grandov.ru страница 1
скачать файл


Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский научно-исследовательский

институт технической эстетики

На правах рукописи

ИГОШИНА Татьяна Сергеевна



ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАКАТА

(история и современные тенденции)

Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва 2009

Работа выполнена в Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Павловская Елена Эммануиловна

Научный консультант: кандидат искусствоведения

Сазиков Алексей Владимирович

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Жердев Евгений Васильевич
кандидат педагогических наук

Желондиевская Лариса Владиславовна

Ведущая организация: Оренбургский государственный университет

Защита диссертации состоится «25» сентября 2009 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ РФ, корп. 312)


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ.
Автореферат разослан «24» августа 2009 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат технических наук М. М. Калиничева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.

Отечественный социальный плакат имеет богатое историческое прошлое, он берет истоки в лубочной народной картинке и приобретает черты «обособленного» плакатного жанра в период расцвета благотворительного плаката в дореволюционной России. В художественных афишах (позднее утвердился термин «плакат») того времени нашли отражение исконно русские формы духовности: сострадательное отношение к обездоленным слоям общества (инвалидам, сиротам, нищим, увечным солдатам), чувство патриотизма, гуманное отношение к животным, забота о детях, порицание пороков и безнравственности. Плакат, как специфическая форма социальной коммуникации, был невероятно популярен в прошедшем столетии.

В формировании и становлении советского авангардного искусства и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно – плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия ХХ века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее»1.

Современный социальный плакат – это непрерывно развивающийся дизайн-объект, расширяющий свои функционально-морфологические границы. Он даёт проектировщику широкие возможности инновационного поиска и обеспечивает высокий коммуникативный эффект в решении социальных проблем, остро стоящих перед современной Россией. В числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате: наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации, низкий уровень ответственности и социальной активности молодежи. В современных условиях возрастает необходимость углубленного научного изучения социального плаката как средства художественного воздействия на общественные интересы, доказавшего свою эффективность в ХХ веке.



Социальный плакат отвечает социальному заказу общества. Образный строй и основная идея плаката на социально-значимую тему находятся в прямой зависимости от господствующего в обществе социально-политического устройства и отношения «системы» к личности отдельного человека. В советское время отношение власти к народу носило «директивный» характер. Социальный плакат был неотделим от политического – он носил отпечаток партийной идеологии и принадлежал к монополизированной сфере государственной пропаганды и агитации. В «постсталинский» советский период в обществе и культуре обозначилась тенденция иного осознания роли человека в обществе: на первый план выдвигались общечеловеческие либеральные ценности, возрождалась высокая значимость суверенной человеческой личности. Эти изменения особенно отчетливо реализовались в авторском «перестроечном» плакате. Последовавшая за распадом СССР смена социальной парадигмы коренным образом поменяла облик отечественного «постсоветского» социального плаката. Сегодня социальный плакат – носитель новой идеологии демократии, гуманизма и толерантности, он причисляется к сфере социальной рекламы.

Российская социальная реклама, в качестве самостоятельного вида коммуникации, сформировалась не так давно – в постсоветский период начала 1990-х годов. Этот феномен стал предметом научной и профессиональной рефлексии лишь в последние несколько лет. К сожалению, несовершенство и размытость границ отечественной социальной рекламы не способствуют поднятию престижа и былого статуса социального плаката. Имеющиеся образцы плакатов отстают от западных аналогов по качеству творческого и технологического исполнения, что объясняет крайне скромные масштабы его применения в наружной рекламе.

В образовательной сфере отчетливо ощущается дефицит научно-теоретических и дидактических разработок по социальному плакату, что опосредованно сказывается негативным образом на уровне выполнения массового социального плаката. Потребность современного общества в эффективном, ярком и убедительном социальном плакате велика как никогда, и роль дизайн-проектирования в повышении его эстетического качества является решающей.

Визуально-графическая выразительность, воплощённая в художественном образе социального плаката, имеет большое значение для восприятия смысла, она является носителем художественной и эстетической ценности плаката. Это определяет актуальность искусствоведческого исследования социального плаката в контексте теории и методологии дизайна.



Степень научной разработанности темы. Научная база, относящаяся к теме диссертации, представляет собой обширный, подчас разрозненный материал. Монографических работ на русском языке, совпадающих с темой исследования, не обнаружено. Частично тема и её отдельные аспекты рассматривалась представителями различных научных областей в разных контекстах. Этот материал можно условно разделить на несколько блоков.

Первый – это монографии и диссертационные работы российских исследователей по социальной рекламе, рассматривающих социальный плакат как неотъемлемую часть истории социальной рекламы. Данное направление характерно для работ представителей наук социологической направленности, среди них авторы: Л.Н. Федотова, С.М. Исаев, В.В. Учёнова, Н.В. Старых, А.В. Ковалёва, М.И. Пискунова, С.Э.Селивёрстов, Е.В. Степанов, Д.С. Кочергина, М.А. Доронина.

В широком перечне источников, посвящённым эффективной рекламной коммуникации, стоит выделить литературу по психологии воздействия и восприятия визуальных рекламных объектов. Об этом писали: П.С. Гуревич, А.Н. Лебедев-Любимов, Е.Е. Пронина, Г.Н. Сартан, В. Ценев.

Следующий блок источников связан непосредственно с дизайн-проектированием. Важную роль в осмыслении методологии проектирования и философско-мировоззренческих основ профессии сыграли исследования авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Е. Н. Лазарева, Э.П. Григорьева, И.А. Розенсон.

Графическому дизайну, его истории, художественно-эстетической выразительности и методологии проектирования посвящены работы отечественных авторов: Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник, С.И. Серова. Специфику графического дизайна, применительно к рекламной коммуникации, исследовали Е.Э. Павловская, В.В. Волкова, А.Б. Симонов, Р.Ю. Овчинникова, П.А. Пименов.

Искусствоведческие исследования в области плакатной графики представляют непосредственный интерес для диссертанта. Среди них – научные труды С.И. Серова, К. Вашика, Н.И. Бабуриной, а также диссертационные работы последних лет, посвященные плакатному искусству, авторов: Ю.В. Ерохиной (отечественный киноплакат ХХ века), К. В. Лапиной (театральная афиша), Лю Цзянь (шрифтовой художественный плакат: китайский, европейский, русский), А. Ю. Спешиловой (жанры плаката времен Второй мировой войны).

Рассматривались работы зарубежных исследователей и коллекционеров плакатных произведений, подчеркивавших значение российского плаката в мировой истории плакатного искусства – М. Галло (Max Gallo) и Дж. Фостера (John Foster).

Объект исследования – социальный плакат, его становление как вида графического дизайна, процесс развития плакатного искусства, оценка современных тенденций в дизайне отечественного социального плаката.

Предметом исследования является синтез специфических составляющих проектного творчества в дизайне социального плаката, его образная
выразительность.

Эмпирическим материалом исследования являются наиболее характерные произведения отечественных мастеров социального плаката. Современный социальный плакат представлен в виде печатной листовой продукции различных форматов, к которым относятся и плакаты наружной рекламы. Диссертантом изучались социальные плакаты, опубликованные в различных источниках. К ним относятся: иллюстрированные книги и альбомы по плакатному искусству и графическому дизайну; специализированные печатные периодические издания; каталоги и сайты в Интернете с подборками плакатной графики российских и международных фестивалей, выставок, конкурсов плаката и графического дизайна.

Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XX века, связанного с бурным развитием социального плаката, до наших дней. Из рассмотрения исключены такие жанровые разновидности плакатного искусства как зрелищный (театральный, кино, цирковой) плакат, книготорговый и коммерческий (товарный) плакат. За границы исследования автор выносит тематику современного политического плаката.

В работе делается упор на специфику отечественного (русского, советского, российского) социального плаката. Образцы зарубежного социального плаката рассматриваются в качестве примеров только в двух вопросах, характеризующих принципиальное отличие «российского» от «западного» социального плаката. Первое – это специфика использования шоковых образов в плакате; второе – по сравнению с зарубежной практикой, у нас считается неуместным демонстрировать «инновационный проектный поиск» в обозначенной сфере.



Цели и задачи диссертационной работы. Цель исследования – определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката.

Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:



  1. Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.

  2. Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства ХХ века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.

  3. Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.

  4. Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.

Методы исследования. В диссертационной работе в качестве основных использованы следующие методы:

  • Метод исторического анализа – для изучения генезиса и этапов исторического развития социального плаката;

  • метод искусствоведческого анализа – для описания образной и композиционно-графической выразительности плакатных произведений;

  • метод сравнительного анализа – для выделения признаков, отличительных характеристик и плоскостей соприкосновения современного отечественного «выставочного» и «массового» социального плаката.

  • метод систематизации и типологизации объектов и феноменов – для построения типологий: тематических разновидностей социального плаката; принципов образно-графической выразительности плаката; видов плакатной метафоры; инновационных приёмов в плакатной сфере.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях.

Диссертация является первым искусствоведческим исследованием, рассматривающим социальный плакат в нескольких смысловых плоскостях:



  • как традиционный жанр графического дизайна;

  • как носителя художественно-эстетических, стилевых, композиционных и образно-семантических традиций русского дореволюционного, советского и постсоветского плакатного искусства;

  • как значимый дизайн-объект и структурный элемент современной «социальной рекламы», отличающийся исторически сложившейся спецификой более глубокого влияния на общественные интересы;

  • как объект графического дизайна, обладающий потенциалом «расширения» своих функционально-морфологических рамок.

Впервые всестороннему рассмотрению в работе подверглись этические основы проектирования, специфика целеполагания и последовательность проектного процесса в дизайне современного социального плаката.

Дана типология современного социального плаката в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Для каждой разновидности выявлена взаимосвязь с определённым эмоционально-образным, эстетическим и композиционно-графическим решением.

В диссертационной работе впервые в российском искусствознании описаны тенденции инновационного проектного поиска, связанные с необходимостью повышения выразительности художественного образа современного социального плаката.

Практическая значимость исследования. Диссертационная работа может представлять теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере социального плаката. Результаты исследования могут быть использованы для последующих научных изысканий в области истории графического дизайна и плакатного искусства. Теоретический материал диссертационной работы может быть адаптирован к преподаванию в дизайнерских, художественных и гуманитарных ВУЗах. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных лекционных курсов по теории и истории графического дизайна и отечественной социальной рекламы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были апробированы в докладах автора на двух межвузовских конференциях молодых ученых и студентов Уральской государственной архитектурно-художественная академии (2006 и 2007 гг.) по разделу «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна». Материалы диссертации отражены в трёх статьях научного журнала, входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Диссертант выступил с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Культурное наследие России и перспективы мирового социокультурного развития», «Культурологические чтения – 2008» (г. Екатеринбург). Автор принимал также участие в работе двух Международных научно-практических конференциях «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» и «Художественное проектирование в дизайн-образовании» (г. Шадринск, 2008 и 2009 гг.). Имеются соответствующие публикации в сборниках материалов этих конференций.

Методические разработки автора, непосредственно связанные с темой диссертации, активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по специальности 052400 – Дизайн (квалификация 01 – графический дизайн) на кафедре графического дизайна УралГАХА. На основе теоретического материала исследования автором самостоятельно разработана Учебная программа и Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Специализированный рисунок» и Учебная программа по дисциплине «Дипломное проектирование 4 курс».



Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 124 источников, иллюстративного приложения. Объем основного текста диссертации – 120 стр. Приложение к диссертации содержит 142 иллюстрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, показана степень ее научно-теоретической разработанности. Поставлены цели и задачи исследования, определены объект, предмет и границы, охарактеризованы методы исследования, сформулирована научная новизна и представлена общая структура диссертации.
В I главе «Отечественный социальный плакат в культурно-историческом и актуальном значении» социальный плакат рассмотрен как исторически сложившийся жанр графического дизайна, имеющий в России богатые художественные и проектные традиции.

В разделе 1.1 «Этапы исторического развития отечественного социального плаката» выявляются исторические истоки и особенности стилевого, образного и тематического развития социального плаката в ХХ веке.

Традиционно понятие «плакат» в научных источниках трактуется как тиражируемое произведение графики прямоугольного формата, разнообразных масштабов, выполненное полиграфическим способом на бумаге. Для того, чтобы выделить социальный плакат среди прочих жанровых разновидностей плаката (киноплакат, зрелищный, рекламный, политический), приводится краткое определение, которое выявляет смысловое и тематическое отличие социального плаката.



Определение: Социальный плакат – это плакат, пропагандирующий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы, угрозы и бедствия.

Всё богатство художественного наследия российского социального плаката автор предлагает рассматривать по следующим четырем основным историческим этапам развития этого плакатного жанра:



  • первый этап – «дореволюционный благотворительный», хронологические рамки – конец XIX – начало XX века, до Октябрьской революции;

  • второй этап – «советский революционно-авангардный», хронологические рамки – с 1917 года по 1930-е годы;

  • третий этап – «советский социалистический реализм» – с 1930-х годов до середины 1980-х годов (начало перестройки);

  • четвертый этап – «современный», с середины 1980-х годов по сей день.

Кроме того, автор уделяет внимание периоду «протодизайна», не относимому к числу «исторических». Такое поэтапное разграничение позволяет диссертанту чётче выявить особенности эволюции социокультурного и политического контекстов плакатного искусства, понять суть их трансформации в изучаемом историческом периоде времени.

В этом разделе рассмотрены формы социального плаката, относящиеся к протодизайну (периоду лубочных картинок) и первые три исторических (дореволюционный и два советских) этапа из четырех обозначенных.

Прототипами «исторически» возникших форм отечественного социального плаката, то есть образцами их «протодизайна» естественно считать народные лубочные картинки «простовики» (XVII-XIX века). Сюжеты русских лубков часто носили назидательный и просветительский характер. В ироничной, либо поучительной манере они внедряли в сознание широких народных масс «вечные» нормы жизненной целесообразности, заботы о здоровье, мудрости добропорядочного поведения. Примером непосредственного отражения социальной политики государства в области медицины может служить выпущенная в период царствования Елизаветы Петровны (середина XVIII века) сюжетная серия лубочных картинок, посвященная пропаганде прививки от оспы «О пользе оспопрививания» (описано Д.А. Ровинским). Широко известны лубки, демонстрирующие пагубность злоупотребления алкоголем и порицание разгульного образа жизни. Влияние художественного языка русского лубка на плакатное искусство ХХ века отмечали многие российские исследователи (Б.М. Соколов, Н.М. Тарабукин, Н.И. Бабурина, Э.М. Глинтерник).

