Маресьев, рядовой Александр Матросов и сержант Яков Павлов, знаменитые летчики-асы трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, отважные моряки дважды Герои Советского Союза Нельсон Степанян и Александр Шабалин, Валентин Сафронов и Алексей Ижукин.



Ученик 2:

Одним из ярких проявлений патриотизма членами ОСОАВИАХИМа явилась помощь фронту. «Все для фронта, все для победы над врагом!» стал основным лозунгом оборонного Общества. За годы войны организация ОСОАВИАХИМа собрала на строительство боевой техники, вооружение 272 млн. рублей. На эти средства было построено 19авиаэскадрилий, 20 танковых колонн и другой боевой техники.

На фронтах Великой Отечественной войны врага громили именитые осоавиахимовские авиационные эскадрильи, переданные боевым полкам оборонными организациями Москвы, Саратова, Свердловска и других городов.

Всего за годы войны в ОСОАВИАХИМ вступило более 18 млн. человек, почти в два раза увеличилось количество первичных организаций.

Заслуги ОСОАВИАХИМа были достойно оценены государством: января 1947 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Общество орденом Красного Знамени за успешную работу в деле укрепления обороны страны и в связи с 20-летием со дня образования организации.
Ученик 3:

Сегодня, мы вспоминаем и о цене, заплаченной за Победу в Великой Отечественной войне, и о миллионах человеческих жизней, отданных за наше будущее!

Нам важно знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, кто отстоял наши жизни на полях сражений. Роберт Рождественский в своей поэме «Реквием» замечательно сказал о памяти героев, совершивших бессмертный подвиг:

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым! Это надо живым!



Завершающая часть

Учитель:

ДОСААФ России был учрежден на основании постановления Правительства РФ на I-ом Съезде ДОСААФ 17 декабря 2009 года.

Цель работы ДОСААФ России на ближайшее будущее – создание качественно новой системы допризывной подготовки молодежи, включающей в себя военно-патриотическое воспитание, развитие массовых военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, подготовку по военно-учетным специальностям.

Деятельность ДОСААФ России по патриотическому воспитанию молодежи – реальная альтернатива начальной военной подготовке, ранее проводившейся в школе. Эта работа позволит существенно оздоровить отношения в Российской армии, а также позволяет дать юношам и девушкам необходимые знания не только для военной службы, но и для гражданской жизни. В этой связи ДОСААФ России является инициатором восстановления системы спортивно-технического комплекса ГТО.

Центральным советом ДОСААФ России, советами оборонного Общества страны в субъектах РФ делается все, чтобы достигнуть единого понимания целей, консолидировать усилия по реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач по обучению и подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах, воспитанию настоящего гражданина и патриота России.

Планируется, что в деятельность организации будет вовлечено около 19 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 27 лет, интересующихся развиваемыми ДОСААФ экстремальными видами спорта, — авиационным, парашютным, автомобильным, мотоциклетным и т.д.

Решение этой задачи важно не только для создания системы допризывной подготовки, но и для всей общероссийской программы молодежной политики, о которой говорил Дмитрий Медведев на заседании Государственного совета. На это в полной мере ориентирована деятельность ДОСААФ России.

Общественно-государственный статус организации уникален: общественный статус позволяет сделать работу массовой и интересной, а государственный статус наделяет организацию необходимыми государственными функциями и полномочиями. Это решает задачу молодежной политики организации: дать Вооруженным Силам призывника, способного полноценно решать боевые задачи с первых недель службы, а нашей стране — физически и духовно развитого патриота.

Достижение столь высоких целей невозможно без применения новейших подходов к подготовке будущих защитников Отечества. ДОСААФ России имеет возможности обеспечить проведение всего цикла подготовки молодых людей России к службе в армии. Государственный ориентир на создание солдата «нового образца» диктует существенную модернизацию всех подготовительных процессов.

