grandov.ru страница 1
скачать файл

Ю. Дмитриев,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

член-корреспондент Российской академии образования

В. МИРОНОВ,

доктор юридических наук, профессор
Конфедерация Беларуси и России как форма государственного устройства
В юридической науке в последнее время наметились изме­нения, касающиеся категории «конфедерация». Проблема заключается в не­соответствии уровня научных знаний о конфедерации со­временным потребностям, в их недостаточности для решения новых задач познания. Наиболее остро устаревшие характеристики конфедерации обна­руживают свою несостоятельность в вопросе о ее правовых основах, ибо ре­шение этого вопроса обусловливает изучение конфедерации конкретной от­раслью юридической науки.
Ключевые слова: конфедерация, федеративные государства, суверенитет, единая денежная единица, союзный договор.

J. DMITRIEV,

the doctor of jurisprudence, the professor, the honored worker of a science of the Russian Federation,

the corresponding member of the Russian Academy of Education

V. MIRONOV,

the doctor of jurisprudence,

the professor
CONFEDERATION OF BELARUS AND RUSSIA

AS THE STATE SYSTEM FORM
Concerning categories recently were outlined in jurisprudence changes, «confederation». The problem consists in mismatch level of scientific knowledge of confederation modern to requirements, for their insufficiency for the decision of new problems of knowledge. Most sharply out-of-date characteristics of confederation find out the inconsistency in a question on its legal bases for decision this question causes studying of confederation concrete branch jurisprudence.
Key words: confederation, federative states, the sovereignty, uniform monetary unit, the allied contract.

Проблема идентификации конфедерации тесно связана с необходимостью формирования целостного представления о ней. Термин «конфедерация» часто использовался в юриспруденции. В основном он применялся для обо­значения одной из форм государственного устройства, а конфедерация как правовая категория изучалась в рамках форм государства, при­чем с оговоркой о том, что формой государства она не является. Это не логично, так как закономерен вопрос о целесообразности рассмотрения конфедерации в числе явлений, к которым она не относится.

Русскими дореволюционными правоведами конфедерация определялась как союз государств, а современными государствоведами – как объединение государств для решения политических, военных, экономических, социальных задач. Такие ее определения основаны на том, что практика создания конфедераций ограничена незначительным количеством конфедеративных союзов и сравнительно коротким периодом их существования, по истечении которого они распались либо были преобразованы в федеративные государства.


Традиционно считается, что субъекты конфедеративного союза обладают правом сецессии и сохраняют суверенитет, которого нет у самой конфедерации. Нет и единого конфедеративного гражданства, кон­ституции и законодательства, а имеется только договор о создании конфеде­рации. Органы конфедерации обладают правом издания нормативных право­вых актов, но при этом действует правило нуллификации. Отсутствуют еди­ный конфедеративный бюджет и единая денежная единица.

Следует отметить, что в юридической науке в последнее время наметились определенные изме­нения, касающиеся категории «конфедерация». Проблема заключается в не­соответствии уровня научных знаний о конфедерации со­временным потребностям, в их недостаточности для решения новых задач познания. Наиболее остро устаревшие характеристики конфедерации обна­руживают свою несостоятельность в вопросе о ее правовых основах, ибо ре­шение этого вопроса обусловливает изучение конфедерации конкретной от­раслью юридической науки.

Промедление с решением данного вопроса мо­жет привести к тому, что конфедерация перестанет быть пред­метом изучения как в общей теории государства и права, так и в теории кон­ституционного и международного права. Важно создать теоретическую основу для дальнейших исследований конфедерации путем отнесения иссле­дуемого феномена к конкретной области знаний, а также получения результатов о ее базовом признаке – правовой основе.

В большинстве научных работ, посвященных конфедерации, указывается на международно-правовой характер союзного договора. Однако высказывались мнения об эволюционирующей двойственной или возможной внутрифедеральной правовой природе такого договора. При этом обе позиции верны, так как союзный договор, являясь источником конституционного права, может быть применен и как источник международного права. Ведь учредительный акт конфедерации является межгосударственным соглашением и, следовательно, международ­но-правовым актом.

