grandov.ru страница 1
скачать файл
У р о к 8. ТЕМА «КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА»

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: расширить и углубить у учащихся понимание второго пути во­площения представления о времени. Задачи:

1. Закрепление полученных знаний о втором методе воплощения кате-
гории времени.


2. Развитие у учащихся способностей к анализу.
Схема урока:

  1. Вводная часть (2 метода).

  2. Задание 1.

  3. Воплощение категории времени в картине Александра Иванова «Яв­ление Христа народу».

  4. Задание 2.

  5. Заключение.

Ход урока

На предыдущих уроках говорилось о двух путях, которые наметились в творчестве Жерико, и был рассмотрен один из них, который привёл к появ­лению импрессионизма, из времени-ожидания, о котором говорилось, ко­гда анализировалась картина Жерико «Плот Медузы», из этого ожидания, наполненного острым желанием сократить его, перескочить через времен­ной промежуток, впоследствии «вырастает» мгновенное восприятие им­прессионизма.

Другой путь, ведущий, наоборот, к длительному переживанию времени, к эмоциональной насыщенности переживания, был избран русской живо­писью.

Диапозитив или репродукция картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

Задание: подумать, почему Александр Иванов показывает прибли­жение Мессии издали, с какой целью отделяет пространственной паузой толпящихся на первом плане людей от Иисуса?

Учитель (после обсуждения). Александр Иванов не случайно пока­зывает приближение Мессии издали: оно наполнено напряжённым чувст­вом ожидания не только в смысле расстояния в пространстве, но ещё больше и в смысле дистанции во времени. Эмоциональная динамика вели­колепно просматривается в некоторых эскизах А. Иванова, например, пока­зывая путь Христа на Голгофу, он воспроизводит не физический путь, а эмоциональный, т. е. путь ожидания и страха, предчувствия и отчаяния, не место действия, а время переживания.

Видеоряд: Суриков «Утро стрелецкой казни». 2. Репин «Иван Гроз­ный» .

Задание: определить, какой из двух методов воплощения категории времени избран художниками (мгновенного восприятия или длительного переживания).

Учитель (после обсуждения). И Суриков, и Репин избирают второй путь - путь длительного переживания времени, но картина «Утро стре­лецкой казни» позволяет зрителю ощутить широкую волну социального времени, а картина «Иван Грозный», благодаря Репину, позволяет нам при­коснуться к остроиндивидуальному переживанию времени.

Задание: составить описание картины Репина «Не ждали» и картины Рябушкина «Едут» (письменно). В этих произведениях острое переживание времени входило в непосредственный замысел художника попытаться объ­яснить, какими средствами удаётся воплотить это переживание.

Домашнее задание:

1. Продолжить работу над описанием картин Репина и Рябушкина.

2. Подготовить общие сведения о европейском символизме и футуризме
(по выбору).


Вопросы к теме:


  1. В чём заключается особенность концепции времени в русской исто­рической живописи XIX века?

  2. Каковы преимущества и недостатки второго метода воплощения ка­тегории времени в живописи?

У р о к 9. ТЕМА «КУЛЬТ ВРЕМЕНИ В КОНЦЕПЦИИ ФУТУРИСТОВ»

Форма урока: комбинированный урок.

Цель, понимание учащимися роли категории времени в живописной концепции футуристов. Задачи:

1. Формирование у учащихся представления об «антипространственном методе».

2. Понимание особенностей футуристической живописи.

3. Развитие у учащихся способностей к анализу.
Схема урока:

  1. Вводная часть («антипространственный» метод).

  2. Тест на классификацию.

  • Литература.

  • Энциклопедия.

Кроме того, материал содержит библиографию, алфавитны: указатель и музыкальное сопровождение к теме, что позволяет ори­ентироваться и переходить из одного блока в другой при постанов­ке соответствующей учебной задачи. Материал дает широкое пред­ставление о сущности и закономерности процесса развития миро­вой художественной культуры XVIII-XX вв. в историческом кон­тексте на наиболее характерных примерах, составляющих своеоб­разие художественной эпохи. Такой подход позволяет использовать представленный материал не только на уроках МХК, но и на уро­ках истории и литературы. За основу систематизации материала берется данный период, так как именно в это время сформирова­лось представление о мировой художественной культуре (по Л.М. Предтеченской), но приводится также ряд наиболее ярких художе­ственных явлений, подготовивших эпоху Просвещения, что позво­ляет связать этот материал с преподаванием истории и отбором со­держания, предлагаемым другими программами по мировой худо­жественной культуре.

