grandov.ru страница 1
скачать файл
МОУ Томинская СОШ

Матвеева Ольга Карповна учитель МХК I категория.




Предмет и класс

МХК, 10 класс

Место занятия в структуре

Образовательного процесса



Урок-репортаж

Тема урока по учебно-методическому плану:

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Номер урока по теме

25

Форма и тип урока

изучения нового материала;



Цель

Знакомство с творчеством итальянских художников Возрождения на основе анализа выдающихся произведений живописи эпохи Ренессанса.

Задачи

1.Рассказать о жизни и творчестве великих итальянских мастеров Возрождения

2.На основе анализа полотен этих мастеров охарактеризовать гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения

3.Формировать у школьников умение адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства


Ожидаемые результаты

Ученик должен знать: фамилии итальянских художников, название картин.

Ученик должен уметь: выделить и объяснить особенности творчества итальянских художников Возрождения



Оборудование

Авторская презентация «Репортаж из музеев мира»

. Мировая художественная культура. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10 класс». /Сост. А.В. Хорошенкова. - Волгоград: ИТД «Корефей». – 144с.

Л.А. Рапацкая Мировая художественная культура. 10 класс.


Этапы урока и их продолжительность (мин):

1.Орг.момент (2 мин)

2. Проверка выполнения д/з (5 мин)

3. Проверка знаний (5 мин)

4. Переход к новой теме (2мин)

5. Новая тема (20мин)

6. Закрепление (8 мин)

7. Итог урока (2мин)

8. Домашнее задание (1мин)




Этапы урока

Содержание

Компетентность


Орг момент

Проверка отсутствующих, готовность к уроку.




Проверка выполнения д/з

Учащиеся готовили к уроку сообщения о Итальянских музеях (Уффици, Ватиканские Собрания: Музей Пио-Клементино, Музей Кьярамонти, Ватиканская пинакотека, Священный музей.)

Информационная компетентность. Планирование информационного поиска. Уровень II.

Проверка знаний

Тест на знание культуры эпохи средневековья

  1. В первой трети VI века в Равенне была сооружена гробница остготского короля Теодориха. Этот своеобразный памятник остготского зодчества представлял собой двухэтажное центрическое сооружение, перекрытое куполом высотой 2,5 метра. Купол был выдолблен из монолита. Почему перекрытие гробницы было монолитным? Выберите правильный ответ:

  1. во исполнение воли Теодориха;

  2. в виду высоких технических возможностей, позволивших без особого труда поднять и установить монолит;

  3. в виду отсутствия навыков создания купольных перекрытий;

  4. стремление сделать гробницу более долговечной.




  1. В VII – VIII веках на севере Франции в храмовых строениях типа базилики трансепт с конца восточной стороны здания смещают ближе к середине. Что послужило причиной этих изменений?

  1. укрепление конструкции здания;

  2. увеличение численности клира;

  3. изменение церковных обрядов;

  4. стремление предать зданию в плане вид «животворящего креста»?

3. Средневековый философ, поэт, ученый и теоретик музыки Северин Боэций (480-524 гг) обосновал деление знаний на семь свободных искусств, куда входили а) арифметика б) грамматика в) диалектика г) геометрия д) риторика е) астрономия ж) музыка, расположив их в высшей ступени (квадриум) и низшей (тривиум). Назовите, какие из свободных искусств входили:

  1. в квадриум

  2. в тривиум









4. В VI веке возникает стиль «абстрактной звериной орнаментики», который означал:

  1. геометризм трактовки форм животных и человека;

  2. графичность рисунка с высокой степенью абстракции и эмоциональности образа;

  3. превращение отдельных частей изображаемых животных в самостоятельный орнамент;

стилизованное изображение рыб, птиц, животных.



Переход к новой теме



Вступительное слово учителя: Сегодня мы начинаем разговор о культуре Ренессанса и о выдающихся деятелях этой эпохи. Нам предстоит встреча с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения.

Обратившись к античности, культура эпохи Возрождения принимает светский характер и гуманистическую направленность, выраженную в отрицании аскетизма и схоластики, в убеждении стройности мироздания, в признании человека высшим началом бытия и вере в безграничные возможности его воли и разума.

Полотна этих художников хранятся во многих музеях мира. Наши корреспонденты представят свои репортажи из итальянских музеев. Слово нашим корреспондентам в Италии.




Новый материал




1. Репортаж из капеллы дель Арена в Падуе о фресках Джотто ди Бондоне

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276–1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно.



Джотто упорно искал реалистические средства художественной выразительности и первым разрушил средневековое плоскостное изображение.

В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе





Новая тема


2 Репортаж из галереи Уффици в Италии о творчестве С.Боттичелли.

Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.

Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.



3 Репортаж из Лувра, посвященный творчеству Леонардо да Винчи и его «Джоконде»

Единственный дошедший до нас портрет Леонардо. Рисунок (сангина) сделан в последние годы пребывания Леонардо в Италии. Внизу листа позднее чужой рукой написано: "Леонардо да Винчи, портрет самого себя в старости".




4 Репортаж из Ватиканского дворца в Риме, посвященный фрескам Рафаэля.

В 1508 г. Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он ближе познакомился с античными памятниками, принял участие в археологических раскопках. Выполняя заказы папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.










Закрепление

1 Задание на карточках: 1.Создатель новой живописной системы, заложивший основу реалистического искусства, художник и архитектор Проторенессанса.

2. Фрески: «Оплакивание Христа», «Поцелуй иуды», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов» - полны драматического смысла и выразительности, что особенно ярко проявляется в изображении лиц и жестов. Укажите, в какой из выше перечисленных фресок наиболее ярко и точно предается весь смысл происходящего.



Компетентность решения проблем. Оценка результатов продуктов деятельности. Уровень I

2. задание на карточках: В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Выберите и укажите правильное определение сфумато:

А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции;

Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды;

В) четкое геометрическое построение фигур, как бы вписанных в треугольник;



Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением.

3. Исходя из вышеизложенного, сформулируйте основные характерные черты духовной культуры эпохи Возрождения.




Итог урока

Оценки учащимся за подготовленные дома репортажи

Компетентность разрешения проблем. Оценка собственного продвижения. Уровень II

Домашнее задание

Подобрать материал по теме «Судьба Леонардо да Винчи», «Прославленные шедевры художника»


Информационная компетентность. Планирование информационного поиска. Уровень II.
скачать файл



Смотрите также:
Урок-репортаж Тема урока по учебно-методическому плану: Флоренция колыбель итальянского Возрождения Номер урока по теме
69.24kb.
И номер урока в теме
49.47kb.
Тема: международные отношения накануне
259.84kb.
Урок по теме «Грибы». 7 класс Тема урока: Грибы Цель урока: Укрепить и расширить знания по теме «Грибы»; обучить видеть красоту
34.26kb.
Тема урока: Профессии
46.23kb.
Урок №2 Колыбель ислама
60.36kb.
Тема урока: «Горизонты гибридизации» Имя урока : «Вершки и корешки» Форма урока : виртуальная экскурсия
423.67kb.
Урока Тема урока Кол час Тип урока Методы обучения
351.56kb.
Урок декоративно-прикладного искусства во 2 классе Тема урока: «Чудо-платье»
20.06kb.
Урок обществознания в 11 классе. Методическая проблема урока: методика подготовки учащихся к участию в егэ. Тема урока
218.2kb.
Конспект урока "Имя прилагательное" Русский язык. 2 класс. Урок исследование. Тема урока. Имя прилагательное
39.33kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.