Однако только по особенностям субъектного содержания невозможно определить правовую форму договора, так как одно и то же содержание способно принимать разные формы. Например, Договор между Беларусью и Россией о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года не укладывается в рамки международно­го права. Такой договор заключается, как правило, с целью урегулирования вопросов создания нового государства – первичного субъекта международ­ного права. Но данные вопросы не могут регулироваться международным правом, поскольку это противоречит принципу первичности государств как субъектов международного права, который состоит в том, что никто не соз­дает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность.

Конфедерация, основыванная только на союзном договоре, не может считаться окончательной, так как принятие решения и его осуществление есть два различных юридических факта. Единое государственно-правовое пространство в конфедерации возникает не в силу заключения союзного до­говора, а в результате его исполнения. Сам по себе союзный договор не дает оснований говорить о существовании единого государственно-правового пространства.

В этой связи наличие высокоинтегрированных межгосударст­венных союзов, в которых интеграционные процессы не прекращаются, сложных квазигосударств с динамическим рядом признаков государства не позволяет рассматривать конфедерацию как исторический анахронизм или отклонение в государственном развитии.

Наряду с классическими возможны и постклассические конфедерации – союзы государств (межгосударственные союзы), создаваемые на постоянной основе и характеризующиеся значитель­ной интегрированностью экономической основы, солидарным суверенитетом при сохранении суверенитетов субъектов конфедерации, совместно осущест­вляющих ряд внешних функций и субсидарно – некоторые внутренние функции, институтом двойного гражданства.

Поэтому одним из вариантов развития союзной белорусско-российской государственности может стать постклассическая конфедерация. Ее организационные и правовые контуры можно предвари­тельно определить на теоретическом уровне в рамках междисциплинарного исследования с участием белорусских и российских специалистов в различных отраслях юридической науки: теории государства и права, конституционно­го, международного, административного права и т.д., а также других отраслей научного знания.

История формирования белорусской государственности имеет ряд особенностей, поскольку она насыщена союзными отношениями с различными государствами и государственными образованиями. Указанные отношения оказали значительное влияние на становление белорусской государственности. Они стали этапами этнополитического развития Беларуси как суверенного го­сударства. Исследование союзов Беларуси имеет большое значение для оп­ределения основ ее государственности и приоритетных направлений разви­тия белорусско-российских отношений в рамках Союзного государства.

В XIII веке белорусские княжества, проводившие активную политику колони­зации балтских земель, сумели с помощью литовских князей, при­глашавшихся на княжение, объединить белорусские и балтские земли и образовать Великое княжество Литовское. Процесс его формирования как суверенного государства начался еще в конце XII века, когда объединились некоторые белорусские и литовские княжества, и продолжился в XIII–XIV веках, когда в его состав вошли украинские и отдельные русские княжества. В результате появилось государство, объеди­нившее несколько национальностей, являвшееся по правовой природе фео­дальной монархией.

Структура государст­венных органов Великого княжества Литовского была идентична структуре большинства славянских государств того времени. В составе указанного го­сударственного образования белорусский народ избежал ассимиляции, но не имел самостоятельной государственности. Основным достижением белорусского этноса в тот период следует считать сохранение и развитие национальных культурных тради­ций, на основе которых впоследствии была построена белорусская государ­ственность.

В 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское объе­динились на федеративной основе в новое государство. С принятием Люб­линской унии династическая уния Королевства Польского и Великого кня­жества Литовского была заменена реальной межгосударственной унией, следствием которой стало образование федеративного государства – Речи Посполитой. Развитие Беларуси в ее составе не изменило радикально систему формирования и осуще­ствления государственной власти, а также социальную структуру белорус­ского народа.

Коренные изменения в государственности Беларуси про­изошли после ее вхождения в состав Российской империи. При раз­деле Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах территория Беларуси была присоединена к Российской империи с включением ее в общероссийскую хо­зяйственную систему и перестройкой экономических отношений по рос­сийскому образцу.