Первый этап – «дореволюционный». Конец XIX века был периодом бурного развития рекламы и её печатных форм в Европе и в России. Плакаты и театральные афиши становились обычным явлением жизни. О возросшем влиянии плаката на жизнь российского общества свидетельствует факт открытия в Санкт-Петербурге (позже в Москве и Киеве) в 1897 г. первой в России «Международной выставки художественных афиш» – это событие дало необходимый стимул для развития русского плакатного искусства.

Значительная активизация социально-благотворительной деятельности и её плакатной пропаганды произошла в связи с участием России в Первой мировой войне. Практически все плакатные произведения того времени (1914-1917 гг.) отражали деятельность различных сил общества по сбору пожертвований в пользу раненых солдат, их семей, обездоленных сирот. В эту деятельность включались лучшие художники того времени: Л.С. Бакст, братья А. М. и В. М. Васнецовы, К.А. Коровин, Л.М. Браиловский, Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, которые считали работу над благотворительным плакатом своим гражданским и нравственным долгом (по В.В. Учёновой и Н. В. Старых).

Социально-благотворительный плакат характеризуется многообразием графических стилей, тематическим и сюжетным богатством. Художники, которым поступали заказы на создание этих плакатов, ориентировались на свое личное представление о том, каким именно должно быть плакатное произведение, чтобы оказать нужное информационное и эмоциональное воздействие на зрителя. Каноны жанра еще не были окончательно сформированы, каждый автор работал над плакатным произведением, опираясь на композиционно-графические приёмы и средства выразительности из области станковой живописи и прикладной графики, в частности книжной иллюстрации. Декоративность, разнообразие применяемых шрифтов и стилей, высокохудожественная иллюстрация – неотъемлемые признаки дореволюционных плакатных произведений в сфере социальной пропаганды и благотворительности.

Второй этап – «советский революционно-авангардный».

Наибольший интерес для нашего исследования представляют революционные плакаты, тематически близкие к современным социальным плакатам. В тематике революционного плаката отражена специфика социальных задач, остро стоящих перед новой властью: борьба за всеобщую грамотность (А.А. Радаков «Неграмотный тот же слепой», 1920 г.), утверждение женского равноправия (неизв. автор «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке», 1920 г.), забота о здоровье и воспитании детей (А. Федоров «Долой избиение и наказание детей в семье», 1926 г.), пропаганда здорового образа жизни и спорта (В.С. Пшеничников «Всероссийский праздник физкультуры», 1927 г.).

Для плакатных произведений первых революционных десятилетий были характерны авангардные композиционно-графические и стилистические приёмы. Это – активное использование в изображении фотомонтажа, дополняемое шрифтовыми композициями и рисованными элементами фона; эксцентричные диагональные композиции, составленные из графической иллюстрации, букв, стрелок, растровых мотивов, восклицательных знаков. В социальных плакатах использовались доминантные фигуры в необычных ракурсах и позах, усиливающих призывность и эмоциональность плаката. Авангардные эксперименты художников-конструктивистов (А.М. Родченко, В.В. Маяковский, Л. Лисицкий, братья В.А. и Г.А. Стенберги, Д.А. Буланов, Г.Г. Клуцис, С.Я. Сенькин и другие) в плакатном жанре обогатили мировую плакатную графику самобытными средствами художественной выразительности.

В целом отмечается, что для революционного социального плаката характерно использование одухотворенных героических персонажей, патетических сюжетов, ярких образных метафор и ёмкого символического наполнения.



Третий этап – «советский социалистический реализм» (с 1930-х г. по 1985 год). На определение начала этого этапа повлияли события связанные с утверждением культа личности Сталина с последовавшими репрессиями и кадровыми чистками в сфере плакатного искусства. Авангардные плакаты подверглись критике «за формализм». Начиная с 1932 г. во всех видах массового советского искусства насаждается стиль «социалистического реализма». Значимость плаката как инструмента пропаганды на этом историческом этапе не уменьшается, а наоборот – плакат укрепляется в статусе эффективнейшего средства суггестивного воздействия на широкие народные массы. Социальные приоритеты советской власти отражены в плакатах на темы: дружная многодетная семья (В.И. Говорков «За радостное цветущее детство, за счастливую, крепкую семью!», 1936 г.), социальная роль женщины (Б.Н. Дейкин «8 Марта – день восстания работниц против кухонного рабства», 1932 г.), пропаганда физкультуры и спорта (А.А. Дейнека «Работать, строить и не ныть!», 1933 г.).

В мировой истории искусства ХХ века советский патриотический плакат периода Великой Отечественной войны считается ярким художественным феноменом, демонстрирующим величие духа советского народа. Особую убедительность имели плакаты, демонстрировавшие трагедию войны – страдания мирного населения от немецких оккупантов, в них использовались образы солдатской матери, жены, детей – это работы: «Воин Красной Армии, спаси!» – В.Б. Корецкий, 1942 г.; «Смерть детоубийцам!» – В.С. Иванов, О.К. Бурова, 1942 г.; «За честь жены, за жизнь детей…» – Л.Ф. Голованов, 1942 г.

В период послевоенного восстановления хозяйства и налаживания мирной жизни в советском плакате нашли отражение следующие социально-ориентированные темы: борьба с алкоголизмом и табакокурением; безопасность на производстве; морально-нравственный облик строителя коммунизма; любовь к чтению; бережное отношение к хлебу; воспитание у детей тяги к знаниям, потребности к труду и уважения к старшим; пропаганда здорового образа жизни. Для периода первых двух послевоенных десятилетий характерна стабилизация стилистических и эстетических критериев плакатного искусства. Жанр плаката окончательно оформился и приобрел статичность внутри стиля «социалистический реализм», шрифтовая составляющая в общей композиции листа плаката утратила динамизм и былую эксцентричность.

В «период застоя» в плакатной графике происходит сдвиг от достоверной иллюстрации к более формализованной и обобщенной графике (конец 1960-х, 1970-е годы). Изображение человека утратило черты портретной проработанности, в некоторых плакатах превратившись в пиктограмму или карикатуру. «Реалистичную» плакатную иллюстрацию сменила техника сочетания линии и активного пятна, плакат стал выглядеть декоративнее.

В 1970-е годы к утвердившимся социальным темам в плакате прибавилась тема охраны природы (Л.С. Тарасова «Берегите природу!», 1977 г.).

Характерной чертой советских социально-ориентированных плакатов является их идеологизированность. Производство плаката было полностью монополизировано государством, смысловое и образное наполнение плакатов регламентировалось при помощи государственных органов надзора, контроля и цензуры. Социальный плакат не только манипулировал общественным сознанием, но и правдоподобно отображал и фиксировал жизнь – в этом заключается историческая значимость плаката. Не вызывает сомнений его весомый вклад в формирование художественно-графических традиций современного российского социального плаката и графического дизайна в целом.