Диск можно использовать на занятиях в компьютерном классе (урок МХК в кабинете информатики); возможен вариант использо­вания пособия для самостоятельного освоения учебного материала при работе в микрогруппах, проектной деятельности, а также для самостоятельного освоения всего курса МХК (вариант экстерната).



События и люди — информационный блок, содержащий ос­новные сведения об исторических событиях XVII-XX вв., соста­вивших не только социально-исторический фон развития художе­ственной культуры, но и позволяющий познакомиться с фактами, оказавшими серьезное влияние на ее формирование и развитие. Все исторические события иллюстрированы и содержат гиперссылки, дающие возможность подробнее ознакомиться с биографическими фактами главных действующих лиц истории, понять взаимосвязь разных событий в истории и их отражение в произведениях искус­ства. За основу измерения исторической эпохи взята определенная точка отсчета в развитии мировой культуры. Материал расположен в хронологическом порядке:

  1. Эпоха Просвещения.

  2. Основные закономерности развития культуры XIX века.

  3. История культуры Новейшего времени, XX век.

Изобразительное искусство — иллюстративно-информаци­онный блок, позволяющий проследить развитие пластических ис­кусств (прежде всего живописи) в представленные исторические эпохи. Рассматривается развитие изобразительного искусства, те­матическое разнообразие на материале искусства Франции, Аме­рики и России. Обширный иллюстративный материал дает пред­ставление о своеобразии изобразительного искусства разных стран, закономерностях его развития, многообразии художественных школ. Гиперссылки дают возможность познакомиться с биографиями художников, проанализировать взаимосвязи с историей и литера­турой эпохи, в которой работал тот или иной художник. Материал соотносится с такими понятиями, как «художественное течение», «стиль в искусстве», «художественный образ», «выразительные возможности разных видов искусства».

Литература — информационный блок, который содержит | большой текстовый и иллюстративный материал, дающий представ­ление об основных художественных течениях в литературе, о твор­честве писателей и поэтов, являющихся наиболее характерными для каждой из представленных эпох. Иллюстративный материал (порт­реты писателей и иллюстрации к отдельным произведениям) и ги­перссылки позволяют подробнее ознакомиться с творчеством того или иного представителя литературы, понять взаимосвязи, объеди­няющие события и творчество в художественную эпоху. ~

Диск предназначен прежде всего для работы по линейной про­грамме, предусматривающей последовательное освоение культурно-исторических эпох, понимание закономерностей формирования_определенной художественной эпохи, причин возникновения и развития стилевых особенностей и художественных течений в искусстве. Вместе с тем, его содержание можно использовать и автономно, так ' как оно не связано жесткими учебными заданиями, построенными только на основе линейного варианта изучения материала. Отдельные темы можно извлекать из диска и работать в соответствии с учеб ной необходимостью. Например, можно использовать пособие для подготовки сообщения по теме «Романтизм», используя материал по твор­честву художников и писателей, работавших в этом художественном направлении (Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя, Дж. Байрон и др.).



При использовании данного пособия в качестве учебно-дидак­тического в 9 классе предлагается знакомство с эпохой Просвещения (по программе Л.М. Предтеченской).

Блок «События и люди» дает возможность наглядно увидеть, что подготовило эпоху Просвещения в Европе. Дается панорама со­бытий, связанных с научными открытиями, развитием техники, со­циальными потрясениями, — всем, что сформировало человека но­вой эпохи. Наличие графической «шкалы времени»позволяет уча-щимся сопоставлять уровень развития разных направлений в куль­туре эпохи. Учитель мировой художественной культуры может ис­пользовать этот материал для постановки учебных "задач" в виде формулировки следующих заданий:



  • Подберите фактологический материал, характеризующий суть рационализма как философской основы эпохи Просве­щения.

  • В какой стране сложились наиболее благоприятные усло­вия для формирования культуры Просвещения? Почему?

  • Какие исторические события наиболее часто использова­лись в качестве сюжетов в творчестве художников эпохи Про-

свещения? Почему? При подготовке этого учебно-информационного блока исполь­зовались учебные пособия по истории, справочные издания, что дает возможность использовать его не только на уроках МХК, но и на уроках истории и литературы. Собраны дополнительная информа­ция и музыкальный ряд, позволяющие осмыслить причины, подго­товившие эпоху Просвещения в Европе, понять, какое место зани­мает эта эпоха в мировой истории и развитии мировой художествен­ной культуры, что позволяет учителю выстраивать преемственность в подаче учебного материала.