Как самостоятельное государство Беларусь существует недолго, так как в XIII – начале XX веков она не существовала, а период ее пребывания в составе Союза ССР по исто­рическим меркам непродолжителен. Учитывая схожесть культур и этногра­фических признаков, Беларусь и Россия имеют общие исторические корни, что является одним из катализаторов процесса их интеграции в Союзное го­сударство, продолжающегося, хотя и со скрипом, и в настоящее время.

Исторический анализ правового статуса Беларуси в составе Советского Союза позволяет разделить ее тогдашнее развитие на пять этапов.

Первый этап – преобразования в Белорусской Республике, связанные с ее вступлением в СССР (1922–1926):


  • принятие Конституции союзного государства;

  • изменение административно-территориального деления БССР;

  • индустриализация на­родного хозяйства;

  • возрождение национальной культуры.

Второй этап – конституционное и административно-территориальное ре формирование Белорусской ССР (1927–1940):

  • принятие Конституции БССР 1927 года;

  • принятие Конституции БССР 1937 года;

  • вхождение Западной Белоруссии в состав БССР.

В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик в Беларуси возникла необходимость реформирования основ государственно­го устройства для того, чтобы оно со­ответствовало правовому положению Союза. Реформи­рование основ государственного устройства Белорусской Республики заклю­чалось в последовательном принятии конституций БССР 1927 и 1937 годов, в которых был закреплен правовой статус Белорусской ССР как союзного со­ветского государства.

После проведения реформ в конституционной сфере возникла необходимость административно-территориального реформирова­ния Беларуси. Продолжая политику, направленную на формирование тер­риториальной целостности Белорусской Республики, Правительство СССР присоединило к ней территории Западной Белоруссии. За счет этого площадь и население Беларуси увеличились практически в два раза, возросли влияние и политический вес Белорусской ССР в Советском Союзе.

Третий этап – изменения в Белорусской Республике в годы Великой Отечественной войны, одним из последствий которой стало практически полное разру­шение ее народно-хозяйственного потенциала. Однако дальнейшее активное восстановление народного хозяйства с помощью других союзных республик, прежде всего РСФСР, вывело Беларусь на новую ступень развития, сделав ее промышленно развитым государством. Развитие Белорусской ССР в период Великой Отечественной войны и после нее (1941–1950) включает следующие стадии:


  • собственно война;

  • восстановление народного хозяйства;

  • реформирование системы государственных органов;

  • предложение развития белорусской государственности.

Четвертый этап – изменение административно-территориального деления Беларуси – связан с расширением прав БССР и ее вступлением во внешние отношения с другими государствами. Он характеризуется дальнейшим развитием белорусской государственности. Во внешних отноше­ниях особенностью рассматриваемого этапа стало расширение соответствующих прав Белорус­ской ССР, ее активное участие в международных отноше­ниях. Международ­ным сообществом она стала восприниматься как полноценный субъект межгосударственных отношений.

Пятый этап – конституционно-государственное реформирование БССР (1977–1991) под влиянием следующих факторов: принятие Конститу­ции СССР 1977 года, развитие белорусской промышленности и процессы «пе­рестройки» в Советском Союзе в 80–90 годы XX века. Главная причина конституционного реформирования Белорусской ССР – принятие новой Конституции СССР, что повлекло за собой необходимость приведения кон­ституционного законодательства Белорусской Республики в соответствие с союзным. Результатом этого стала Конституция БССР 1978 года, в которой был за­креплен правовой статус Беларуси на том этапе ее государственного развития.

Время требовало дальнейшего реформирования государственной системы, и 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Значение ее состояло в том, что у Беларуси появилась возможность строи­тельства действительно независимого, суверенного государства.

Формирование Беларуси как полноправного национально- государственного объединения происходило путем развития основных госу­дарственных институтов: принятие новой Конституции, соответствующей государственному устройству и политическому режиму, избрание Президен­та, создание системы местного самоуправления, а также полити­ческой и экономической систем общества. Факторы, положенные в основу белорусской государственности, послужили базой для образования нынешней Республики Беларусь.