В разделе 1.2 «Современный период: разделение социального плаката на «выставочный» и «массовый»» представлен четвертый, «современный» (новейший) этап развития социального плаката. Этим завершается историческая часть исследования. Внимание заостряется на разделении социального плаката на два обособленных феномена – авторский «выставочный» плакат и «массовый» безымянный, имеющих разнообразные плоскости соприкосновения и промежуточные формы существования в современной ситуации.

Четвертый, «современный» этап, начинается с середины 1980-х годов, и длится по настоящий момент. Поворотным моментом для истории России было крушение тоталитарного Советского государства (1991г.), но либерализация плакатной сферы и «сбрасывание оков» коммунистической идеологии произошли раньше, в эпоху «горбачевской перестройки» (1985 г.), с появлением перестроечного плаката. В плакате визуализируются веяния нового времени, «пережитые» и прочувствованные дизайнерами-графиками лично, предъявленные зрителю как собственная «боль души». Многие работы носили социально-политический характер: обличали негативные моменты в истории государства, лицемерие и бюрократизм власти, нищету и низкий уровень жизни людей в СССР. Современные исследователи (С.И. Серов, Н.И. Бабурина, К. Вашик) назовут плакат времен перестройки «критическим» и «разоблачительным».

В это время в социальном плакате появляются новые злободневные темы (на смену позитивно-показным советским плакатным сюжетам), например тема борьбы с наркотиками. Одними из первых в этом направлении были работы: «Наркомания – самоубийство» – С. Смирнов, конец 1980-х гг., плакат «Не попадись!» – А. Фалдин и А. Сегаль, конец 1980-х гг., «Наркомания – это смерть!» – А. Цыганок, 1988 г. Впоследствии проблема наркомании в России приобрела угрожающие масштабы, роль социального плаката в борьбе с употреблением и распространением наркотиков становится всё более весомой.

Распад СССР означал для российских плакатистов лишение главного заказчика в лице государства, отлаженная система создания и распространения плаката потерпела полный крах, многие дизайнеры-графики продолжали работать в плакатном жанре по собственной инициативе. В начале 1990-х годов рождается самобытный феномен, названный постсоветским «авторским» плакатом, он был малотиражным, или, буквально, единичным. Заказчиком такого произведения был сам автор. Снятие стилевых, тематических и идеологических ограничений с художника привело к появлению нового «авторского» «концептуального плаката» (по С.И. Серову) «в котором художник стремился раскрепостить свое зажатое правилами, догмами, комплексами мышление, призванное быть творческим»2. В жанре социального плаката работали многие известные дизайнеры: А. Чанцев, В. Чайка, Ю. Боксер, Э. Белоусов, Ю. Гулитов, Б. Трофимов, Э. Кагаров, В. Акопов, А. Логвин и другие авторы. Развитие элитарного, высокохудожественного авторского плаката стимулировалось плакатными акциями, профессиональными конкурсами и биеннале графического дизайна «Золотая пчела», проходившими под патронажем Союза дизайнеров РФ.

В первой половине 1990-х годов в России проходят первые федеральные кампании социальной рекламы (медиа-проект «Позвоните родителям!», 2002 г.), в которых социальный плакат являлся структурной единицей в большом комплексе рекламоносителей (приоритет был за телерекламой). Таким образом, обозначилась проблема отсутствия авторской идентификации в социальном плакате, как в поточно-массовом, «безликом» и «безымянном» дизайн-продукте. В 1995 году социальная реклама законодательно и организационно оформляется как обособленная деятельность, отвечающая общественным и государственным интересам. В составе социальных кампаний плакат занял своё место как второстепенный (поддерживающий) элемент в разветвлённой, диверсифицированной системе носителей (объектов). Массовые тиражи социального плаката в наружной рекламе стали обслуживать недолговечные, локальные социальные кампании, которые плохо финансировались, или производились на безвозмездной основе. Следствием этого явилось резкое ухудшение художественно-эстетического качества массового социального плаката, малохудожественные плакаты с невнятным смысловым посылом – печальная «норма» для российской социальной рекламы рубежа ХХ и ХХI веков.

Анализ тенденций, возникших в постсоветском социальном плакате, позволил диссертанту выделить две полярные разновидности этого феномена:



  • авторский «выставочный социальный плакат» – единичный (нетиражный) эксклюзивный плакат, созданный дизайнером в инициативном порядке для участия в конкурсах (выставках, фестивалях);

  • «массовый социальный плакат», как правило, безымянный, многотиражный плакат, являющийся структурным элементом в системе комплекса объектов социальной кампании.

Обнадеживающими являются примеры того, как «выставочный» плакат становился «массовым». Например, студенческие плакаты, призёры конкурса социального плаката, при содействии административных структур были размещены в городской сети щитовой рекламы (опыт конкурса социальных плакатов против наркотической и табачной зависимости в УралГАХА, опыт Московского фестиваля социальной рекламы (МФСР)).

Диссертантом отмечается, что авторский «выставочный» плакат ближе к искусству. Зритель психологически предрасположен и подготовлен к восприятию персонального плакатного произведения. Контакт зрителя с «массовым» социальным плакатом носит спонтанный и кратковременный характер. «Выставочный» социальный плакат, по сравнению с «массовым», более «глубокий» и субъективный. В рекомендательном порядке автором обозначена мысль о сближении «выставочного» и «массового» плаката с целью повышения художественного и эстетического качества последнего.

Анализ современного состояния социального плаката в России и за рубежом позволил диссертанту сделать вывод о необходимости расширить функционально-морфологические рамки плаката за счёт применения новейших технологий печати и вторжения в консервативную сферу его морфологии инновационных веяний и нестандартных, порой радикально-альтернативных подходов. Это означает, что настало время скорректировать традиционное научное понимание плаката как бумажно-листового объекта графического дизайна. Сегодня массовый социальный плакат нуждается в более активной подаче социально-значимой информации. Принимая во внимание исключительно формальные характеристики социального плаката, автор предлагает поддержать и усилить следующие тенденции:


  • изображение на плакате не обязательно должно ограничиваться правильным прямоугольным форматом. Оно может принимать «неправильную» геометрическую форму поверхности, следуя габаритам основы, на которую нанесено (или вопреки этой геометрии). Сегодня используются прозрачные самоклеющиеся материалы, позволяющие трансформировать прямоугольный формат в сложный, произвольный.

  • нужно стимулировать использование широкого спектра полиграфических материалов для производства плакатов – бумаги с новыми свойствами, баннерной ткани, самоклеющихся материалов, светящихся в темноте красок и других технологических новшеств;

  • целесообразно изменить морфологию плаката применением пластических трансформаций поверхности за счет использования фигурных прорезей и отгибов отдельных элементов, смятие краёв, перехода частей изображения из плоскости в объём и т.д., преодолевая стереотипное представление о плакате как о плоской (цельной, замкнутой) поверхности;

  • необходимо активно применять не только новые виды рекламных поверхностей, но и нетрадиционные места размещения плаката. Плакаты могут расклеиваться не только на стенах зданий и специальных стендах как раньше, но и на других объектах городской среды и их поверхностях в местах общественного пользования (в метро, на полу или на потолке торговых центров, на дверях городского транспорта, на мусорных баках и т. д.).

