grandov.ru страница 1
скачать файл
В.Г. Горохов
Инженерия и наука: образование, исследования, инновации
Аннотация: Предпосылкой технологической модернизации в современном обществе, начиная с Нового времени, является организация научного инженерного образования. В данной статье показано на нескольких исторических примерах, что это является также важным индикатором научно-технического развития.
Abstract: The precondition for the technological modernization in the modern society until New Time is the organization of the scientific engineering education. In this article we show on the some historical examples that this is also very important indicator of the scientific and technological development.
Ключевые слова: технологическая модернизация, научно-техническое развитие, научное инженерное образование
Key words: technological modernization, scientific and technological development, scientific engineering education, engineering sciences
Первые профессиональные инженеры появляются в эпоху Возрождения. Кроме мастеров-ремесленников, которые были практиками без специального образования, появляются мастера-инженеры, которые наряду с врачами, юристами, учителями образуют особую профессию, выходящую за пределы традиционной цеховой организации. Эти инженеры проходят специальный курс обучения не только на предприятии в ходе работы, или в элементарных Abaco школах, но и в появившихся тогда Академиях. Например, основанная в 1562 г. Флорентийская академия искусств - Accademia del Disegno, которую на русский язык переводят как Академия изящных искусств или рисунка, была скорее Академией дизайна или лучше сказать искусства проектирования, поэтому ее часто назвали академией «делания», а также учебным заведением для подготовки мастеров-инженеров. Скоро она становится моделью обучения художников, инженеров, практических математиков. Ее студенты изучали геометрию и черчение, в том числе техническое черчение.1
1. Появление научного инженерного образования: частные курсы Галилея для военных инженеров
Галилей, наряду с учебой в Падуанском университете, прошел все стадии тогдашнего инженерного образования, а позже и сам организовал обчение военных инженеров, составлявших инженерную элиту. Изобретенный им военный компас для различных точных измерений в артиллерии и фортификации служил также пособием для обучения военных инженеров, составлявших элиту тогдашнего инженерного корпуса, практической математике. В своей домашней мастерской Галилей наладил систематическое производство военных компасов различного рода. Но это не было чисто коммерческой деятельностью, изолированной от его научных интересов. Они могли быть использованы только вместе со знаниями, как их использовать. Поэтому кодификация и передача таких знаний с помощью частных уроков была главной деятельностью Галилеева предприятия. В это время становится нормой для успешной военной карьеры брать частные уроки по фортификации, военной архитектуре, геодезии, механике, теории перспективы и пользованию военным компасом. Одной из главных особенностей уроков, даваемых Гагилеем, было длительное и детальное объяснение того, как правильно использовать «математические инструменты» (измерительные приборы).

Практика конструирования и использования «математических инструментов» и машин требует кодификации технических знаний и развития технической теории. Так наряду с мастерами-инженерами появились ученые-инженеры. Именно таким «ученым-инженером» и был сам Галилей, получивший как практическое инженерное, так и классическое университетское образование. Искусные мастера, практические инженеры и архитекторы разного рода, с одной стороны, и художники, гуманисты, философы, бизнесмены, офицеры, представители администрации и политики, с другой стороны, были действующими лицами происходящих тогда в обществе экономических и социальных изменений. Однако именно ученые-инженеры стали реальным центром технологической модернизации. Таким образом уже тогда инженерное образование, как и теперь, служит стимулом для теоретической систематизации практических знаний.


2. Развитие систематического научного образования инженеров
С конца XIX – начала XX вв. инженеры начинают играть руководящую роль в обществе. Именно научное инженерное образование делает специалиста в области той или иной технической дисциплины инженером в отличие от простого техника. Подлинное свое развитие инженерная деятельность получает с появлением машинного производства, требующего массовой подготовки инженеров. Это выдвинуло на первый план проблему целенаправленной научной подготовки инженеров для развивающейся промышленности, передачи и теоретического обобщения накопленного технического опыта. Именно с появлением высших технических школ инженерное сообщество постепенно приобретает черты сложившегося к этому времени научного сообщества: высшее образование, ученые степени, общества инженеров, инженерные исследовательские лаборатории, журналы и т.п. Первой высшей технической школой, которая с самого начала своего основания ориентировалась на высокую теоретическую подготовку студентов, стала основанная Г. Монжем в 1794 году Парижская политехническая школа, по образцу которой строились многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, Швеции, США.

В 1809 году испанский инженер А. Бетанкур (ранее профессор Парижской политехнической школы) основал Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. В отличие от Парижской политехнической школы в нем последний год выпускники должны были посвятить исключительно практике. Этот институт оказал огромное влияние на развитие инженерной деятельности в России. Его выпускники внесли существенный вклад в развитие путейского строительства. Этот Институт стал ведущим научным центром в области строительного искусства. Проекты всех крупных инженерных сооружений или разрабатывались, или рассматривались в этом институте. Многие ремесленные, средние технические училища к концу XIX в. преобразуются в высшие технические школы. Большое внимание в этих институтах стало уделяться именно теоретической подготовке будущих инженеров.