Содержание блока «Изобразительное искусство» направле­но на формирование устойчивых представлений о своеобразии этого искусства в эпоху Просвещения, особенностях нового художественного направления. Учащиеся 9-х классов знакомятся с представителями европейского Просвещения в изобразительном искусстве (У. I Хогарт, Ж.Б. Шарден, Ж.А. Гудон, Ж.Л. Давид, А. Ватто, Ф. Буше \ и др.). На примере художественной деятельности конкретных худож­ников, учащиеся получают представление о различных художествен­ных школах и направлениях — от классицизма к барокко и рококо (расширены тематические рамки по сравнению с программой Л.М. Предтеченской, в которой эти стилевые течения не были представле­ны). Материал дает возможность постановки обучающих вопросов:



  • Сравните картины Хогарта, Давида, Ватто и Буше, пред­ставленные на диске. Чем они отличаются?

  • Определите темы, волнующие художников эпохи Просве­щения. Чем вы это объясняете?

  • Какие жанры живописи получили наибольшее развитие в эпоху Просвещения? Почему?

  • Отберите картины, принадлежащие стилю барокко. В чем его особенность?

Блок «Литература» расширяет представления девятикласс­ников о распространении идей, определивших эпоху Просвещения, за счет материала по литературе Америки, что отсутствует в про­грамме Л.М. Предтеченской. Это позволяет усилить анализ разви­тия литературы в рамках определенной эпохи благодаря сопостав­лению различных культур и национальных традиций, которые скла­дывались в разное историческое время. Рассматривается творчество Мольера, Расина, Корнеля, Вольтера, Монтескье, Джефферсона, А. Кантемира, М. Ломоносова, Г. Державина, Д. Дефо, Д. Свифта, Ф. Шиллера, И.В. Гете и др. Данный информационный материал, сопровождаемый иллюстрациями и цитатами, можно использовать в сочетании с художественными текстами представленных авторов. Задания могут строиться по-разному. Примеры заданий-вопросов: • Ознакомьтесь с фрагментами предложенных текстов и по­старайтесь определить, перу какого писателя они принадле­жат. Постарайтесь обосновать ход своих рассуждений

  • Какие идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в творчестве Вольтера?

  • Что общего и чем отличаются произведения писателей Просвещения разных стран (покажите на примерах).

Материал для 10 класса ориентирован на события XIX века-культуре, изобразительном искусстве и литературе. Приведены как более значимые исторические факты, отобраны произведения искусства, наиболее ярко характеризующие свою эпоху и соответствующее художественное направление, дается информация о творчеств художников и писателей, оказавших наиболее существенное влияние на формирование таких художественных течений XIX века, как



  • Романтизм

  • Реализм.

  • Критический реализм.

  • Натурализм.

  • Импрессионизм.

  • Символизм.

В основу отбора материала положен принцип вариативности, позволяющий обратиться к творчеству как европейских, так и американских художников и писателей, что значительно расширяет круг тем, обозначенных в программе Л.М. Предтеченской. Такой подход позволяет учителю предложить задания на сопоставление произведений писателей Европы и Америки, определить общие тенденции развития и своеобразие литературы разных частей света.

Материал для 11 класса ориентирует на освоение художественной культуры XX века, представляющей собой сложное художественное явление, которое можно определить как «диалог с прошлым». Искусство XX века, тяготеющее к синтезу, к размывании четких границ в жанрах, представляет собой широкое поле сосуществования различных художественных течений и стилей. Материа.) для диска отобран как иллюстрация к наиболее характерным явлениям социальной и общественной жизни в мировой культуре и проявлениям многообразия художественной культуры. Собран материал, позволяющий составить представление о диапазоне художественных явлений в литературе и изобразительном искусстве:



  • Реализм в художественной культуре XX века.

  • Модерн в искусстве.




  • Авангард в искусстве.

  • Искусство и глобальные катаклизмы XX века. Музыкальный материал, использованный в дидактическом

пособии, отобран в соответствии с программным материалом. Учи­тель может использовать его как иллюстративный материал, углуб­ляющий представления учащихся о художественном образе эпохи, воплощенном языком разных искусств. Звучащий материал может быть использован и для выполнения учебных заданий, направлен­ных как на развитие воображения, так и на проверку знаний уча­щихся о соответствии музыки тому или иному историческому пе­риоду, художественному стилю или направлению.

2. Вариант использования мультимедиапособия «Мировая художественная культура» на уроке в 10 классе

МЛ. Шкурлятьева, учитель МХК шк. № 1198
Тема урока: «Романтизм в зарубежном искусстве».

Оборудование урока: компьютер мультимедийной конфигурации, CD-диск «Мировая художественная культура XVII-XX вв. Учебно-дидактическое пособие для учителя и ученика», проектор, экран.



  • Учащиеся входят в класс под музыку Ф. Шопена. На дос­ке — тема урока: «Романтизм в зарубежном искусстве».

