grandov.ru страница 1
скачать файл
Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Истоки и сущность рыночной экономики

(занятие к элективному курсу «Основы экономических знаний»)


Разработала: учитель истории

и обществознания

Власова Н.В.

Мегион

2010


Тема урока: «Истоки и сущность рыночной экономики».

Задача урока: определить истоки и сущность рыночной экономики.

Основные понятия: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, рынок, частная собственность.

Оборудование: наглядный материал, карточки с практическими заданиями, иллюстрации.

Цели:

Познавательная:

1. определить истоки рыночной экономики.

2. установить основные направления действия рыночной экономики.

3. классифицировать виды рынков.



Развивающая:

1. формирование и развитие умения находить рациональные способы решения практических задач.

2. развитие логического мышления в составлении схем.

3. развитие умения работать в группе и нести ответственность.


Нас увещевают: довольствуйтесь тем, что имеете, не

желайте лучшего обуздывайте ваше любопытство,

смеряйте ваш беспокойный дух. Это прекрасные

поучения, но если бы мы всегда следовали им, то до

сих пор питались бы желудями и спали под открытым небом.

Вольтер.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Постараемся определить истоки и сущность рыночной экономики.



Предлагаю вам задание: составить логическую схему из таких слов и понятий как: охота, ремесла, рыболовство, производящее хозяйство, бортничество, природа, человек, присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство.

Представитель от группы должен произвести защиту своей схемы и объяснить, что она означает.

По окончании задания учитель демонстрирует свой вариант схемы.


Этапы в развитии человечества






I этап II этап
охота рыболовство бортничество земледелие скотоводство ремесла


присваивающее хозяйство производящее хозяйство






Природа Человек

Вопрос: Какие общественные отношения вызвал к жизни производительный труд?

Ответ: экономические или рыночные.

Посмотрите на схему, она показывает, как зарождались общественные отношения в условиях развития экономики человеческого общества.



Вопрос: Какие составляющие необходимы для того, чтобы можно было с уверенностью сказать, что данные отношения являются рыночными?

Учащиеся перечисляют основные элементы экономики: спрос, предложение, прибыль, труд, капитал, рынок, конкуренция и др.



Задание: вернемся к схеме, попробуем выделить причины возникновения рыночной экономики.

Причины возникновения рыночной экономики.

1. развитие разделения труда.

а) специализация

б) обмен


2. частная собственность.

а) самостоятельность в распоряжении частной собственностью

б) свободные цены

На столах у учащихся лежат иллюстрации с картинками. Рассмотрим их и проанализируем, что на них изображено. Группы обмениваются картинками.



Вопрос: Что общего в этих иллюстрациях?

Ответ: продавец и покупатель, вступившие в общественные отношения по поводу продажи товаров.

Товары могут продаваться не только в магазине, но и на рынках. Рынок в жизни общества играет большую роль. Это место, где продаются и покупаются различные товары и услуги.



Задание: необходимо заполнить пропуски в схеме.
информационная санирующая

(сообщает производителям, (рынок очищает производство

где и какой продукции не хватает) от экономически слабых

производств)


Функции рынка



стимулирующая регулирующая

(стимулирует технический прогресс) (распределяет ресурсы)

Группы защищают свои схемы, учитель демонстрирует свой вариант.

В экономических отношениях продавец и покупатель равноправны. Отношения между ними возникают по поводу совершения многочисленных сделок купли-продажи товаров и услуг.

Товаров и услуг существует великое множество видов. Поэтому существуют разные виды рынков, на которых можно купить конкретный товар.



Задание: используя картинки, с изображенными на них товарами и услугами, попробуйте назвать вид рынка, где бы могли продаваться данные товары или услуги.

Попробуем названные вами виды рынков классифицировать, используя таблицу.



Классификация видов рынка.

Основания

Виды рынков

1. экономическому назначению.

- рынок товаров и услуг;

- рынок недвижимости;

- рынок труда;

- рынок ценных бумаг;

- рынок капитала.


2. По географическому положению.

- местный рынок;

- национальный рынок;

- мировой рынок.


3. По отраслям.

- рынок зерна;

- рынок хлопка;

- рынок автомобилей.


Все люди тесно связаны друг с другом через обмен товарами. Отношения купли - продажи составляют суть рыночной экономики. В экономике люди создают материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей.

Задание: решим историческую задачу.

До революции в каждом губернском центре России проводились ярмарки, на которые съезжался народ из окрестных деревень. Крестьяне обменивали сельскохозяйственную продукцию, произведенную ими сверх семейного потребления, на промышленные товары, производимые в городах ремесленниками.

Такой обмен продуктами называется рыночным.

Докажите или опровергните данное утверждение. Ответ аргументируйте.

От каждой из групп выступает представитель.

На основе ваших аргументов, можно сделать вывод о том, что все определенным образом организованные отношения между продавцами и покупателями по поводу обмена товаров и услуг, или их покупки можно назвать рыночными.
Вернемся к эпиграфу, прозвучавшему в начале урока.

Вопрос: как вы понимаете слова Вольтера?

Молодцы, продуктивно поработали. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Понравилось ли вам работать в группах? Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание:

1. составить кроссворд с использованием экономических понятий и терминов.

2. подготовить сообщения по темам:

- «Факторы производства»;

- «Типы экономических систем»;

- «Механизмы рыночной экономики»;



- «Государственно-правовое регулирование экономики».

3. Написать русские народные пословицы и поговорки о труде; высказывания известных философов и общественных деятелей о пользе труда.
скачать файл



Смотрите также:
Задача урока: определить истоки и сущность рыночной экономики
52.62kb.
2014 Урок экономики Тема урока : Деньги
29.62kb.
Контрольная работа по курсу: «История экономики и экономических учений»
149.44kb.
Оценка недвижимости промышленных предприятий для целей налогообложения
98.18kb.
Методическое пособие по курсу: «Управление персоналом» санкт-петербург 2013
108.86kb.
М. О. Потолокова >xl канд эконом наук, ст преп
575.21kb.
Ссср в 30-е годы: феномен иллюзорного сознания. Сюсель Наталья
23.56kb.
План-конспект урока по мхк 10 класс
102.21kb.
Задача Определить все токи в заданной электрической цепи методом свертывания, если: Е=20 В, R0 6 Ом R1=1 Ом, R2=6 Ом
31.02kb.
Урока: Культура европейского средневековья
17.53kb.
Материалы предоставлены интернет проектом
106.82kb.
Задача ма розкласти в ряд Тейлора функцію до члена X Задача ма 3
24.91kb.