В Германии инженерные школы возникли несколько позже. Политехнические школы появляются одна за другой в Карлсруэ, Мюнхене, Дрездене, Ганновере и Штуттгарте. Они оказали сильное воздействие на развитие промышленности, подготовив новые высококвалифицированные и научно образованные инженерные кадры, что позволило к концу XIX века выйти Германии на одно из первых мест в промышленном отношении. Еще в 1851 г. на 1-й Всемирной выставке английская промышленность получила большинство медалей, а на Парижской выставке 1867 года она с трудом смогла завоевать немногим более десяти медалей.2 На Парижской Всемирной выставке 1900 года германские технические продукты завоевывают особое признание как высококачественные.3 В результате английские инженеры вынуждены были признать, что Германия опередила их, и произошло это из-за высокой научной подготовки немецких инженеров.

Английские же инженеры были в это время самоучками, не обладавшими широкими научными знаниями. В течение первых трех десятилетий XIX в. в ней еще вообще не было специальных технических учебных заведений, а отставание в области технического образования привело и к отставанию в практической сфере. Обучение велось в учебных клубах при инженерных обществах или на производстве. Таким «учебным техническим заведением» был, например, завод Модсли, талантливого изобретателя-самоучки, ставшего организатором крупного машиностроительного завода. Модсли был по сути дела квалифицированным ремесленником и все образцы деталей, а также и модель машины изготовлял своими руками на токарном станке, полагаясь более на искусство, чем на науку и сам учился в ходе работы на заводе и других также учил. Это было типично для ремесленного, а не для нового машиностроительного предприятия. Лишь в 1841 г. в Лондонском университетском колледже были организованы три технические кафедры по гражданскому строительству, механике и машиностроению. Вопрос же об открытии специальных технических школ еще долго продолжал обсуждаться. К концу XIX столетия научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование становится настоятельной необходимостью.


3. Роль ученых-инженеров в развитии технических наук как главного мотора технологической модернизации современного общества
Разрыв торгово-промышленных связей России с Германией в результате Первой мировой войны имел серьезные последствия для национальной индустрии. Причем эти последствия были как негативными, так и позитивными. Негативными потому, что российская промышленность лишилась притока капиталов из Германии и ее технической помощи. Но многие российские предприятия уже вставали на собственные рельсы и перестраивались в соответствии с нуждами военного времени, становясь наукоемкими и независимыми от внешних влияний предприятиями. Это было бы невозможно без сформировавшегося высококвалифицированного инженерного сообщества. Одним из образцовых примеров может служить Московская золотоканительная фабрика, ставшая под руководством инженера Т.М. Алексеенко-Сербина4 крупнейшим в России металлообрабатывающим предприятием.

Алексеенко-Сербин проявил много изобретательности в совершенствовании и перестройке производства тогда, когда при падении спроса на золотоканительные изделия он подготовил фабрику к переводу на производство совершенного нового наукоемкого продукта – электрических проводов, что диктовалось к началу Первой мировой войны также военными нуждами. Он создал цех изолирующих резиновых смесей, поскольку химический состав таких смесей, поставляемых тогдашними мануфактурами, не соответствовал нормам кабельной промышленности. Организация производства эмалированной проволоки потребовала разработки рецептуры эмалировочной массы на основе собственных исследований и экспериментов. Он сумел в краткий срок с помощью работников завода сконструировать и построить эмалировочные печи, разработать в лабораториях завода технологический процесс и выдать первые партии эмалированной проволоки. Позже Алексеенко-Сербин организовал на фабрике электроламповое производство. Все его организационные, конструкторские и технологические нововведения сопровождались тщательными лабораторными исследованиями в организованной им и хорошо оборудованной фабричной физико-химической лаборатории. Таким образом, как видно из этого примера, российские инженеры, созданные ими научно-технические лаборатории и руководимые ими предприятия были способны сами совершенствовать и создавать новые наукоемкие производства даже в условиях разрыва установившихся ранее хозяйственных и научно-технических связей с зарубежными поставщиками и предприятиями.