  • Слово учителя: «Сегодня мы совершаем виртуальное путе­шествие в XIX век. Это будет романтическое путешествие. И совершим мы его с помощью этого маленького металли­ческого диска величиной с зеркальце».

Учитель вставляет диск в компьютер. Алгоритм действий:

  • Запустить диск.

  • С главной страницы выйти в раздел «Литература».

—Далее—в алфавитный указатель, буква «Б»—Блейк Уильям.

На большом экране проектора открывается страница с пор­третом английского поэта и художника, представителя романтизма Уильяма Блейка и стихами Блейка в переводе С. Маршака.

• Учитель читает текст:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо в чашечке цветка.

Уильям Блейк


  • Учитель предлагает десятиклассникам совершить путеше­ствие во времени, собирая «путевые заметки». Блейк так и определил устремления эпохи романтизма, — эпиграф к уро­ку — «путевые заметки».

  • Слово учителя: «Один знаменитый философ начала XIX века с досадой говорил о модном заблуждении того времени: будто юный поэт, который помечтает полчаса на склоне холма, может глубже проникнуть в тайны бытия, чем мыслитель, всю жизнь посвятивший напряженному умственному труду. Может быть, этим юным поэтом был Блейк? В любом случае, очевидно, что ирония философа относилась к приверженцам нового, набирающего силу направления, которое вошло в историю культуры под названием «романтизм».

  • Учитель нажимает гиперссылку со словарной статьей «представители романтизма».

На экране появляется новый текст, в котором дается опреде­ление романтизма, предлагаются сведения о социально-политичес­ких факторах его возникновения и развития, имена основных пред­ставителей в различных видах искусства.

• Учитель предлагает учащимся озвучить текст. Информа­ция выборочно фиксируется в тетрадях.

Учащимся предлагается перейти на следующую страницу, где находятся кнопки с фамилиями различных представителей роман­тизма, и выбрать фамилию Делакруа.

Учащиеся — «экскурсоводы», подготовившие домашний ва риант экскурсии с целью освещения творчества Делакруа и Жерико. Используя домашние заготовки и материал мультимедиапособия, разрабатывается экскурсионный маршрут (на 5-7 мин).


  • Задание «экскурсантам»: выявить основные стилевые осо­бенности романтизма на примере творчества Делакруа и Жерико.

  • Выступление «экскурсоводов», ведение «путевых заметок» учащимися, учитель выполняет роль ассистента. Вариант маршрута:




  1. Жерико. Портрет молодого Делакруа.

  2. Делакруа. Автопортрет.

  3. Ладья Данте.

  4. Хиосская резня.

  5. Белая лошадь, испугавшаяся молнии.

  6. Свобода, ведущая народ.

  7. Портрет Никколо Паганини.

  8. Портрет Шопена.




  • «Экскурсоводы» меняют «картинки» на экране в соответ­ствии с содержанием рассказа о том или ином произведении художника, используя возможности диска.

  • Звучит музыка Ф. Шопена (1-2 мин). Учащимся предла­гается обменяться мнениями, задать уточняющие вопросы и попробовать сформулировать свою версию характеристи­ки основных черт романтизма на основе представленного материала.

  • Далее учитель демонстрирует видеоряд в обратном порядке от № 8 — «Портрет Шопена» до № 2 «Автопортрет Делакруа».

  • Каждая «картинка» обсуждается с точки зрения стиля. Пред­полагаемые наблюдения учащихся о чертах стиля:




  • экспрессия чувств;

  • героическое начало;

—экстремальные условия;
— уход от обыденности (в другое время, в другую страну, в нереальный мир и т.д.);

  • крайние состояния, контрасты;

  • музыкальность живописи;

  • яркая индивидуальность, показ внутреннего мира героя.




  • Предлагается следующая экскурсия по творчеству Жерико.

  • Чтобы попасть на автопортрет Жерико с автопортрета Де­лакруа, надо выбрать кнопку «Гид по картинам», далее — «Алфавитный указатель», букву «Ж» — Жерико Теодор. Вна­чале попадаем на страницу, где представлена мини-галерея из восьми картин. Надо выбрать самую крупную — «Авто­портрет Жерико».

Оптимальный маршрут по Жерико:

  1. Жерико. Автопортрет.

  2. Плот «Медузы».

  3. Офицер конных егерей.

  4. Раненый кирасир.

  5. Портрет молодого Делакруа.

  6. Скачки в Эпсоме.

7. Портрет сумасшедшего.
8. Гиена Сальпетриера.

• Экраны меняются в соответствии с рассказом второго «эк­скурсовода».