Основные положения Декларации о государст­венном суверенитете Беларуси и Конституции 1994 года, а также причины принятия Основного закона, его коллизии и противоречия существенно повлия­ли на общественный строй и произошедшие государственные преобразования. Положительной следует считать новеллу Конституции о закреплении демократических принципов в государственно-правовом строительстве Беларуси.

Основное значение Конституции за­ключается не только в том, что она составила ядро правовой системы нового белорусского национально-государственного образования, но имела также стабилизирую­щее значение для всего государства. Процесс подготовки и обсуждения Конституции был продолжительным, что стало одной из причин недостаточно внятной конституционной формулировки о положении исполнительной и законодательной властей и повлекло за собой про­тиворечия и развитие государственного конфликта.

В новой редакции Кон­ституции, принятой на референдуме в 1996 году, полномочия Президента Республики Беларусь были значительно расширены. Наибольшими полномочиями он обладает в законотворческом процессе. Это подтверждается, например, тем, что Президент имеет право вносить предложения об изменении дейст­вующей Конституции. Анализ института президентства приводит к выводу о том, что Белоруссия является суперпрезидентской республикой. Данный факт наряду с Конституцией имеет большое значение при формировании ее как полноценного национально-государственного объединения.

Становление и развитие Республики Беларусь в постсоветский период позволяет сделать вывод о том, что конституции 1994 и 1996 годов стали основой ее формиро­вания как национально-государственного объединения, заложив ключевые принципы его развития.

Основными периодами становления Беларуси в постсоветский период следует считать:

- 1992 год – апрель 1996 года – курс на интеграцию, характе­ризующийся стремлением Беларуси и России сохранить тесные связи двух го­сударств и народов, которые существовали в рамках Советского Союза, при­дав им новую форму, основанную на двухсторонних договоренностях;

- апрель 1996 года – апрель 1997 года. 2 апреля 1996 года в Москве был подписан Договор об образовании Сообще­ства России и Белоруссии, главной особенностью которого стало то, что он учредил наднациональные органы Сообщества: Высший Совет, Парламент­ское Собрание, Исполнительный Комитет, отраслевые органы управления;

- апрель 1997 года – декабрь 1999 года. 2 апре­ля 1997 года Сообщество России и Белоруссии было преобразовано в Союз Беларуси и России на основании соответствующего Договора. 23 мая 1997 года утвержден Устав Союза, в котором закреплены введение союзного гра­жданства, наделение Союза международной правосубъектностью, определе­ны задачи в политической, экономической, социальной и иных сферах.

- 8 декабря 1999 года между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен Договор о создании Союзного государства, ознаменовавший но­вый этап в процессе объединения народов двух стран в демократическое пра­вовое государство. Создание Союзного государства – объективный процесс, обусловленный рядом причин.

В качестве одного из основных факторов белорусско-российского сближения выступают исторические предпосылки. Беларусь и Россия всегда были исторически близки. Белорусский этнос начал формироваться в VI–VII веках на базе славянских этнических общностей. С конца XVIII века по 1991 год XX века Беларусь и Россия имели общую го­сударственность сначала в рамках Российской империи, а затем в составе Советского Союза. Их совместное существование в рамках единого государ­ства обусловило культурную близость белорусского и русского народов.

Союзное государство – это, прежде всего, региональное эко­номическое сообщество. Его роль как политического и военного союза Беларуси и Рос­сии вторична. Согласно статье 2 Союзного Договора, одной из це­лей создания Союзного государства является образование единого экономи­ческого пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов го­сударств-участников и использования рыночных механизмов функциониро­вания экономики, проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом принятая в целях реализация Союзного догово­ра Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации была наце­лена именно на достижение полноценной экономической интеграции.

Сравнительный анализ положений Союзного договора и принципов Евро­пейского союза приводит к выводу, что Евросоюз – это та модель, которая взята за основу при его образовании: провозгла­шено создание единого экономического пространства, единого валютного союза, органов власти, в том числе Парламента Союзного государства и другие.

В целом построение Союзного государства вписывается в современные мировые процессы, характеризующиеся повы­шением роли региональных экономических сообществ, опыт существования которых свидетельствует о возможности объедине­ния разных по территории, количеству населения, уровню эко­номического и социального развития государств. Следует также учитывать, что интеграция выгодна как Беларуси, так и России с геополитической точки зрения.