Совместив усилия ДОСААФ России и многочисленных военно-патриотических объединений (клубов), можно в более короткие сроки адаптировать молодого человека к армейским условиям до его прихода в воинские части и подразделения. При этом необходимо учитывать, что Вооруженные Силы в ближайшем будущем будут оснащаться новым интеллектуальным вооружением, а значит, и солдат должен быть подготовлен к его использованию.

Выполняя поручение Президента России, оборонная организация приступила к созданию общефедеральной системы подготовки молодежи к военной службе, суть которой состоит не только в выполнении многолетних традиционных задач, но и в подготовке призывника в объеме, ранее предусмотренном в учебных подразделениях Министерства обороны при полутора- и двухгодичном сроке службы.

В настоящее время школы ДОСААФ России приступили к подготовке по военно-учетным специальностям 160 тысяч призывников 2010 года.

Координацию этой работы будут осуществлять создаваемые ДОСААФ в регионах Центры военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе. Эти Центры будут способствовать улучшению допризывной подготовки, формированию у молодых людей морально-психологической и физической готовности к службе в Вооруженных Силах, профориентации на военные специальности учащейся молодежи с учетом современных требований к моральным и физическим качествам допризывного контингента.

Ныне при учебных и спортивных организациях оборонного Общества функционируют более тысячи детских и юношеских клубов («Военный моряк», «Юный автомобилист», «Юный десантник», «Юный летчик» и другие), поисковые отряды и группы, военно-патриотические объединения и организации. Кроме того, в ДОСААФ проводится обучение граждан более чем по 100 массовым техническим специальностям, особенно для сельскохозяйственного комплекса страны.

Дети, подростки, молодые люди в системе оборонного Общества совершают прыжки с парашютом, участвуют в авто- и мотогонках, занимаются авиамоделированием, комплексным единоборством, служебным собаководством, радио-водно-моторным, водным, планерным, воздухоплавательным и другими видами спорта.

Планируется создание на базе образовательных школ и вузов во всех населенных пунктах страны первичных организаций ДОСААФ.

Основные направления деятельности ДОСААФ России на ближайшую перспективу.

Первое – используя возможности спортивно-технических клубов, школ детского и юношеского творчества, на основе районных и городских отделений ДОСААФ России, расположенных во всех крупных населенных пунктах, предполагается восстановить деятельность первичных отделений ДОСААФ России, как основы структурного построения организации в местах компактного проживания молодежи.

Через подписание соответствующих Соглашений с Минобразования и науки России планируется выйти, на формирование общеобразовательных программ, объединяющих занятия по курсу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в школах с практическими занятиями и сборами на базе организаций ДОСААФ России. Это усилит многоплановость данного предмета, внесет в школьные коллективы дух состязательности и умения работать в команде.

Второе – предстоит восстановить полноценные занятия по массовому спорту в системе ДОСААФ России. Каждое из более чем двух тысяч образовательных спортивных, технических учреждений ДОСААФ России должно иметь не менее трех спортивных секций.

Президент страны на совещании в Казани дал четкое указание ввести дополнительный еженедельный третий урок физкультуры, который должен иметь военно-прикладную направленность, особенно если будет проводиться представителями оборонных организаций и на их базе.

Третье – восстановить полноценную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Планируется, что в рамках реализации Концепции военно-патриотического воспитания молодёжи ДОСААФ России до 2020 г. на базе существующих аэроклубов, автомобильных, морских, радиотехнических школ будут созданы региональные центры военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки к военной службе.

В этих центрах будет завершаться комплекс мероприятий подготовки к службе в армии с расчетом на то, чтобы молодой человек мог встать в строй воинского подразделения, имея твердые навыки владения сложным современным вооружением по военно-учетной специальности, а также готовность стойко переносить физические и психологические нагрузки военной службы.

Четвертое – разработать и внедрить современные коммуникационные стратегии и технологии, позволяющие значительно повысить эффективность учебно-воспитательной работы. Активно задействовать потенциал и возможности новых форм и средств предоставляемых глобальной информационной сетью Интернет. Предстоит повысить качество работы со средствами массовой информации на федеральном и региональном уровне, особенно специализирующимися по военной тематике.