Мощь и силу теоретической науки, приспособленной к инженерной практике, продемонстрировал, например, великий русский ученый Н.Е. Жуковский, который был прежде всего теоретиком, преподавал теоретическую механику в Московском университете и Высшем техническом училище. Но инженерная общественность в то же время провозгласила его инженером высшего ранга, а Высшее техническое училище в 1911 г. присвоило ему звание инженера-механика и золотой нагрудный знак инженера, причем еще до основополагающих работ по аэродинамике. Он был фактически теоретиком зарождающейся технической науки. Это хорошо видно на примере решения им важной практической инженерной задачи, возникшей в связи с частыми поломками водопроводных труб. Жуковский стал руководить опытами над ударами воды в водопроводных трубах и в результате этих исследований не только разработал теоретические основы механизма гидравлического удара, но и решил сложную техническую задачу ограждения водопроводов от гидравлических ударов. Причем, даже решая инженерную задачу, он идет теоретическим путем, обращая внимание на то, что не заметили инженеры-практики. При быстром закрытии задвижки вода останавливается и давление повышается. Это состояние воды передается по трубе по закону распространения волнообразного движения. Поскольку скорость распространения ударной волны весьма велика, то в коротких трубах она создает впечатление одновременного поднятия давления. Найденное Жуковским решение давало возможность теоретически определять место аварии водопровода, не дожидаясь пока обнаружится течь, и даже не выходя за пределы насосной станции. Для этого производится легкий гидравлический удар, снимается диаграмма гидравлических давлений и по формулам Жуковского легко определяется расстояние до разрыва трубы. Как показали опыты, расчетные результаты неплохо согласовывались с действительностью.5

В Советском Союзе в период пятидесятых–семидесятых гг. XX в. была создана развитая система инженерного и специального научно-технического образования разных уровней и в формировании системы научно-технических организаций: конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, целых отраслей промышленности, направленных на создание новой техники и технологии, правда ориентированных главным образом на создание технических систем для военно-промышленного комплекса. Как отметил С.П. Тимошенко – известный русский инженер-иммигрант, который прехал в СССР в 1958 г. для изучения опыта инженерного образования (он был хорошо знаком и с состоянием развития промышленности и инженерого образования в царской России, в США и в Западной Европе): «Россия почти полностью вернулась к образовательной системе, которая существовала перед коммунистической революцией. Традиции старой школы оказались очень сильными, и с помощью остатков старых преподавательских кадров было возможно привести в порядок инженерное образование, разрушенное во время революции. В настоящее время Россия имеет большое количество инженерных учебных заведений с компетентными преподавательскими кадрами и достаточным оборудованием, что дает возможность будущим инженерам в процессе обучения получить необходимые знания. Разработаны особые программы подготовки инженеров-исследователей, а учебные специальности организованы по большинству отраслей. Таким образом, созданы благоприятные условия для будущего развития технических наук, и в настоящее время Россия занимает ведущее положение во всех подобных областях. ... Положение профессора в университете или высшем техническом учебном заведении всегда высоко ценится в России».6 Таким образом именно развитое научное инженерное образование, как показывает исторический опыт, является одной из главных предпосылок успешной технической модернизации общества.


Горохов Виталий Георгиевич

Доктор философских наук, профессор

Prof. Dr. Vitaly G. Gorokhov

Институт философии Российской Академии Наук

Главный научный сотрудник, руководитель Центра философии техники и инженерной этики

vitaly.gorokhov@mail.ru

Тел. (495) 9518134 (дом.), 89168834816 (моб.)



Адрес: 119991, Россия, Москва, ул. Волхонка, 14/5

1 Valleriani M. Galileo Engineer. Dordrecht-Heidelberg- L.- N.Y., 2010. P. 7-12

2 Боголюбов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развии ее идей. М., 1976. С. 183

3 Klemm Fr. Technik. Eine Geschichte Ihrer Probleme. Freiburg-München, 1954. S. 351

4 См.: Ламан Н.К. Тихон Михайлович Алексеенко-Сербин. М.: Наука, 1979

5 Космодемьянский А.А. Николай Егорович Жуковский. М.: Наука, 1984

6 Тимошенко С.П. Инженерное образование в России. Люберцы, 1997 - http://www.emomi.com/download/timoshenko_obrasovanie/index.htm
скачать файл



Смотрите также:
В. Г. Горохов Инженерия и наука: образование, исследования, инновации
95.88kb.
Наука. Технологии. Инновации
45.25kb.
Интеграционные процессы и структурные изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают его ключевые сферы: науку, образование и бизнес
85.77kb.
Программа дисциплины «Конструирование программного обеспечения» для направления 231000. 62 Программная инженерия подготовки бакалавра
200.11kb.
1 Социология как наука
57.13kb.
Выступление Председателя Ошского городского кенеша Сабирова Т. Н. на Евразийском Форуме городов «Наследие и инновации»
48.29kb.
Фонды, гранты, стипендии
223.22kb.
Отчет о деятельности ано «ино-центр «Информация. Наука. Образование»
910.37kb.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка
269.89kb.
Конференция проводится в заочной форме
14.43kb.
Кортунов Андрей Вадимович Президент Фонда «Новая Евразия». Президент ано «ино-центр (Информация. Наука. Образование.)». 30 10. 45 Пленарное заседание
43.01kb.
Античная философия истории москва, изд-во "Наука"
2513.68kb.