  • Учитель демонстрирует видеоряд в обратном порядке (от 8-го слайда до 1-го).

  • Учащиеся находят подтверждение уже названным чертам стиля. Возможно, называют новые черты.

  • Проведение итоговой рефлексии на тему: «Мое представ­ление о романтизме в изобразительном искусстве». Домашнее задание:

• Самостоятельно проработать раздел CD-диска «События и люди», найти и представить информацию по одному из авто­ров любой страны (на выбор), разработать маршрут (компь­ютерную навигацию) по одной из эпох, подобрать эпиграф. Подсказка:

В разделе диска «События и люди» имеется информация по следующим персоналиям:

• Байрон, Шелли, В. Скотт, Блейк, Тернер (Англия);


  • Гофман, Шиллер, Гете, Гейне, братья Гримм, Бетховен, Ваг­нер, Шуберт (Германия);

  • Мериме, Гюго, Ж. Санд, Дюма, Давид, Делакруа, Жерико, Рюд (Франция);

  • Паганини (Италия);

  • Гойя, Сервантес, Дали, Пикассо (Испания);

  • Мицкевич, Шопен (Польша);

  • Лист (Венгрия).

Данный материал может быть использован при проведении обобщающего урока по теме: «Романтизм в зарубежном искусст­ве». Учащимся может быть предложено заполнение таблицы по теме с дифференциацией по странам и видам искусства с дополнитель­ной характеристикой по стилям и направлениям, к которым при­надлежат выбранные авторы.

3. Уроки мировой художественной культуры с использованием информационных технологий (по материалам работы московских учителей)

Т.М. Сулоеьева, учитель МХК ШК.№610ЦАО
Информационно-педагогическая среда как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроках мировой художественной культуры
Предмет «Мировая художественная культура» — один из са­мых молодых в школе. Введение предмета МХК в образователь­ное пространство позволило значительно расширить рамки обра­зовательного процесса. Изучение предмета позволяет овладевать культурным опытом предшествующих поколений и осваивать куль­турное пространство настоящей эпохи. Постижение основ и зако­номерностей историко-культурного процесса развития человече­мета, каким является МХК, насаждается чисто инфор­мационная методика подачи материала.

В такой ситуации создание минимума содержания образования по мировой художественной культуре, раз­работка общих требований к уровню подготовки уча­щихся по предмету МХК, в полной мере соответствую­щих его особенностям, его целям и задачам, является актуальной потребностью сегодняшней школы.


Краткая справка о предмете «Мировая художественная культура», его целях, задачах и особенностях

Предмет «Мировая художественная культура» для IX—XI классов разработан в лаборатории МХК Инсти­тута общего образования Минобразования РФ, экспе­риментально проверялся в городских и сельских школах России в течение 10 лет (1977—1987). В 1987 году реше­нием Коллегии МП РСФСР включен в учебный план общеобразовательной школы.

Предмет рассматривает общие закономерности раз­вития художественной культуры, составляющие ее раз­личные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей. На­учная концепция, рассматривающая культуру как меха­низм социального наследования, утверждающая осо­бую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей, опреде­лила принципы построения программы «Мировая худо­жественная культура», содержание и методическую сис­тему преподавания ее в школе.

Цель предмета — силой воздействия различных ис­кусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспи­танность в особо ответственный период развития — пе­риод перехода к самостоятельности.

Задачи преподавания мировой художественной куль­туры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искус­ства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

— обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский);

— развивать у них понимание искусства, способ­ность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. спо­собность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью — дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенность образного языка различных видов искусства. Все это позволит воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаж­даться красотой, испытывать чувство счастья от обще­ния с прекрасным;

— пробуждать активное стремление утверждать кра­соту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

— развивать у школьников воображение, творческие способности.

Курс мировой художественной культуры, адресован­ный старшеклассникам, и призванный завершить, на­ряду с литературой, систему их духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративен по своей сути. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная ху­дожественная культура и различные виды искусства — литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Каждое искусство «живет» по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития мировому художественной культуры.

Интегральный принцип создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов, реализует
комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством.

Программа МХК состоит из трех частей. В первой части (IX класс) рассматривается художественная куль-


Урок-презентация

Данный урок предполагает самостоятельную работу учащих­ся. Учитель выступает здесь только как координатор.

Урок-презентация может готовиться от недели до двух меся­цев, а может быть подготовлен и проведен в течение одного часа.

Урок-презентация предполагает, что учащиеся самостоятель­но изучают предложенную тему, отбирают необходимый, на их взгляд, материал и представляют его в интересной, нетрадицион­ной форме.