Анализ юридической природы ин­теграционного объединения Республики Беларусь и Российской Федерации вызывает неоднозначную трактовку. Чтобы понять и определить конституцион­но-правовой статус белорусско-российского объединения, необходимо про­вести системный анализ основных его элементов, причем не только в норма­тивно-текстуальном контексте, но и с учетом фактически сложившихся от­ношений. Для этого нужно подвергнуть анализу следующие институты белорусско-российского объединения и основные вопросы, имеющие наиболее большое значение.



  1. Территориальность Союзного государства:

  • его внешние границы;

  • внутреннее единство территории;

  • право граждан на свободное перемещение по территории Союзного го­сударства;

  • создание единого экономического пространства;

  • формирование единого правового пространства (унификация законода­тельства субъектов и формирование собственного законодательства Союзного государства).

    1. Гражданство Союзного государства.

    2. Разграничение предметов ведения Союзного государства и его субъек­тов, суверенитет.

    3. Система органов власти Союзного государства.

    4. Международная правосубъектность Союзного государства.

    5. Вопрос о наличии у Союзного государства фискальной функции.

Результаты такого анализа свидетельствуют, что Союзное государство можно рассматривать в качестве субъекта международного права только в отдель­ных случаях, связанных с заключением международных договоров по вопро­сам его исключительной компетенции.

При уяснении конституционно-правовой природы Союзного государства важно отменить отсутствие фис­кальных функций у его органов. Согласно статье 32 Союзного договора, его бюджет формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников, что характерно для международных организаций, а также конфедераций.

Вместе с тем предусмотренные Союзным договором и подго­товленным на его основе проектом Конституционного акта Союзного госу­дарства институты белорусско-российского объединения во многом схожи с институтами, свойственными федеративному государству: разграничение предметов ведения на вопросы исключительной компетенции Союзного го­сударства и вопросы совместного ведения союза и его субъектов, единое гражданство, наличие центрального государственного аппарата, общая госу­дарственная граница, единое экономическое пространство, включая моне­тарный союз и др.

Поскольку Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О создании Союзного государства» провозглашено создание единого государства, актуален вопрос о правовом статусе граждан белорусско-россий­ского интеграционного объединения. Пунктом 1 статьи 14 Союзного договора установлено, что граждане государств-участников являются одно­временно гражданами Союзного государства. Тем самым учрежден институт союзного гражданства, которое не заменяет национальные институты граж­данства Беларуси и России, а существует параллельно с ними. На уровне союзного законодательства планируется осуществлять регулирование иных (кроме приобретения и прекращения) вопросов гражданства, таких как, на­пример, покровительство и защита граждан союза, находящихся за предела­ми Союзного государства, о едином документе, удостоверяющем личность гражданина Союзного государства.

Учреди­тельные документы Союзного государства предполагают введение специфи­ческого института конфедеративного гражданства, аналогичного сущест­вующему в Евросоюзе, который, установив гражданство союза, оп­ределил, что его гражданином является каждый гражданин государства-члена. При этом Договор о Европейском союзе, как и Договор о создании Союзного государства, не затронул вопросы регулирования приобретения и прекращения гражданства, оставив их в национальной компетенции каждого государства. Указанное обстоятельство отличает конфедеративное граждан­ство от гражданства в тех федеративных государствах, которые до­пускают существование наряду с союзным гражданства субъ­ектов федерации.

Рассмотрение национальных институ­тов гражданства Беларуси и России приводит к выводу о необходимости преодоления различий в их законодательстве о гражданстве путем установ­ления в Законе о гражданстве Союзного государства не только норм, регулирующих вопро­сы союзного гражданства, но и базовых норм, определяющих основания и порядок приобретения и прекращения гражданства госу­дарств-участников.