Таким образом, подобно «расширяющемуся» дизайну (по Н.В. Воронову), социальный плакат можно считать «расширяющимся» объектом проектирования в сфере графического дизайна.
Глава II «Социальный плакат в контексте проектной деятельности» посвящена рассмотрению разнообразных аспектов в проектировании плаката: методологических, тематических, образно-смысловых, эстетических.

Раздел 2.1 «Дизайн отечественного социального плаката: целеполагание и структура проектного процесса».

Анализ системы целей и функциональных задач в дизайне отечественного социального плаката позволил диссертанту выделить основополагающие аспекты проектного целеполагания.



  • Основная гуманистическая цель и предназначение социального плаката – помогать людям в преодолении проблем и угроз, способствовать гармонизации социальных отношений.

  • Социальный плакат играет разностороннюю воспитательную роль: в сфере эстетического воспитания личности как объект графического дизайна3; в сфере морально-нравственных и ценностных ориентиров личности как коммуникативный инструмент социальной пропаганды.

  • Цели дизайна социального плаката характеризуются этической и активно-деятельной (преобразовательной) позицией по отношению к незащищенным слоям общества. Это находит отражение в плакатах, привлекающих внимание общества к проблемам пожилых людей, инвалидов, брошенных детей, бездомных и т.д.

В разделе представлена принципиальная модель проектного процесса в дизайне социального плаката. В её структуру, помимо основных проектных этапов, включены значимые элементы дизайн-процесса. Это – «социальная идея» (предмет коммуникации), «дизайнер» (субъект), «социальный плакат» (сообщение), «потребитель» (объект воздействия), «эффект воздействия». В качестве основных выделены и рассмотрены4 (применительно к специфике проектирования социального плаката) следующие этапы проектного процесса: «целеполагание», «концептуальный этап», «этап визуального воплощения».

Первый проектный этап – «целеполагание» соотносится с социальным заказом общества. Заказчик5 социального плаката определяет тематику и формальные требования к социальному плакату. В ситуации создания «выставочного» плаката доминируют творческие приоритеты и цели автора, при этом дизайнер должен «ощущать» связь со зрителем. Если на дизайнера возлагается ответственность за разработку «массового» плаката, на этапе целеполагания он должен чётко определить ограничения, связанные с массовым и недолговременным характером использования социального плаката, при этом недопустимо предумышленное «снижение» качества идейно-смысловой и художественной проработки плаката в угоду «универсальности».

На следующем «концептуальном этапе» происходит разработка базовой творческой идеи социального плаката, определяются принципы взаимодействия визуальной и текстовой составляющих плакатного произведения. «Этап визуального воплощения» – это результат деятельности по реализации замысла (воплощение всех авторских идей) и поиск средств визуально-графической выразительности (композиция, стилистика, цветовое решение, шрифты, графические техники). Визуально-графическое воплощение, воздействуя на потребителя через художественный образ, определяет эффективность социального плаката. Необходимо соблюдение общих принципов образно-графической выразительности плаката.

Дизайнер, разрабатывая идею и графическое решение социального плаката, выбирает сам: какие методы психологического воздействия уместно применить в данной теме, будет ли эмоционально-образное решение строиться в соответствии с концепцией «позитива» или «негатива», будут ли использованы выразительные приёмы «шока» и «гротеска»? Возможно, необходимо нейтральное, «спокойное» образное решение, соответствующее заданной тематике.



Раздел 2.2 «Типологические разновидности социального плаката: связь с образно-эмоциональным и эстетическим решением». Произведена типологизация социального плаката, основанная на психологии личности. Рассмотрены эмоционально-смысловые параметры дихотомии «позитивное» – «негативное» применительно к проектированию образного решения плаката.

Анализ большого массива эмпирического и научного материала позволил диссертанту вывести тематическую типологизацию социального плаката6 в соответствии с психологией личности и ее социальными проявлениями. Всё тематическое разнообразие социального плаката можно объединить в три блока:



  1. Демонстрация опасностей и угроз человеческой жизни, борьба с пороками. Общий смысловой посыл плаката основывается на актуальных опасениях человека (материально-экономических, опасений за собственную жизнь и здоровье). В эту категорию попадают тематические плакаты: предупреждающие о наступлении катастроф и бедствий; показывающие, какие опасные последствия таят в себе алкогольная и наркотическая зависимости; оберегающие людей от попадания в ДТП; информирующие о террористической угрозе и прочих социальных неприятностях современной жизни, имеющих подчас трагический исход.

  2. Декларация ценностей и морально-нравственных социальных стандартов. В таких плакатах утверждаются приоритетные ценности каждого человека: мир и согласие, здоровье, семья и дети, личное счастье, любимая работа (стабильный доход), приемлемое жилище и экологический комфорт. Пропагандируется гуманное отношение к природе и домашним животным, общепринятые нормы нравственности (терпимость, сострадание к слабым и обездоленным, ответственность), гармония повседневных отношений в
    коллективе и в быту.

  3. Призыв к созиданию и активным действиям. Основываются на стремлении личности к достижению идеалов (индивидуальных и социальных). Призывы к проявлению активной гражданской позиции и социально-ответственной деятельности, к оказанию помощи окружающим людям.

Для плакатов каждого вида характерно преобладание определённого образно-эмоционального решения, которому соответствует специфический набор средств визуально-графической выразительности.

Социальный плакат первого типа воплощается в негативно окрашенных образах, рассчитанных на вызов у зрителя отрицательного (вплоть до шокового) состояния. Как правило, образные решения таких плакатов мотивированы эстетическими категориями «безобразное», «трагическое», «низменное». В них демонстрируются социально-неодобряемые действия. Нередко это плакаты-«страшилки» с элементами запугивания зрителя. Используется мрачная цветовая гамма, с контрастными, тревожными цвето-тоновыми сочетаниями.

Второй тип плакатов, наоборот, чаще воплощается в позитивно-окрашенных, жизнеутверждающих образных решениях. Дизайнер строит композицию и образ плаката, мотивируя своё решение эстетической категорией «прекрасное». В таких плакатах демонстрируется социально-одобряемое действие как волевой (преднамеренный) отказ от социально-неодобряемого действия. Ему соответствует светлая, яркая и комфортная для зрительного восприятия цветовая гамма, используется статичная горизонтальная композиция.

Третий тип призывно-созидательных плакатов тяготеет к использованию концепции «позитива» (как противопоставление «негативу»). В них демонстрируется призыв решить проблему активными действиями. Предпочтительно, чтобы в социальном плакате третьего типа финальная мысль была жизнеутверждающая, призывно-преобразовательная. Именно так решались плакаты мастерами, работавшими в суровые для страны годы революции, войны, радикального форсирования новостроек и битвы за урожай. В плакатах этого типа обращение-призыв (слоган) имеет директивную окраску, в нём используются побудительные глаголы. Цвето-тоновое сочетание, как правило, было контрастным, композиция – динамичной, диагональной (одна активная диагональ или взаимодействие двух диагоналей).

Принципы построения плакатов трёх типов были отработаны длительной практикой развития плакатного искусства, они остаются верными и сегодня.