Для презентации может быть выбрана абсолютно любая тема, а также использованы различные формы. Например, ребята могут стать менеджерами туристической фирмы, предлагающей различ­ные экскурсии: посещение картинных галерей, музеев, архитектур­ных памятников. Они могут стать работниками антикварного мага­зина или мебельной мастерской, предлагающей мебель в стиле ба­рокко или классицизма.

Как уже говорилось выше, подобная форма может быть ис­пользована на уроке даже без длительной предварительной подго­товки. Класс делится на группы в произвольной форме, группа ис­пользует учебники, дополнительные пособия, наглядный матери­ал, предоставленный учителем, и в течение десяти-пятнадцати ми­нут готовит презентацию примерно на пять минут.

В течение следующих пятнадцати-двадцати минут учащиеся представляют свои работы. В конце урока подводятся итоги. Что нового узнали ребята, какие особенности, например, стиля они за­метили и т.д. По желанию учитель может перед началом урока за­писать на доске вопросы, которые необходимо будет осветить в ходе презентации.

Эта форма очень интересна и полезна. В ходе подготовки уча­щиеся учатся самостоятельно находить и отбирать материал, про­являют творческие и организаторские способности, приобретают навык работы в команде.

Если урок требует длительной подготовки, можно рекомен­довать ученикам посетить необходимые музеи, выставки, совершить экскурсию по изучаемым местам (например, г. Москвы). Это также повышает мотивацию к учебе и интерес к предмету.



Проблемно-поисковый метод как способ активизации самостоятельной деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры

Е.А. Кочерова, учитель МХК ЦО «Восточное Дегунино»
Актуализация знаний учащихся по мировой художествен­ной культуре на этапах повторения и закрепления материала

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.



Монтень
Уроки мировой художественной культуры, основная цель которых заключается в развитии эстетического чувства учащихся, в воспитании читателя, слушателя и зрителя, должны давать и знания, которые требуют постоянного повторения для их закрепления.

Ни для кого из нас не секрет, что, как правило, основной упор в своей работе учителя до сих пор делают на формирование ЗУНов, предлагая задания, ориентированные лишь на проверку механической памяти учащихся. И на это имеется много причин.




ства, места искусства и культуры в жизни человека и человечес­кого общества, пробуждение интереса к культуре и искусству, формирование художественно-эстетических взглядов и убеждений, расширение представлений о мироздании, овладение языком ис­кусств, воспитание художественного и эстетического вкуса - та­ковы цели и задачи предмета МХК, который является одним из самых сложных предметов образовательного процесса. Сложность его состоит не только в образовательном наполнении, но и в мето­дике преподавания, существенно отличающейся от методик пре­подавания других учебных дисциплин. Одним из самых ярких при­меров может служить метод «эмоциональной драматургии», на­правленный на воспитание и развитие личности учащегося. Бо­лее чем другие предметы, предмет МХК обращается к визуаль­ным, литературным и звуковым образам той или иной эпохи. Ис­следовательский метод сочетается с творческими методами осво­ения материала. Формы работы на уроке МХК разнообразны и наиболее полно отражают все возможные формы познания и ис­следования, применяемые в образовательной практике общеоб­разовательной школы.

Исходя из поставленных задач и методики преподавания пред­мета, можно сделать вывод об особенном оснащении кабинета МХК. Вопрос об оснащении можно разделить на несколько групп:



  • содержание образования;

  • технические средства образования;

  • условия работы.

При всем многообразии учебных пособий, издающихся и поступающих в школы, главной опорой образования учащегося является конспект. Конспективные материалы могут быть разрабо­таны учителем для изучения темы или раздела темы, для работы на семинарском занятии. Так, например, при изучении темы «Искус­ство Средних веков в Западной Европе» учащиеся снабжаются кар­тами Западной Европы в средние века, словарями понятий по ис­кусству средневековья и заданиями к уроку. При этом учитель не тратит время на диктовку отдельных понятий, а учащийся овладе­вает навыком конспектирования на основе предложенного опорно­го конспекта. После перенесения в рабочую тетрадь материала кон­спекта (содержание определяется учителем) следует вывод из уро­ка. В младших классах средней школы это может быть ответ на воп-^ рос, поставленный учителем в начале или в конце урока. Таким образом, у ученика вырабатывается мотивация изучения материа­ла. Подобный метод успешно применяется на семинарских заняти­ях в старших классах. |г1апример, при подготовке семинара по теме «Историческая живопись России второй половины XIX века» уча­щиеся разрабатывают вопросы, данные учителем, разбившись на группы или индивидуально (вопросы могут касаться творческого и жизненного пути художника, условий создания картины, описания ее композиционных и живописных особенностей, ее роли в худо­жественной жизни России того времени и т.д.). Придя на семинар, они получают конспект с поставленными задачами и главной це­лью семинара. Например:
Конспект семинарского занятия по теме: «Историческая живопись России второй половины XIX века»

Цель семинара: проследить развитие историчес­кой живописи, определить тенденции развития русско­го реалистического искусства на примере историчес­кого жанра.