Свою роль и место в создании общегосударственной системы допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи ДОСААФ видит в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью. А недавно небесным покровителем ДОСААФ России избран святой благоверный великий князь Александр Невский.

Совместными усилиями в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными органами власти и общественными организациями ДОСААФ сумеет добиться главной цели – создания качественно новой системы допризывной подготовки на базе ДОСААФ России, включающей в себя военно-патриотическое воспитание, развитие массовых военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, подготовку по военно-учетным специальностям.

Армия неотделима от государства, но она также неотделима и от общества, является его составной частью.Военная служба - это не только личное дело того или иного призывника. Это и дело всего нашего общества и государства, которые должны заботиться о своих защитниках.

Современная Российская Армия ныне нуждается не только в новых, самых лучших вооружениях и хорошем материальном обеспечении, но также в моральном и духовном обновлении. В этом заинтересованы все мы, потому что в современном мире у России могут быть, и должны быть только такие Вооруженные Силы, которые пользуются заслуженным авторитетом народа и служить в которых – почетно, достойно, авторитетно. Иначе просто не будет самой России.


ДОСААФ помогает подготовиться к военной службе, сделать так, чтобы этот действительно тяжелый труд приносил моральное удовлетворение.

В хороших условиях для прохождения службы, в благоприятном моральном, психологическом климате в войсках и на флотах заинтересованы не только военнослужащие, но и все мы, патриоты и граждане нашего Отечества. И ДОСААФ будет делать все возможное, чтобы служба в Вооруженных Силах Российской Федерации принесла наибольшую пользу и стране, и каждому, кто готов выполнять воинский долг по защите Отечества.

Мы желаем вам всего самого лучшего на этом благородном и достойном пути!
Короткое напутствие ветерана Великой Отечественной войны (участника локальных вооруженных конфликтов), директора гимназии.

Интернет-ресурсы:



  1. www.dosaaf-samara.ru

  2. ru.wikipedia.org


Приложение

Материал к презентации:

Марка с логотипом ОСОАВИАХИМ


Знак «Крепим оборону СССР»




Значки «Ворошиловский стрелок» и «Юный Ворошиловский стрелок»




Справка ОСОАВИАХИМ об окончании курса снайперов в 1941 году была выдана 16-ти летнему защитнику Москвы — Баргайс-Горчакову Г. Г. (Сыну военспеца Горчакова Г. С.)






Крестьянин! Крепи оборону. Снопом по Чемберлену. Осоавиахим — опора мирного труда и обороны С. С. С. Р. Советский плакат 1927 года
скачать файл



Смотрите также:
Урок мужества. Цель урока: формирование патриотических чувств у подрастающего поколения. Задачи урока
154.68kb.
Урок "Le chien cherche un ami" Цель урока : Обучение чтению с полным пониманием содержания. Задачи урока
21.92kb.
Тема урока: Современность музыки И. С. Баха Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса учащихся Задачи: Углубление понятия «Музыкальный стиль»
61.88kb.
Урок открытия новых знаний «Древнее Двуречье»
137.69kb.
Урок тема «категория времени в русской исторической живописи XIX века» Форма урока: комбинированный урок
303.8kb.
Урок 27 Тема: «Христианская семья» Имя урока: «Все начинается с любви» Цели и задачи
50.71kb.
Урок обществознания в 11 классе. Методическая проблема урока: методика подготовки учащихся к участию в егэ. Тема урока
218.2kb.
Урок декоративно-прикладного искусства во 2 классе Тема урока: «Чудо-платье»
20.06kb.
Уч г. Цель урока: Обучающая
43.17kb.
Методическая разработка открытого урока «Приобщение подрастающего поколения к историческим ценностям русского танцевального искусства»
37.34kb.
«Антонимы»
67.57kb.
Разработка урока музыки в 8 классе
60.58kb.