В разделе описаны следующие технологии психологического воздействия в дизайне социального плаката: метод «рационального убеждения» (в противовес методу «внушения»); метод «воздействия «стороннего авторитета». Рассмотрены возможности корректировки нежелательных социальных стереотипов при помощи плаката. Для наглядной иллюстрации воздействия этих методов приведены социальные плакаты разных лет: революционные, советские и современные.



В разделе 2.3 «Специфика использования шоковых приемов в образном решении отечественного социального плаката» актуализируется вопрос о моральной ответственности проектировщика в вопросе обеспечения психологической безопасности зрителя в случае использования шоковых и эпатажных образных решений в социальном плакате.

В социальных плакатах «проблемного» типа (первая разновидность из нашей типологии) речь идет о тревожных и нелицеприятных явлениях. Для того, чтобы привлечь внимание зрителя к социальном плакату, проектировщики стремятся создать шокирующий, экспрессивный образ, отражающий суть проблемы в самых трагических, «крайних» её проявлениях. Художественный образ этих плакатов, как правило, базируется на «эстетике безобразного», или носит ярко выраженный характер гротеска. При этом реализуется фантастическое, противоречивое единство «прекрасного» и «безобразного», «трагического» и «комического» в неоднозначном образе плаката.

Современные российские проектировщики в своем творчестве нередко обращаются к подражанию образцам западного социального плаката, в котором в изобилии присутствуют примеры использования шоковых приёмов. В зарубежной практике социальной рекламы традиции использования шокирующих образов сформировались давно и вошли в проектную культуру в качестве оправданного и эффективно функционирующего выразительного метода. В современном отечественном социальном плакате эти традиции еще не сформированы.

Чувства, вызываемые шоковыми, устрашающими образами в плакате, относятся к разряду «сильных», травмоопасных для психики зрителя. Многие ученые поднимают проблемы психологической безопасности подобного воздействия. Так, Е.Е. Пронина считает, что реклама (в том числе и социальная), в первую очередь, должна быть корректной, а это значит – этичной.

Использование «шоковой терапии» в социальном плакате требует контроля за адресным, локальным применением плаката только для обращения к определенным возрастным сегментам аудитории. Например, молодежь и студенты более лояльны (по сравнению с пенсионерами) к восприятию шокирующих и гротесковых образов в плакате. Пример – довольно удачная антитабачная плакатная акция «Кури, детка!», использовавшая в качестве мест адресной расклейки плакатов вузы и студенческие общежития. Образно-эстетическая система этих плакатов знакома молодежной аудитории по компьютерным играм и фильмам в стиле «триллер» и «ужастик», она не вызывает психологического отторжения и воспринимается как игровой момент.

Диссертант делает вывод о том, что социальный шок, в той «жесткой» форме, в которой он реализуется в западных плакатах, не соответствует культурным традициям отечественного социального плаката и менталитету нашего потребителя, сформировавшемуся благодаря позитивному настрою советского плаката и искусства в целом. Одновременно отмечается высокий потенциал шоковых образных решений, который при грамотном и уместном применении способен значительно повысить убедительность социального плаката.


Третья глава «Дизайн социального плаката: принципы формирования выразительного художественного образа» посвящена проектным особенностям и способам создания выразительного художественного образа плаката, формирующегося в условиях, когда необходимо создать массовый социальный плакат, прямо отвечающий запросам и ожиданиям потребителя.

Раздел 3.1 «Роль метафоры и символа в формировании художественного образа плаката».

Метафора, как средство образной выразительности, усиливает восприятие объекта. Это свойство метафоры, как и других тропов, основывается на способности человеческого сознания осуществлять акты сравнения, мыслить ассоциативно, то есть схватывать аналогию, схожесть одних воспринимаемых объектов с другими объектами. Диссертантом предпринята попытка изучения художественных, эстетических и образно-смысловых свойств метафоры, применительно к социальному плакату.

Метафора, воплощенная в изобразительном жанре плаката, не может противопоставляться вербальной речевой метафоре. Задача состоит в том, чтобы продемонстрировать единство изобразительно-иллюстративной (иконической) и текстовой (вербальной) составляющих на основании их неразрывного взаимодействия в плакате. Плакат принадлежит к особому виду текстов (если следовать общепринятой междисциплинарной трактовке текста как знаковой системы), а именно – является «креолизованным текстом»7 (по А. Ю. Спешиловой). Вербальный и визуальный (иконический) текст в плакате активно взаимодействуют, взаимно дополняя и усиливая друг друга, создавая сложносоставную семиотическую систему в структуре плакатного произведения. Это обеспечивает целостность восприятия образа плаката, его связность и выразительность. «Креолизованный» характер плаката предоставляет проектировщику широкие возможности использования метафоры в качестве выразительного художественного приема.

Изучение большого массива образцов плакатного искусства ХХ века дало возможность обобщить содержание основных плакатных метафор в социальном плакате. Их можно классифицировать по признаку «донорства» или заимствования метафорического сравнения из определенных сфер окружающей действительности. В работе различаются три вида плакатной метафоры:



  • природная метафора (антропоморфизм, зооморфизм, фитоморфизм), помимо символических знаков живой и неживой природы в нее входят особые поэтические состояния природы, погодные феномены;

  • социально-бытовая метафора включает широкий спектр событий и феноменов социальной жизни (из сфер досуга, работы, семьи) а также вещи, окружающие человека в повседневном быту;

  • культурно-историческая метафора – более глобальная и духовно насыщенная, чем социально-бытовая метафора. Она охватывает феномены мировой культуры и значимые исторические события, а также судьбы знаковых и героических персон.

Благодаря преемственности художественных традиций плакатного искусства ХХ века образность большинства современных социальных плакатов характеризуется метафоричностью и символической «насыщенностью». Семиотический подход в анализе примеров социальных плакатов позволил сделать вывод о том, что современные дизайнеры-плакатисты используют в качестве метафорического сравнения как «вневременные» символы и эмблемы (укоренившиеся в культуре плакатного искусства), так и метафорические символы из современной жизни. Символический «арсенал» социального плаката все время пополняется актуальными значениями из жизни (отображениями событий, социальных бедствий и глобальных проблем). Использование в плакате символики современности требует взвешенных проектных решений, в массовом социальном плакате целесообразно использовать уместные, однозначно декодируемые зрителем символы, подчеркивающие основную идею. В работе рассмотрена символика современных плакатов на тему защиты детства (традиционный плакатный символический знак «плюшевый мишка»), а также символы, используемые в плакатах антиалкогольной тематики (символический знак алкогольной зависимости – «бутылка»), и в антитеррористическом плакате (здесь актуальны образы террористической угрозы и символы, заимствованные из антивоенного советского плаката).

Метафоричность и символизм художественного образа социального плаката активизируют у зрителя рассудочную деятельность, а также усиливают воображение и эмоционально-чувственное восприятие, наделяя плакатный образ поэтичностью и ёмким точным смыслом.



Раздел 3.2 «Традиционные принципы выразительности художественного образа социального плаката» посвящен рассмотрению исторически сложившихся принципов образной и композиционно-графической выразительности массового социального плаката.