Вопросы и задания:

  1. Определить темы и идеи художника в историчес­ком жанре на примере разбираемых произведений.

  2. Отметить композиционные и художественные средства воплощения идеи и темы.

  1. Выявить особенности живописного языка.

Получив такой конспект (достаточно одного экземпляра на стол), ученик проявляет себя не только в сообщении на заданную тему, но и получает возможность создать модель всей историчес­кой живописи рассматриваемого периода. Кроме того, использова­ние подобной формы работы позволяет учителю оценить работу практически каждого ученика.

При изучении темы весьма успешно используются опорные конспекты, воссоздающие основные даты жизни и творчества ху­дожника. Такой конспект заменяет записи на доске, неудобные для работы. В конспекте (один экземпляр на стол) учитель может рас­положить эпиграф к уроку, хронологическую таблицу, необходи­мые цитаты. При этом современные технические средства позволя­ют оформить конспект согласно вкусам учителя. Удобство подоб­ной формы очевидно.

При изучении тем «Культура Возрождения», «Зодчество Древ­ней Руси», «Иконопись Древней Руси» и других — эффективным представляется ведение учеником таблицы, составленной на пер­вых уроках темы (раздела). Таблица дает возможность проследить развитие культурного процесса, основываясь на ассоциативных представлениях.

Таблица

Зодчество Древней Руси



"\Век княжества города~\^^

X-XI

ХИ-ХШ

XIV-XV

XVI

XVII

Киевская Русь

название и год постройки













Владимир и Суздаль
















Новгород и Псков
















Москва
















По мере изучения материала ученик заносит в таблицу на­звания и годы различных сооружений в соответствующие разделы. Такая таблица предоставляет возможность на заключительном се­минаре выявить тенденции и вспомнить характерные особенности развития древнерусского зодчества. Кроме того, ведение и заполне­ние таблицы также позволяет оценить работу учащегося. Таблицы подобного рода успешно применяются на практике.

Одним из критериев оценки знаний учащегося является кон­трольная работа. Эта контрольная работа также может быть офор­млена в виде таблицы для самостоятельного заполнения на уроке. Практика показывает, что при тщательной проработке темы запол­нение таблицы не представляет особой трудности для ученика.



Тема: «Сравнительная характеристика искусства рококо и классицизма во Франции».

Таблица для самостоятельного заполнения (контрольная работа)



Параметры сравнения

рококо

классицизм

Назначение искусства, его темы







Персонажи искусства, их идеалы







Композиционные приемы







Живописные приемы







Система декора, символика







При изучении культурного наследия важную часть составля­ет работа с текстами. Примером такой работы может служить конс­пект-задание по теме «Культура и искусство Древней Руси» (цит. по: Хрестоматия по древнерусской литературе/Сост. М.Е. Федорова и ТА. Сумникова. М: Высшая школа, 1986. С. 16-17).
Похвала Ярославу — просветителю Руси ^

В год 6545 (1037) заложил Ярослав город большой, у кото­рого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и свя­той Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к .книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множе­ство, которые переводили с греческого на славянский язык. И на­писали они много книг, по которым верующие люди учатся и на­слаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспа­хал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, уче­ние получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги настав­ляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воз­держание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <...> Если по­ищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И дру­гие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя мно­жество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побежда­емый новыми людьми крещеными. <...>


Задания к тексту

  1. Составьте комментарии к выделенным в тексте словам и словосочетаниям.

  2. Какова роль Ярослава в развитии книжной культуры Древ­ней Руси? /

3. Какими способами Ярослав способствовал развитию хри­стианской культуры в Древней Руси?

Все перечисленные пособия составляют только часть посо­бий, используемых на уроке.

Главным в оснащении кабинета по-прежнему является осна­щение видеоматериалами. К таковым относятся репродукции, от­крытки (в качестве раздаточного материала на уроке), слайды, ви­деофильмы и пособия для работы с компьютером. Для воспроизве­дения перечисленных пособий должны быть созданы специальные условия для работы.

Современный кабинет не может обойтись без технических средств образования. Использование технических средств в каби­нете МХК представляется следующим образом:


  1. Демонстрация слайдов посредством диапроектора (слайд-проектора).