При рассмотрении института союзного гражданства возникает вопрос о соотношении понятий «гражданин Союзного государства» и «иностранный гражданин». Законы, регулирующие правовое положение иностранных граж­дан в Республике Беларусь и Российской Федерации, позволяют сделать вы­вод о том, что институт союзного гражданства не является полноценным правовым механизмом, с помощью которого определяется статус граждан белорусско-российского интеграционного объединения. В качестве такового он выступает лишь при наделении граждан Беларуси и России правами из­бирать и быть избранным в Парламент Союзного государства, правом назна­чаться на должности в органы Союзного государства, а также правом на соз­дание союзных общественных объединений.

Анализ законодательства Беларуси и Рос­сии, заключенных между ними международных договоров позволяет сделать следующие выводы:



  • механизм определения правового статуса граждан Беларуси и России на территории друг друга сводится к предоставлению им правового режима иностранных граждан;

  • в основу определения правового статуса иностранцев в Беларуси и России положен национальный режим, означающий уравнивание их с права­ми собственных граждан государства пребывания;

- в Беларуси и России национальный режим установлен с тем условием, что иностранцам предоставляются равные с гражданами права и обязанно­сти, если иное не установлено правовым актом. Это является ос­новой для формирования специального режима иностранцев, который сводится к изъятию из их правоспособности прав, для обладания которыми не­обходимо наличие гражданства данного государства, а также к возложению на иностранных граждан дополнительных обязанностей.

Составляющие правового статуса граждан Союзного государства, в частности их политические права, дают возможность выделить три уровня их избиратель­ных прав:



  • избирательное право союзного уровня;

  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти субъектов Союзного государства;

  • право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Исследование политических прав граждан Беларуси и России выявляет неполноту как национального, так и союзного законодательства в их регули­ровании. Так, законодательство обоих государств едино в запрете на участие иностранцев в политических партиях. Но, учитывая необходимость предос­тавления гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, и гражданам России, постоянно проживающим в Беларуси, избирательных прав на выборах в органы местной власти, а в пер­спективе – в органы государственной власти субъектов Союзного государст­ва, следует предоставить им право на участие в политических партиях, так как оно является важным, а при голосовании по партийным спискам – необ­ходимым условием реализации пассивного избирательного права.

При рассмотрении вопроса о личных правах и свободах надо иметь в ви­ду, что большинство из них относится к основным неотчуждаемым правам и не связано с наличием либо отсутствием гражданства. Поэтому среди личных прав интерес представляет, прежде всего, право на свободу передвижения и выбор места жительства. Это право имеет особую значимость в условиях конфедеративного объединения. В Союзном договоре упоминается право граждан на свободное передвижение по территории Союзного государства, но лишь с принятием конституционного акта предполагается гарантировать право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Союзного государства.

Существующие между двумя го­сударствами договорные нормы упрощают перемещение граждан Союзного государства по его территории, но не могут быть признаны достаточными. Сохранение института вида на жительство противоречит принципам Союз­ного государства. Поэтому для реализации права граждан на свободу пере­движения необходимо упразднение этого института и введение на террито­рии Союзного государства единой системы регистрационного учета.

Некоторое охлаждение в последнее время отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией вызвало споры о будущем союза двух государств, о воз­можности их дальнейшего сближения. Разногласия на официальном уровне наблюдаются и в отношении приемлемой модели интеграции. В связи с этим обращение к анализу этапов развития и оценке перспектив белорусско-российской интеграции является актуальным.

В процессе построения Союз­ного государства выделяются два периода:


  • время активного сотрудничества Беларуси и России в его построении (2000–2003);

  • период, характеризующийся замедлением интеграционных процессов (2004 год – настоящее время).

При оценке перспектив развития белорусско-российской интеграции сле­дует учитывать:

  • результаты реализации положений Союзного договора;

  • общественное мнение в Беларуси и России об интеграционных про­цессах;

  • опыт создания и функционирования Европейского союза;

  • внутриполитическую ситуацию в Беларуси и России;

  • геополитические факторы.

Каких-либо серьезных препятствий для дальнейшего строительства Союзно­го государства не существует, если при наличии политической воли к нему действительно обоюдно стремиться. Однако на процесс его построения су­щественно влияют внутри- и внешнеполитические факторы, что делает воз­можным развитие белорусско-российской интеграции по одному из двух направлений.