Современная урбанистическая среда характеризуется увеличением общего информационного потока и уменьшением времени визуального контакта зрителя с социальными плакатами наружной рекламы. Поэтому необходима разработка специфических требований к образно-графическому решению плаката, экспонируемого в условиях городской среды. Автором были изучены существующие и разработаны вновь предлагаемые базовые принципы выразительности массового социального плаката. Вот некоторые из них:



«Принцип однозначности», реализуемый в социальном плакате, обусловлен необходимостью четкого, недвусмысленного (однозначного) толкования созданного образа для адекватного декодирования смыслового посыла и достижения максимального коммуникативного эффекта. Известно, что достоинством художественного произведения является возможность свободной интерпретации зрителем (или читателем) воспринимаемых смыслов и образов, что может порождать их «многозначность». В массовом плакате это свойство произведения считается нежелательным (в противоположность авторскому выставочному плакатному произведению, где «многозначность» допустима и даже желательна). Проектно-художественный образ в массовом плакате должен быть «внятным»; недопустимо, чтобы он «запутывал» или раздражал зрителя множественностью смысловых трактовок. В конечном итоге, плакат должен однозначно сказать зрителю о том, где положительный, а где отрицательный полюс, то есть сформировать и усилить нужное оценочное суждение с точки зрения существующей социальной проблемы. Согласно этому принципу, в плакате должны использоваться только однозначно-воспринимаемые типажи героев, сюжеты, символы, метафоры.

«Принцип визуального лаконизма» плаката, предполагает целесообразность использования в плакате только лаконичной, быстро считываемой графики, он соотносится с этапом визуально-графического воплощения и достигается композиционными средствами. Графический и шрифтовой лаконизм плаката способен не только усилить эмоциональное воздействие, но и сократить время восприятия. Дизайнер обязан знать современные эргономические требования в области визуального восприятия графики (шрифт, цвет, контраст между доминирующим изображением и фоном) в плакатах наружной рекламы.

«Принцип синхронности» или актуальности плаката выражается в использовании в плакате современной, по отношению к адресату, эстетической системы. Выразительные композиционные приёмы и графические техники должны соответствовать визуальному языку массовой культуры, которые легко опознаются потребителем и привлекают его внимание.

Социальный плакат является актуальным объектом графического дизайна. В работе приводятся примеры и перечисляются некоторые наиболее популярные графические приёмы и техники, формирующие богатый визуальный язык современного социального плаката. Среди них – компьютерный фотоколлаж, стили уличного искусства (граффити, стенсил-арт), векторная графика, трехмерные эффекты, комикс, «трэш»-коллаж и другие. Остаются популярными традиционные виды «ручной» графики.

Отмечается, что, в отличие от зарубежного социального плаката, отечественный социальный плакат характеризуется обязательным наличием текстовой составляющей в виде слогана (призыва), играющего немаловажную роль в восприятии смысло-образа социального плаката.

В разделе 3.3 «Инновационные методы повышения образной выразительности социального плаката» рассмотрены предпосылки инноваций в дизайне социального плаката, обусловленные общей тенденцией, характерной для современной массовой коммуникации, выражающейся в кризисе традиционных способов распространения информации.

Проектная деятельность – это творческий процесс, характеризующийся единством новаторства и репродуктивности. В дизайне отечественного социального плаката это проявляется в преемственности художественных традиций плакатного искусства предшествующих периодов и в непрекращающемся проектном эксперименте, с целью создания актуального выразительного плаката, привлекающего внимание современного зрителя.

Диссертант проводит анализ зарубежного опыта разработки и использования инновационных методов повышения образной выразительности в дизайне социального плаката (к сожалению, в российской практике удалось обнаружить лишь несколько разрозненных примеров). Этот анализ позволил проследить пути инновационного проектного поиска и методы повышения образной выразительности в дизайне социального плаката. Особого внимания заслуживают следующие выразительные приёмы:


  • изменение морфологии плаката как «листового», плоского объекта путём пластической трансформации плаката или его частей и перевода отдельных элементов из плоской графики в объем и за пределы поверхности плаката;

  • остроумные способы взаимодействия графического решения плаката с окружающей средой, использование средового контекста, с нарушением целостности плоскости плаката, добавлением прозрачных элементов и других инновационных приёмов;

  • использование необычных мест размещения плакатов, ранее не использовавшихся для рекламных целей, в том числе, неожиданных, непривычных для потребителя объектов, в сочетании с которыми вдруг появляется плакат;

  • применение в плакате специфических новейших рекламных материалов и технологий (способов составления и нанесения изображения на объект-носитель), позволяющих изображению меняться заданным образом в зависимости от освещения или с течением времени.

Базовый принцип проектирования инновационных форм в социальном плакате – это подчинение всех средств выразительности социальной проблеме. Новизна и оригинальность дизайна должны, в первую очередь, работать на привлечение максимального внимания к социальной идее, а не на отстраненную красоту дизайнерского воплощения.

Выявленные тенденции и примеры инновационных подходов в создании выразительного образа социального плаката служат богатым методическим материалом для применения в учебном образовательном процессе в системе подготовки дизайнеров графики. Неоценима воспитательная роль социального плаката – он помогает осознать молодому дизайнеру ценностные ориентиры выбранной профессии. В ситуации учебного проектирования, когда студент не зажат в жестких рамках требований реального заказчика и технологических ограничений, именно проектирование «на перспективу» новых, нестандартных образных решений и инновационных разновидностей социального плаката помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, раскрепостить его проектное мышление и изобретательность. Это позволяет вникнуть в самую суть дизайнерской деятельности, которая по определению является новаторской, прогностической и опережающей сегодняшний день.


ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.


  1. Систематизирован научный материал по истории отечественного социального плаката:

  • исследован генезис (формы протодизайна) социального плаката, проявленный в социальных темах русского лубка (XVII-XIX вв.);

  • выделены и описаны четыре основных исторических этапа развития отечественного социального плаката (с момента утверждения плаката в начале ХХ века до настоящего времени): «дореволюционный благотворительный», «советский революционно-авангардный», «советский социалистический реализм», «современный»;

  • дана характеристика основных образно-графических средств выразительности, перечислены социально значимые темы плакатных произведений для каждого из обозначенных этапов.

  1. Установлено, что на протяжении истории развития отечественного социального плаката были сформированы самобытные композиционно-графические, стилистические, семантические традиции, обогатившие выразительность социального плаката и графический дизайн в целом. Современный этап охарактеризован условным разделением социального плаката на «выставочный» (представитель элитарной сферы авторского самовыражения дизайнера) и «массовый» плакат (относится к средствам социальной рекламы). Произведено сопоставление этих форм социального плаката, выделены черты сходства и различия, плоскости соприкосновения. Доказано, что современный массовый социальный плакат расширил свои функционально-морфологические рамки и является перспективным объектом дизайнерских инноваций.

  2. Анализ специфики целеполагания в дизайне отечественного социального плаката позволил сделать выводы: социальный плакат имеет большое воспитательное значение, он является носителем гуманистических ценностей культуры и общества, пропагандистом базовых ценностей дизайна как социально-ответственной профессиональной деятельности.