  2. Демонстрация видеофильмов посредством видеомагнито­фона и телевизионного монитора и мультимедийного проектора.

3. Работа с компьютером:

  • демонстрация энциклопедий и программ на CD-диске;

  • создание учебных пособий в программе Microsoft Power Point (контрольные работы и видеопрограммы, содержащие изображения и текстовые документы; работа учащихся над рефератами, иллюстрированными приложениями к рефера­там и участие в,мультимедийных проектах);

  • тестовые задания в программе Microsoft Excel.

4. Работа с мультимедиапроектором:

  • демонстрация видеофильмов с видеомагнитофона через проектор на большой экран;

  • демонстрация компьютерных программ на большом экра­не через проектор.

5. Работа со сканером:

— сканирование изображений для использования их в состав­лении программ и мультимедийных проектов.





ТИПЫ УРОКОВ
С точки зрения традиционной дидактики существуют сле­дующие типы уроков: урок введения в тему (вводный); урок расширения и углубления в тему; урок повторения и закрепле­ния материала; обобщающий урок. Данная классификация от­ражает различный характер и этапы усвоения материала учащи­мися. Однако, с точки зрения современного урока, особенно по­строенного на основе технологий развивающего обучения, ак­тивизирующих творческую инициативу, художественное вос­приятие и свободу самовыражения Личности, такая регламента­ция характера деятельности на уроках выглядит примитивно и искусственно. Тем более на уроках искусства. Да, педагог дол­жен четко осознавать, что процесс усвоения любой информа­ции, в том числе и на эмоциональном уровне, нуждается как в яркости первоначального восприятия, так и в его дальнейшем закреплении, в том числе путем повторения, на основе чего воз­можно расширение и углубление полученных представлений, знаний, впечатлений, а также потребность осмысления их на но­вом уровне. Определение учителем типа урока или сочетания нескольких типов на одном уроке - вопрос педагогической тех­ники. Однако, в условиях урока искусства все вышеперечислен­ные этапы восприятия и усвоения материала приобретают иной смысл, заключающийся в использовании разнообразия форм ра­боты. Какую-либо важную мысль можно закрепить, используя новые для учащихся произведения искусства. А повторение встречи со знакомой музыкой, живописью, поэзией на уроке эффективнее развернуть в плоскости иной проблемы, для ре­шения которой окажется необходимым повторение учениками знаний, полученных ранее. Буквальное повторение детьми од­ного и того же, без объяснения учителем причин, вызывает у учеников, как и у любого другого человека в такой ситуации, ощущение вины за то, что он сделал первый раз что-то не то, и теперь наказан повторением этого вновь. Смысл любого повто-

20

рения должен быть объяснен учителем. Повторение следует вывести на иной уровень осмысления. Тогда оно будет для уче­ников не «тупой долбежкой», а возможностью блеснуть эруди­цией, используя полученные знания уже как свои. То же самое касается и обобщающих занятий. Любой тип урока должен стимулировать в ученике чувство удовлетворения от опериро­вания им собственными знаниями, впечатлениями, вызывать желание повысить свой уровень. Все указанные типы на уроке искусства становятся различными типами общения, за исклю­чением, пожалуй, вводных уроков, где общение возможно, но в меньшей мере, так как часто роль основного источника инфор­мации играет учитель, лектор. Хотя и это исключение относи­тельно, поскольку зависит опять же от уровня мастерства тех­ники учителя.



скачать файл



Смотрите также:
Урок тема «категория времени в русской исторической живописи XIX века» Форма урока: комбинированный урок
303.8kb.
Урок 8 Перегрузка и невесомость
40.02kb.
Урок русского языка в 1 классе Тема: Правила переноса слов. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
56.5kb.
Урок литературы в 5 классе
54.93kb.
Урок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы
265.04kb.
Урок-репортаж Тема урока по учебно-методическому плану: Флоренция колыбель итальянского Возрождения Номер урока по теме
69.24kb.
Урок истории в 6а классе
117.88kb.
Конспект урока по литературе в 7 классе Тип урока: урок исследовние. Тема урока: «Рождественский» рассказ А. Костюнина «Вальс под гитару» в контексте рождественских рассказов XIX -xx веков
301.69kb.
Урок по теме: «Образование в России в XIX веке»
75.06kb.
Урок по истории России, 8 класс Тема: Внешняя политика Александра II (2 часа)
60.86kb.
Занятие №1 Категория прекрасное и ее топосы в русской литературе XVIII века (2 часа) I
317.03kb.
Узагальнюючий урок з теми «Африка» Підготувала та провела вчитель географії Артемова О.І. 2011 н р. Урок №33 Тема: Обобщающий урок по теме
60.74kb.