Первое – реальное создание Союзного государства на основе реализации положений Союзного договора. Этот процесс должен пройти следующие основные этапы:



  • в экономической сфере – формирование таможенного и валютного сою­зов, единого экономического пространства;

  • в политико-правовой сфере – принятие Конституционного акта, выборы в Парламент Союзного государства, формирование правовой системы и при­нятие Конституции.

Необходимо иметь в виду, что в Союзном договоре предусмотрено по­строение государства конфедеративного типа. История свидетельствует, что конфедерация является переходным, непостоянным интеграционным объе­динением, которому свойственно либо преобразование в федерацию, либо распад. Учитывая различия в экономическом потенциале Беларуси и России, различные формы их государственного устройства, а также разницу в размерах территории и численности населения, проблема­тично создание в ближайшее время федерации двух равных субъектов.

Альтернативой распаду Союзного государства может быть включение Бела­руси в Российскую Федерацию в качестве одного (республики с особым статусом) либо нескольких субъектов. В этой связи перспектива Со­юзного государства в немалой степени зависит от того, каким в процессе его построения сформируется мнение белорусского общества и его политиче­ских элит по данному вопросу.

Второе направление – сворачивание белорусско-российской интеграции, которое может выразиться в отказе от принятия Конституционного акта, проведения выборов в Парламент Союзного государства, введения единой валюты и т.д. Этот вариант развития межгосударственных отношений не бу­дет означать полное прекращение белорусско-российского сотрудничества. Существующие органы Союзного государства сохранятся и будут выполнять некоторые координирующие функции.

Нельзя исключить вариант, при котором субъекты белорусско-российского союза изъявят желание войти в состав Европейского союза. Та­кое развитие событий маловероятно и зависит от множества факторов, среди которых возможное желание Беларуси и России стать участником этого союза не является основным.

В обобщенном виде возможные варианты белорусско-российского союза выглядят следующим образом:

- стабильное развитие и последовательное преобразование в конфедерацию нового типа, характеризующуюся значительной интегрированностью экономической основы, солидарным суверенитетом при сохранении суверенитетов субъектов конфедерации, совместно осуществляющих ряд внешних функций и субсидарно – некоторые внутренние функции, институтом двойного гражданства и др.;

- сворачивание фактической интеграции при формальном сохранении Союзного государства;

- прекращение существования Союзного государства в связи с:

а) преобразованием в квазифедеративное государство по типу Европей­ского союза;

б) вхождением Беларуси в состав Российской Федерации;



  • в) возвращением на исходные позиции и дальнейшим межгосударственным сотрудничеством в рамках существующих на постсоветском простран­стве региональных организаций;

  • г) вхождением одного или обоих субъектов в Европейский союз.

Процесс интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации достиг этапа, за которым должен последовать качественный прорыв в достижении их реального объединения в конфедерацию нового типа. Это наиболее оптимальный вариант дальнейшего развития событий.





скачать файл



Смотрите также:
В юридической науке в последнее время наметились изме­нения, касающиеся категории «конфедерация»
210.73kb.
Московская область, Одинцовский район, с. Перхушково, д
185.47kb.
Учитель первой квалификационной категории
138.38kb.
Конфедерация
124.81kb.
Стрела нтс №87 от 14. 04. 2011г. Игорь Андрушкевич
96.92kb.
На территории России не существовало документально зафиксированных, формализованных в виде нормативно-правовых актов процедур оказания квалифицированной юридической помощи населению
353.05kb.
Безопасность и эффективность лечения больных в большой мере зависит от полноты динамической информации, которой располагает лечащий врач
226.65kb.
Повышение гражданско-правовой культуры личности приобретает в последнее время особое значение
78.34kb.
«современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии»
61.33kb.
Проект «Школа центр физической культуры и здорового образа жизни»
684.72kb.
Не по крови, а по судьбе
71.97kb.
В последнее время в средствах массовой информации все более активно обсуждается вопрос: что принесла россиянам третья по счету за последние 15 лет пенсионная реформа? Каково Ваше мнение по этому вопросу?
37.19kb.