Произведена тематическая типологизация социального плаката. Выделено три базовых разновидности социальных плакатов: «демонстрация опасностей и угроз человеческой жизни, борьба с пороками», «декларация ценностей и морально-нравственных социальных стандартов», «призывы к созиданию и активным действиям», каждой соответствует специфическая эмоционально-образная и эстетическая концепция выразительности. Изучена специфика применения в отечественном социальном плакате эмоционально-образных приёмов «шока» и «гротеска».

  1. Осуществлен анализ основных средств формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката:

  • Метафора является традиционным средством усиления образной выразительности социального плаката. Анализ символики социальных плакатов показал, что в современном плакате используются как укоренившиеся в мировой культуре плакатные символы, так и символы современности (актуальные события, социальные проблемы и бедствия).

  • Определены три базовых принципа образно-графической выразительности массового социального плаката. «Принцип однозначности» и «принцип лаконизма» определяют точность (однозначность смысла) и быстроту восприятия образа плаката. «Принцип синхронности» обеспечивает совпадение эстетических систем плаката и зрителя, требует использования актуального визуально-графического языка современной массовой культуры.

  • Рассмотрены тенденция усиления образной выразительности современного социального плаката за счет использования инновационных приёмов в дизайне.

Определено важное воспитательное и обучающее значение социального плаката как объекта учебного проектирования в системе российского дизайн-образования.
Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:

  1. Игошина Т. С. Принципиальные основы формирования учебного курса «Дизайн социальной рекламы» в структуре подготовки дизайнеров рекламы и графики (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург) // Вестник Оренбургского государственного университета . – 2005, №9 (47). – с. 98–103 – 0,6 п. л.

  2. Игошина Т. С. Метафора как средство художественной выразительности плакатного искусства. // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009, № 17(155): Филология и искусствоведение. – с. 135141 – 0,5 п. л.

  3. Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: исторический путь, художественные традиции и инновационный поиск в дизайн-проектировании. // Научный журнал МГУДТ «Дизайн и технологии». №14 (56). - М.: ИИЦ МГУДТ, 2009 – 0,7 п. л. (в печати)

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

  1. Игошина Т. С. Плакат социальной рекламы в системе обучения дизайнеров рекламы и графики. Проектирование с использованием метода решения кентавр-проблемы (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург)//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007, № 76 – с. 236–241 – 0,5 п. л.

  2. Игошина Т. С. Социальная реклама как форма социальной коммуникации и объект проектирования//Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2008. - №4 (11): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. – В 2 ч. – Ч. 2. – с. 94–97 – 0,4 п.л.

  3. Игошина Т. С. Социальная самопрезентация личности проектировщика и аспекты проблемы «авторской идентификации» в конечном дизайн-продукте (на примере дизайна социальной рекламы) // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов. / Отв. Ред. М.С. Соколова, М. В. Соколов. – Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Вып. 3. – с. 83–90 – 0,5 п. л.

  4. Игошина Т. С. Плакат социальной рекламы как полноценный объект учебного проектирования, взаимосвязь идеи и графической композиции в дизайне социального плаката// Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект: материалы Междунар. науч.- практ. конф. 27 мая 2008 г. – /Отв. Ред. А. В. Палкина. – Шадринск: Изд.- во «Шадринский Дом Печати», 2008. – с. 287–294 – 0,3 п.л.

  5. Игошина Т. С. Социальная реклама и межличностная коммуникация: «Ты меня уважаешь?!» // Магистраль. Сборник трудов. – Екатеринбург: Архитектон, 2008. – с. 94–102.(в печати) – 0,4 п. л.

  6. Игошина Т. С. Учебное проектирование социального плаката: о принципах психологического воздействия в социальной рекламе // Художественное проектирование в дизайн-образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27 мая 2009. – Шадринск: Изд.-во «Шадринский Дом Печати», 2009. – c. 30–36 – 0,3 п.л.

  7. Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: как кризис рекламной коммуникации спровоцировал инновационный поиск в дизайн-проектировании. // Дизайн. Эргономика. Сервис. – М.: ВНИИТЭ, 2009. –Выпуск 2. – c. 128–141 – 0,5 п. л.

Статьи, опубликованные в электронном научном журнале, зарегистрированном в ФГУП НТЦ «Информрегистр»:

  1. Игошина Т. С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Известия ВУЗов. АРХИТЕКТОН». – 2006, №14. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_022 – 0,4 п. л.

  2. Игошина Т. С. Инновационные формы в дизайне социальной рекламы. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Известия ВУЗов. АРХИТЕКТОН». – 2007, №18. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2007_22 – 0,5 п.л.




1 Серов С. И. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004. - С. 12

2 Серов С. И. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004. - С. 17

3 О воспитательной функции дизайна писал Н.В. Воронов, воспитательную роль искусства отмечал в своих работах Л.С. Выготский и многие другие авторы.

4 Специфика проектного процесса (его этапы), применительно к дизайну коммерческой рекламы, рассматривалась в работах Е.Э. Павловской, А.Б. Симонова, В.В. Волковой.

5 Фактическим заказчиком социального плаката могут быть статусные субъекты (правительственные органы, профсоюзы) и не статусные субъекты (общественные организации, негосударственные фонды, частные лица) социальной рекламы (по С.М. Исаеву).

6 На базе типологии социальной рекламы, предложенной Я. Перепечаевой с существенными дополнениями и изменениями.

7 Креолизованный (смешанного типа) текст – это сочетание (слияние) в одном объекте двух семиотических систем вербальной и изобразительной (иконической). Другое название графических объектов, совмещающих эти две семиотические системы - «картоид». В нем подчеркивается, что ведущая функция в этой паре принадлежит иконической части «картоида», а вербальный текст (literature) является вспомогательным средством, поясняющим или интерпретирующим графическое изображение (согласно исследованиям Б.Б. Родомана и К.А. Салищева). Понятие «картоид» широко использует Э.П. Григорьев в своих моделях «Инвариантного метода проектирования».

скачать файл



Смотрите также:
Защита диссертации состоится «25» сентября 2009 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета д 217. 003
425.39kb.
Защита диссертации состоится "25" декабря 2009 г в 10 часов в 107 ауд главного корпуса на заседании диссертационного Совета д 212. 304
552.57kb.
Жанр фэнтези
304.66kb.
Защита состоится 20 июня 2012 года в 14: 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 136
362.18kb.
Ономастическая метафора в экономическом дискурсе
281.9kb.
Защита диссертации состоится 31 октября 2007 г в 10 часов на заседании диссертационного Совета д 212. 088. 04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07. 00
855.1kb.
Абдурасулова луиза сабировна высшие чешуекрылые (Lepidoptera, Rhopalocera) Сырдарьинского Каратау
331.33kb.
Защита состоится «15» октября 2011 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета дм 212. 304
322.73kb.
Защита состоится «13» ноября 2007 г в «13. 00» часов на заседании диссертационного совета к-212. 216
385.14kb.
«Служилые люди» и дворянство на территории Орловской губернии в конце XVI xviii вв.
326.8kb.
Исследование методов и алгоритмов
280.36kb.
Настоящее исследование относится к проблеме направленного синтеза координационных соединений заданного состава и строения, чем определяются их физические и химические свойства
242.3kb.